Уголовная ответственность за экологические преступления

государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах

местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями

(ст.285); превышение должностных полномочий (ст.286); служебный подлог

(ст.292); халатность (ст.293). Предусмотренные этими статьями преступления

могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими

действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей

среде.

При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением

экологического законодательства, следует иметь в виду руководящие

разъяснения, сформулированные в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О

практике применения судами законодательства об ответственности за

экологические правонарушения».[13] В частности, необходимо отграничивать

экологические преступления от экологических проступков. В случае

возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемых деяний от

административных проступков особое внимание следует уделять выяснению всех

обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения,

последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и

причиненного ущерба (п.13).

Преступления, предусмотренные ст.256 (незаконная добыча животных и

растений), ст.258 (незаконная охота), считаются оконченными с момента

начала добычи, выслеживания, преследования, ловли независимо от того, были

ли фактически добыты водные животные и растения, рыба или иные животные

Преступления, связанные с причинением крупного ущерба, образуют оконченный

состав лишь при наличии реального ущерба (п.17 Постановления).

Следует отметить, что «в Уголовном кодексе расширяются и

дифференцируются параметры уголовно-правовой ответственности за

экологические преступления, в том числе преступления, связанные с опасными

для общества и окружающей среды вредными воздействиями на различные объекты

экологической системы – землю, атмосферу, воды, животный и растительный

мир, безопасность человека. Предусматривается (что очень важно) уголовно-

правовая ответственность за нарушение правил экологической безопасности при

проектировании, размещении, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов,

отрицательно влияющих на окружающую природную среду; уголовная

ответственность должностных лиц за преднамеренное сокрытие или искажение

экологической информации. Закрепление в уголовной законе положения об

обязанности должностных лиц соответствующих государственных органов

своевременно обеспечивать граждан необходимой экологической информацией,

особенно в сфере безопасности человека, является исключительно важным с

точки зрения предотвращения вредных для граждан последствий, а также

расширения возможности предъявлять к государственным органам требования о

возмещении причиненного гражданам вреда экологическими преступлениями».[14]

3. Уголовное наказание за экологические преступления

Уголовным кодексом РФ предусматриваются за совершение экологических

преступлений (как в главе «Экологические преступления», так и в других

главах) различные виды наказаний: от штрафа до лишения свободы.

Ответственность за экологические преступления разнообразна и использует

почти всю палитру возможных видов уголовного наказания.

За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает

следующие виды наказаний:

- штраф, то есть «денежное взыскание, назначаемое в пределах,

предусмотренных УК РФ, в размере, соответствующем определенному количеству

минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством

Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере

заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период».[15]

Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические

преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления.

Минимальный размер штрафа – 200 минимальных размеров оплаты труда,

максимальный – до 700 минимальных размеров оплаты труда.

- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной

деятельностью. «Данный вид наказания используется в виде основного или

дополнительного в тех случаях, когда совершение преступления связано с

должностным положением осужденного либо характером его профессиональной

деятельности».[16] Такое наказание предусмотрено за многие экологические

преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания.

- обязательные работы, которые заключаются в выполнении осужденным в

свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно

полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления.

Они устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4-х

часов в день. Данный вид наказания установлен, в частности, за незаконную

порубку деревьев и кустарников.

- исправительные работы. Отбываются по месту работы осужденного, при этом

из его заработка производятся удержания в доход государства в размере,

установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Такое наказание

установлено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил,

установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года); за

загрязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2 лет); за нарушение

режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2

лет).

- ограничение свободы. Оно заключается в содержании осужденного, достигшего

к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в

специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за

ним надзора. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 3 лет);

уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную

книгу Российской Федерации (до 3 лет).

- арест. Он заключается в содержании осужденного в условиях строгой

изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев);

за загрязнение морской воды (до 4 месяцев).

- лишение свободы на определенный срок. Данный вид наказания

предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил

охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); за нарушение

правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); за

нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо

другими биологическими агентами или токсинами (от 2 до 5 лет); за

загрязнение вод (до 5 лет); за загрязнение атмосферы (до 3 лет); за порчу

земли (до 3 лет); за уничтожение критических местообитаний для организмов,

занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); за уничтожение

или повреждение лесов (до 8 лет). Наиболее строгая уголовная

ответственность предусмотрена за экоцид, то есть массовое уничтожение

растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а

также совершение иных действий, способных вызвать экологическую

катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12

до 20 лет.

Применение уголовной наказания характеризуется особыми уголовно-

процессуальными процедурами - дознание, предварительное следствие, судебное

разбирательство уголовного дела. Субъектами уголовного наказания за

экологические преступления могут быть только физические лица, достигшие 16-

летнего возраста.

