Уголовная ответственность за преступления в сфере налогового законодательства

налогообложением физических лиц и уплатой ими налогов.

Обязанность физических лиц, а также организаций платить страховые

взносы в государственные внебюджетные фонды возлагается на них Положением о

Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением ВС РФ от

27 декабря 1991 г. № 2122-1[3]; Положением о Государственном фонде

занятости населения Российской Федерации, утвержденным постановлением ВС РФ

от 8 июня 1993 № 5132-1[4]; Положением о Федеральном фонде обязательного

медицинского страхования, Положением о территориальном фонде обязательного

медицинского страхования и Положением о порядке уплаты страховых взносов в

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования,

утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24

февраля 1993 г. № 4543-1[5]; другими нормативными правовыми актами об иных

фондах, например Фонде социального страхования Российской Федерации.

В этих нормативных актах предусматривается, что финансовые средства

фондов формируются, в частности, за счет обязательных страховых взносов

работодателей, предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих

субъектов. В числе последних физические лица.

Уголовная ответственность за уклонение физического лица от уплаты

налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды

установлена ст. 198 УК РФ 1996 г.

Признаками, характеризующими элементы состава преступления уклонения

физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные

внебюджетные фонды, являются: непосредственный объект - общественные

отношения, обеспечивающие интересы экономической деятельности в сфере

финансов в части формирования бюджета от сбора налогов и государственных

внебюджетных фондов от сбора страховых взносов с физических лиц; предмет –

неуплаченный налог в крупном размере с дохода физического лица и

обязательная декларация о доходах или расходах, а также страховой взнос в

крупном размере в государственные внебюджетные фонды; объективную сторону:

альтернативно – непредставление обязательной декларации о доходах, либо

включение в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах,

либо уклонение от уплаты налога или страхового взноса в государственные

внебюджетные фонды иным способом; субъект: физическое вменяемое лицо,

достигшее 16 лет, обязанное платить подоходный налог и страховые взносы в

государственные внебюджетные фонды; субъективную сторону – вина в форме

прямого умысла.

Рассматриваемое преступление причиняет вред государственному бюджету в

части его формирования от сбора налогов с физических лиц вследствие

неуплаты налогов гражданами, обязанными в соответствии с законодательством

платить налоги с полученных доходов, а также государственным внебюджетным

фондам в части их формирования за счет страховых взносов из-за их неуплаты

физическими лицами, на которых нормативными правовыми актами возложена

обязанность уплачивать такие взносы.

Предмет преступления уклонения физического лица от уплаты налога или

страхового взноса в государственные внебюджетные фонды – неуплаченный налог

в крупном размере, обязательная декларация о доходах и расходах и

неуплаченный страховой взнос в государственные внебюджетные фонды. Он

альтернативен. Неуплаченный налог, декларация при ее непредставлении и

неуплаченный страховой взнос в государственные внебюджетные фонды налицо

тогда, когда налог или страховой взнос не уплачены, а декларация не подана,

т.е. налог, страховой взнос и декларация имеют уголовно-правовое значение

предмета преступления при их отрицательном выражении. В случаях

представления декларации этот предмет характеризуется содержанием, не

соответствующим действительности, а именно включением в декларацию заведомо

искаженных данных о доходах или расходах.

В качестве предмета преступления уклонения физического лица от уплаты

налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды выступают

неуплаченный налог или указанный страховой взнос в крупном размере.

Неуплаченный налог или названный страховой взнос характеризуют предмет с

качественной стороны, а крупный размер с количественной. Согласно

примечанию 1 к ст. 198 УК РФ «уклонение физического лица от уплаты налога

или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды признается

совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или)

страхового взноса в государственные внебюджетные фонды превышает двести

минимальных размеров оплаты труда». Следовательно, предмет этого

преступления – неуплаченный налог и (или) неуплаченный страховой взнос в

государственные внебюджетные фонды, в сумме превышающий двести минимальных

размеров оплаты труда. Если сумма налога и (или) названного страхового

взноса, от уплаты которого гражданин уклоняется, меньше двухсот минимальных

размеров оплаты труда или равна двумстам минимальным размерам оплаты труда,

то такой неуплаченный налог и (или) указанный страховой взнос не являются

предметом преступления. В последнем случае неуплаченный налог представляет

собой предмет административного правонарушения и уклонение от уплаты такого

налога влечет не уголовную, а административную ответственность — по ст.

156' Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. В соответствии с

п. 12 постановления № 8 Пленума ВС РФ от 4 июля 1997 г. «О некоторых

вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства

об ответственности за уклонение от уплаты налогов» «при определении в

денежном выражении размера неуплаченного налога, являющегося основанием для

квалификации содеянного по ч. 1 или ч. 2 ст. 198 УК РФ как уклонение

гражданина от уплаты налога, совершенное в крупном или особо крупном

размере (соответственно свыше двухсот и свыше пятисот минимальных размеров

оплаты труда), либо по ч. 1 ст. 199 УК РФ как уклонение от уплаты налогов с

организаций, совершенное в крупном размере (свыше одной тысячи минимальных

размеров оплаты труда), надлежит исходить из минимального размера оплаты

труда, действовавшего на момент окончания указанных преступлений.

По смыслу закона уклонение от уплаты налогов с организаций может быть

признано совершенным в крупном размере как в случаях, когда сумма

неуплаченного налога превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты

труда по какому-либо одному из видов налогов, так и в случаях, когда эта

сумма является результатом неуплаты нескольких различных налогов».

Выступая в качестве предмета преступления, обязательная декларация либо

вовсе не представляется, либо при ее представлении - характеризуется

содержанием, не соответствующим действительности, вследствие включения в

нее заведомо искаженных данных о доходах или расходах.

Форма обязательной декларации о доходах или расходах устанавливается

Министерством по налогам и сборам (МНС). Сведения, отражаемые в декларации,

порядок их учета, срок подачи декларации и т.д. регламентированы ст. 18 и

20 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц».

Объективная сторона состава преступления уклонения физического лица от

уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды

характеризуется таким уклонением путем совершения, альтернативно, любого из

следующих деяний. Ими являются: 1) бездействие, выражающееся в

непредставлении декларации о доходах в случаях, когда подача декларации

является обязательной; 2) действие, состоящее во включении в декларацию

заведомо искаженных данных о доходах или расходах; или 3) действие или

бездействие, заключающееся в уклонении от уплаты налога или указанного

страхового взноса иным способом.

Непредставление декларации о доходах в случаях, когда подача декларации

является обязательной, - это бездействие, выражающееся в обязанности лица

совершить действие - представить декларацию о доходах, при наличии

возможности это сделать.

Включение в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или

расходах представляет собой действие состоящее во внесении в декларацию,

представленную в налоговый орган сведений, которые, во-первых, не

соответствуют действительности, во вторых, уменьшают размер доходов или

увеличивают размер расходов, и, в-третьих, искажаются заведомо т.е.

намеренно а не вследствие ошибки, неточности подсчета и т.п.

Согласно п. 3 постановления № 8 Пленума Верховного Суда РФ от 4 июля

1997 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации

уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты

налогов» «под включением в декларацию заведомо искаженных данных о доходах

или расходах следует понимать умышленное указание в декларации любых не

соответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов.

Доходы – это совокупный (общий) доход полученный гражданином в

календарном году как в денежной форме (в валюте Российской Феде рации или

иностранной валюте) так и в натуральной форме, в том числе в виде

материальной выгоды.

Расходы – это понесенные гражданином затраты, влекущие в

предусмотренных налоговым законодательством случаях, уменьшение

налогооблагаемой базы».

В п. 4 этого постановления указано, что «в соответствии с Законом

Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» налогообложению

подлежат доходы, полученные физическим лицом в связи с осуществлением им

любых видов предпринимательской деятельности. Исходя из этого, действия

виновного, занимающегося предпринимательской деятельностью без регистрации

или без специального разрешения, либо с нарушением условий лицензирования и

уклоняющегося от уплаты налога с доходов полученных в результате такой

деятельности, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений,

предусмотренных соответствующими частями ст. 171 и 198 УК РФ».

Иной способ уклонения физического лица от уплаты налога или страхового

взноса в государственные внебюджетные фонды может со стоять например, в

фактическом неплатеже налога или указанного страхового взноса в

установленный срок в частности, путем снятия денежных средств с банковского

счета, с которого они должны быть переведены в качестве платежа налога или

названного страхового взноса, перевода этих средств на другой счет и т.д.

Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в

государственные внебюджетные фонды путем их фактического неплатежа является

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты