хотя им при этом был причинён определённый ущерб. Новый УК в
число обстоятельств, исключающих преступность деяния ввел
обоснованный риск (ст.41УК), а вынужденное нарушение положений и
инструкций для предотвращения более серьёзного вреда должно
оцениваться как крайняя необходимость (ст. 39 УК), при условии,
что будут соблюдены условия правомерности применения крайней
необходимости и обоснованного риска.
Описание объективной стороны должностных преступлений будет
неполным, если не остановиться на таком её признаке, который
состоит в наступлении общественно опасных последствий вследствие
действия (бездействия) должностных лиц. Мы уже рассмотрели выше какие
составы преступлений этой группы относятся к материальным, а какие
-- к формальным. Для преступлений с материальным составом наличие
оконченного состава преступления требует фактического причинения
существенного вреда государственным или общественным интересам
граждан. Признак этот относится к числу оценочных. Стало быть,
признание ущерба существенным зависит от конкретных обстоятельств
уголовного дела. Существенный ущерб может выражаться, кроме
имущественной формы, также в серьёзном нарушении нормальной работы
звена государственных органов или отдельной организации (перерыв или
приостановление производственных процессов, невыполнение организацией
обязательств по договорам и т.п.). В ряде случаев практика обоснованно
признаёт существенным вредом такое нарушение работы организации,
которое хотя и не выразилось в указанных серьёзных последствиях,
однако было многократным или систематическим. Нарушение законных
прав и интересов граждан рассматривается судебной практикой как
форма существенного вреда обычно в тех случаях, когда речь идёт об
ущемлении прежде всего основных конституционных прав граждан (право
на труд, отдых, образование, имущественных прав). Наконец, следует
отметить и такую форму проявления существенного вреда, как
совершение вследствие должностного злоупотребления или халатности
иных преступлений самим виновным или другими лицами. Признание вреда
существенным в таких случаях вполне обосновано.
Обязательным признаком материальных составов должностных
преступлений является также причинная связь между поведением
должностного лица по службе и наступившими последствиями. Важно в
этой причинной связи установление того, что деяние виновного
совершённое в силу служебного положения либо вопреки интересам
службы: а)- предшествовало по времени наступлению одного из
конкретных последствий;
б)- явилось главной и в то же время непосредственной
причиной их наступления;
в)- с необходимостью причинило данные последствия.
Таким образом, для признания этих видов должностных
преступлений оконченными требуется установить, что указанные в
законе последствия фактически наступили и что они явились
следствием именно деяния данного лица по службе. Наступление
общественно опасных последствий, предусмотренных в ст. ст. 285, 286,
288, 293 УК, при отсутствии или недоказанности причинной связи между
ними и деянием лица, связанным с его должностным положением
исключает наличие состава такого вида преступлений.
Третьим обязательным признаком любого состава преступления
является субъективная сторона . Этот признак для большинства
должностных преступлений характеризуется, как указано в УК, только
умышленной виной. Исключение составляет состав халатности, для него
характерна неосторожная вина в виде преступного легкомыслия либо
небрежности. В субъективную сторону любого состава преступления также
в ходят факультативные признаки : мотив и цель. В группе
рассматриваемых нами , таких преступлений как, ст. 286- превышение
должностных полномочий; ст.287 - отказ в предоставлении информации
Федеральному Собранию; ст. 288- присвоение полномочий должностного
лица; ст. 291- дача взятки------ эти признаки являются действительно
факультативными и на квалификацию не влияют. Но в этой группе
присутствуют такие преступления, для которых мотив и цель становятся
необходимыми признаками субъективной стороны. К ним относятся:
ст. 285- злоупотребление должностными полномочиями (корыстная или иная
заинтересованность); ст. 289- незаконное участие в предпринимательской
деятельности (имущественная выгода); ст. 290 - получение взятки
(корыстный мотив) ; ст. 292- служебный подлог (корыстная или иная
заинтересованность).
И наконец, последний обязательный признак любого состава
преступления – субъект. Субъектом должностных преступлений ( кроме ст.
288 - присвоение полномочий должностного лица; и ст. 291- дача взятки)
являются лица, наделённые соответствующими полномочиями по службе.
Работники органов власти, государственной службы и службы в органах
местного самоуправления. Согласно прим. 1 к ст. 285 УК, субъектами
должностных преступлений могут быть четыре категории работников:
1)- Должностные лица - « лица, осуществляющие постоянно или
временно функции представительной власти, а также занимающие
постоянно или временно в организациях должности, связанные с
выполнением организационно - распорядительных или административно -
хозяйственных обязанностей, либо выполняющие такие обязанности в
указанных организациях по специальному полномочию. В настоящее время
российская правовая доктрина не имеет единого подхода вопросу о
признании должностным лицом лиц, выполняющих указанные выше функции
в негосударственных организациях» ( см. Энциклопедич. юридический
словарь 1996 г.). В этом определении к указанным организациям можно
отнести государственные органы, органы местного самоуправления,
государственные и муниципальные учреждения, а также Вооружённые силы
РФ, другие войска и воинские формирования. Для признания лица
должностным существенное значение имеет содержание и характер
выполняемых функций. Существуют целые категории лиц, которые в одних
ситуациях выполняют должностные, а в других – профессиональные
функции (медицинские работники, педагоги всех уровней). В одних
случаях они выполняют чисто профессиональные обязанности (постановка
диагноза, проведение операции за незаконное вознаграждение). В этой
ситуации названные и другие работники, выполняя только свои
профессиональные либо производственные функции, не могут быть
признаны должностными лицами и отвечать за преступления,
предусмотренные гл.30 УК ( получение взятки т.д.). В других же
случаях они наделяются, хотя бы временно, организационно -
распорядительными обязанностями: педагог является членом приёмной
аттестационной комиссии, врач является членом ВТЭК и т.п. При наделении
этих лиц должностными обязанностями и полномочиями, они становятся
должностными лицами и субъектами преступлений, содержащихся в гл. 30
УК. Факт возложения на работника материальной ответственности не
превращает его в должностное лицо ( рядовые кладовщики, повара,
водители- экспедиторы, кассиры). В случаях причинения ими
материального ущерба они при отсутствии в их действиях состава
преступления могут нести лишь гражданско- правовую ответственность.
Если же действия были преступными, такие лица могут быть
привлечены за хищение путём присвоения или растраты, если
ценности им вверены по ст. 160 УК. В судебной практике не раз
отмечалось, что заключение работником договора ответственности за
сохранность вверенных ему ценностей не является основанием для
признания его субъектом должностного преступления.
2)- Лица, занимающие государственные должности Российской
Федерации.: В соответствии с законом « Об основах государственной
службы Российской Федерации» от 05.07 1995г., эти должности
устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами
и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий
государственных органов. К этой категории закон относит должности
Президента РФ, Председателя Правительства РФ, председателей палат
Федерального собрания РФ, депутатов Государственной Думы, членов
Совета Федерации РФ и др.
3)- Лица, занимающие государственные должности субъектов РФ-
государственная должность, сказано в Законе « Об основах
государственной службы», означает должность в органах государственной
власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах,
образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленным кругом
обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного
государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за
исполнение этих обязанностей. Можно теперь перечислить основные
обязанности лиц, находящихся на государственной службе (относится к
п.2 и п.3 см. выше): обеспечение поддержки конституционного строя и
соблюдение Конституции, реализация федеральных законов и законов
субъектов РФ, добросовестное исполнение должностных обязанностей,
обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан, исполнение
приказов, принятие в пределах компетенции обращений граждан и
органов местного самоуправления и принятие по ним решений, хранение
государственной и иной охраняемой законом тайны, а также
неразглашение ставших ему известными в связи с исполнением
должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь ,
честь и достоинство граждан и др.
4)- Государственные служащие и служащие местного самоуправления-
не относятся к числу должностных лиц. Для наличия такого
исключения, т.к. первые три категории субъектов относятся к
должностным лицам, в законе указаны два условия: а)- лицо должно
находиться на государственной службе в органах местного
самоуправления; и б)- лицо не должно обладать полномочиями
должностного лица. Органы местного самоуправления – это выборные и
другие органы, наделённые полномочиями на решение вопросов местного
значения. Эти субъекты (относящиеся к п. 4) могут нести
ответственность по рассматриваемым нами статьям только в случаях,
предусмотренных соответствующими статьями
( ст. 288, ст. 292).
Мы рассмотрели все признаки , присущие этой группе преступлений
и подводя черту можем вывести определение преступлений, которые