«Уголовное наказание применяется только судом за совершение

преступления и объявляется в тех случаях, когда другие, более мягкие меры

наказания представляются недостаточными, нерезультативными, а исправление и

перевоспитание нарушителей природоохранного законодательства предполагает

применение более строгих уголовных санкций».[17]

«Уголовный кодекс РФ значительно усилил ответственность за

преступления против окружающей среды: норм о ней стало почти в три раза

больше, увеличилась и максимальная планка наказаний, что свидетельствует об

изменении взглядов на степень общественной опасности вторжения человека в

окружающую среду, о критической оценке современного состояния окружающей

среды, когда необходима реализация всего комплекса мер, направленных на ее

спасение, иначе может оказаться поздно».[18]

Заключение.

В заключении хотел бы отметить, что не смотря на ранее сказанное,

обращают на себя внимание незначительные цифры привлечения к уголовной

ответственности. Причина этого кроется не только в недостатках

правоохранительных органов, но и гораздо глубже.

По мнению большинства криминологов, декриминализация некоторых

экологических преступлений может способствовать усилению борьбы с ними, так

как создает условия для быстрой и неотвратимой ответственности за них.

Исправительно-трудовая практика свидетельствует, что ужесточение наказания

само по себе, не поддержанное комплексом социальных мер, отнюдь не снижает

преступности. Более того, необоснованное усиление наказаний, равно как и

неоправданное их смягчение, может снизить их эффективность.

«Экологические проблемы, тесно связанные с экономическими, трудно

решить с помощью лишь уголовной репрессии: вековой опыт показывает, что

ключ к их решению лежит в плоскости концептуального, политического,

воспитательного, нравственного характера, а уже потом - юридического,

уголовного. Установление в законе и применение на практике уголовной

ответственности способствует их предупреждению, когда иные, более мягкие

меры воздействия оказываются недостаточными, нерезультативными».[19]

Список использованной литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации.

2. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник. – М.: НОРМА, 2000.

3. Веденин Н.Н. Экологическое право: Учебник. – М.: Право и закон, 2000.

4. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. –

М.: Юристъ, 1999. С. 475.

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 2-е изд. / Под

общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. – М.: НОРМА, 1998.

6. Плешаков А.М. Уголовно-правовая борьба с экологическими

преступлениями. – М., 1994.

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами

законодательства об ответственности за экологические правонарушения»

от 5 ноября 1998г. №14 // Российская газета. 1998г. 24 ноября.

8. Чубуков Г.В. Понятие и виды ответственности за нарушение

экологического законодательства. / Актуальные проблемы теории права и

государства и экологического права: Сб. научных статей. Вып. 1. / Под

ред. А.И. Бобылева, Н.А. Духно. – М.: ЮИ МГУ путей сообщения, 2000.

9. Экологическое право Российской Федерации. Курс лекций. / Под ред. Ю.Е.

Винокурова. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1999.

10. Экологическое право: Учебник. / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский,

В.В. Гучков и др.; Под ред. В.В. Гучкова. – М.: Закон и право. 2000.

-----------------------

[1] Чубуков Г.В. Понятие и виды ответственности за нарушение экологического

законодательства. / Актуальные проблемы теории права и государства и

экологического права: Сб. научных статей. Вып. 1. / Под ред. А.И. Бобылева,

Н.А. Духно. – М.: ЮИ МГУ путей сообщения, 2000. С. 19.

[2] Веденин Н.Н. Экологическое право: Учебник. – М.: Право и закон, 2000.

С. 111.

[3] Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. –

М.: Юристъ, 1999. С. 475.

[4] Экологическое право Российской Федерации. Курс лекций. / Под ред. Ю.Е.

Винокурова. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. С. 238-239.

[5] Экологическое право: Учебник. / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В.

Гучков и др.; Под ред. В.В. Гучкова. – М.: Закон и право. 2000. С. 201.

[6] Ст. 5 Уголовного кодекса Российской Федерации.

[7] Экологическое право: Учебник. / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В.

Гучков и др.; Под ред. В.В. Гучкова. – М.: Закон и право. 2000. С. 214.

[8] Плешаков А.М. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями.

– М., 1994. С. 5.

[9] Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник. –

М.: Юристъ, 1999. С.488.

[10] Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник. – М.: НОРМА, 2000. С.227.

[11] Экологическое право. Учебник. / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В.

Гучков и др.; Под ред. В.В. Гучкова. – М.: Закон и право, 2000. С.217.

[12] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 2-е изд. / Под

общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. – М.: НОРМА, 1998. С. 556.

[13] Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами

законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5

ноября 1998г. №14. // РГ. 1998г. 24 ноября.

[14] Экологическое право Российской Федерации. Курс лекций. / Под ред. Ю.Е.

Винокурова. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. С.245.

[15] Ч.1 ст.46 Уголовного кодекса Российской Федерации.

[16] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 2-е изд. / Под

общ. ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. – М.: НОРМА, 1998. С.100.

[17] Экологическое право. Учебник. / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцеквский,

В.В. Гучков и др.; Под ред. В.В. Гучкова. – М.: Закон и право, 2000. С. 217-

128.

[18] Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник. – М.: НОРМА. 2000. С.

229.

[19] Там же. С.230.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты