Взяточничество по российскому уголовному законодательству

хотя им при этом был причинён определённый ущерб. Новый УК в

число обстоятельств, исключающих преступность деяния ввел

обоснованный риск (ст.41УК), а вынужденное нарушение положений и

инструкций для предотвращения более серьёзного вреда должно

оцениваться как крайняя необходимость (ст. 39 УК), при условии,

что будут соблюдены условия правомерности применения крайней

необходимости и обоснованного риска.

Описание объективной стороны должностных преступлений будет

неполным, если не остановиться на таком её признаке, который

состоит в наступлении общественно опасных последствий вследствие

действия (бездействия) должностных лиц. Мы уже рассмотрели выше какие

составы преступлений этой группы относятся к материальным, а какие

-- к формальным. Для преступлений с материальным составом наличие

оконченного состава преступления требует фактического причинения

существенного вреда государственным или общественным интересам

граждан. Признак этот относится к числу оценочных. Стало быть,

признание ущерба существенным зависит от конкретных обстоятельств

уголовного дела. Существенный ущерб может выражаться, кроме

имущественной формы, также в серьёзном нарушении нормальной работы

звена государственных органов или отдельной организации (перерыв или

приостановление производственных процессов, невыполнение организацией

обязательств по договорам и т.п.). В ряде случаев практика обоснованно

признаёт существенным вредом такое нарушение работы организации,

которое хотя и не выразилось в указанных серьёзных последствиях,

однако было многократным или систематическим. Нарушение законных

прав и интересов граждан рассматривается судебной практикой как

форма существенного вреда обычно в тех случаях, когда речь идёт об

ущемлении прежде всего основных конституционных прав граждан (право

на труд, отдых, образование, имущественных прав). Наконец, следует

отметить и такую форму проявления существенного вреда, как

совершение вследствие должностного злоупотребления или халатности

иных преступлений самим виновным или другими лицами. Признание вреда

существенным в таких случаях вполне обосновано.

Обязательным признаком материальных составов должностных

преступлений является также причинная связь между поведением

должностного лица по службе и наступившими последствиями. Важно в

этой причинной связи установление того, что деяние виновного

совершённое в силу служебного положения либо вопреки интересам

службы: а)- предшествовало по времени наступлению одного из

конкретных последствий;

б)- явилось главной и в то же время непосредственной

причиной их наступления;

в)- с необходимостью причинило данные последствия.

Таким образом, для признания этих видов должностных

преступлений оконченными требуется установить, что указанные в

законе последствия фактически наступили и что они явились

следствием именно деяния данного лица по службе. Наступление

общественно опасных последствий, предусмотренных в ст. ст. 285, 286,

288, 293 УК, при отсутствии или недоказанности причинной связи между

ними и деянием лица, связанным с его должностным положением

исключает наличие состава такого вида преступлений.

Третьим обязательным признаком любого состава преступления

является субъективная сторона . Этот признак для большинства

должностных преступлений характеризуется, как указано в УК, только

умышленной виной. Исключение составляет состав халатности, для него

характерна неосторожная вина в виде преступного легкомыслия либо

небрежности. В субъективную сторону любого состава преступления также

в ходят факультативные признаки : мотив и цель. В группе

рассматриваемых нами , таких преступлений как, ст. 286- превышение

должностных полномочий; ст.287 - отказ в предоставлении информации

Федеральному Собранию; ст. 288- присвоение полномочий должностного

лица; ст. 291- дача взятки------ эти признаки являются действительно

факультативными и на квалификацию не влияют. Но в этой группе

присутствуют такие преступления, для которых мотив и цель становятся

необходимыми признаками субъективной стороны. К ним относятся:

ст. 285- злоупотребление должностными полномочиями (корыстная или иная

заинтересованность); ст. 289- незаконное участие в предпринимательской

деятельности (имущественная выгода); ст. 290 - получение взятки

(корыстный мотив) ; ст. 292- служебный подлог (корыстная или иная

заинтересованность).

И наконец, последний обязательный признак любого состава

преступления – субъект. Субъектом должностных преступлений ( кроме ст.

288 - присвоение полномочий должностного лица; и ст. 291- дача взятки)

являются лица, наделённые соответствующими полномочиями по службе.

Работники органов власти, государственной службы и службы в органах

местного самоуправления. Согласно прим. 1 к ст. 285 УК, субъектами

должностных преступлений могут быть четыре категории работников:

1)- Должностные лица - « лица, осуществляющие постоянно или

временно функции представительной власти, а также занимающие

постоянно или временно в организациях должности, связанные с

выполнением организационно - распорядительных или административно -

хозяйственных обязанностей, либо выполняющие такие обязанности в

указанных организациях по специальному полномочию. В настоящее время

российская правовая доктрина не имеет единого подхода вопросу о

признании должностным лицом лиц, выполняющих указанные выше функции

в негосударственных организациях» ( см. Энциклопедич. юридический

словарь 1996 г.). В этом определении к указанным организациям можно

отнести государственные органы, органы местного самоуправления,

государственные и муниципальные учреждения, а также Вооружённые силы

РФ, другие войска и воинские формирования. Для признания лица

должностным существенное значение имеет содержание и характер

выполняемых функций. Существуют целые категории лиц, которые в одних

ситуациях выполняют должностные, а в других – профессиональные

функции (медицинские работники, педагоги всех уровней). В одних

случаях они выполняют чисто профессиональные обязанности (постановка

диагноза, проведение операции за незаконное вознаграждение). В этой

ситуации названные и другие работники, выполняя только свои

профессиональные либо производственные функции, не могут быть

признаны должностными лицами и отвечать за преступления,

предусмотренные гл.30 УК ( получение взятки т.д.). В других же

случаях они наделяются, хотя бы временно, организационно -

распорядительными обязанностями: педагог является членом приёмной

аттестационной комиссии, врач является членом ВТЭК и т.п. При наделении

этих лиц должностными обязанностями и полномочиями, они становятся

должностными лицами и субъектами преступлений, содержащихся в гл. 30

УК. Факт возложения на работника материальной ответственности не

превращает его в должностное лицо ( рядовые кладовщики, повара,

водители- экспедиторы, кассиры). В случаях причинения ими

материального ущерба они при отсутствии в их действиях состава

преступления могут нести лишь гражданско- правовую ответственность.

Если же действия были преступными, такие лица могут быть

привлечены за хищение путём присвоения или растраты, если

ценности им вверены по ст. 160 УК. В судебной практике не раз

отмечалось, что заключение работником договора ответственности за

сохранность вверенных ему ценностей не является основанием для

признания его субъектом должностного преступления.

2)- Лица, занимающие государственные должности Российской

Федерации.: В соответствии с законом « Об основах государственной

службы Российской Федерации» от 05.07 1995г., эти должности

устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами

и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий

государственных органов. К этой категории закон относит должности

Президента РФ, Председателя Правительства РФ, председателей палат

Федерального собрания РФ, депутатов Государственной Думы, членов

Совета Федерации РФ и др.

3)- Лица, занимающие государственные должности субъектов РФ-

государственная должность, сказано в Законе « Об основах

государственной службы», означает должность в органах государственной

власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах,

образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом

обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного

государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за

исполнение этих обязанностей. Можно теперь перечислить основные

обязанности лиц, находящихся на государственной службе (относится к

п.2 и п.3 см. выше): обеспечение поддержки конституционного строя и

соблюдение Конституции, реализация федеральных законов и законов

субъектов РФ, добросовестное исполнение должностных обязанностей,

обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан, исполнение

приказов, принятие в пределах компетенции обращений граждан и

органов местного самоуправления и принятие по ним решений, хранение

государственной и иной охраняемой законом тайны, а также

неразглашение ставших ему известными в связи с исполнением

должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь ,

честь и достоинство граждан и др.

4)- Государственные служащие и служащие местного самоуправления-

не относятся к числу должностных лиц. Для наличия такого

исключения, т.к. первые три категории субъектов относятся к

должностным лицам, в законе указаны два условия: а)- лицо должно

находиться на государственной службе в органах местного

самоуправления; и б)- лицо не должно обладать полномочиями

должностного лица. Органы местного самоуправления – это выборные и

другие органы, наделённые полномочиями на решение вопросов местного

значения. Эти субъекты (относящиеся к п. 4) могут нести

ответственность по рассматриваемым нами статьям только в случаях,

предусмотренных соответствующими статьями

( ст. 288, ст. 292).

Мы рассмотрели все признаки , присущие этой группе преступлений

и подводя черту можем вывести определение преступлений, которые

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты