Взяточничество по российскому уголовному законодательству

относятся к преступлениям против государственной власти, интересов

государственной службы и службы в органах местного самоуправления----

это общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые

совершаются представителями власти и должностными лицами, благодаря

занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы, и

причиняют существенный вред нормальной деятельности органов

государственной власти, интересам государственной службы или службы

в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу

причинения такого вреда.

После более подробного рассмотрения группы должностных

преступлений нужно остановиться на таком явлении, как коррупция.

«Коррупция- преступная деятельность в сфере политики или

государственного управления, заключающаяся в использовании

должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий для

личного обогащения. Коррупция является не самостоятельным составом

преступления в уголовном законодательстве РФ, а собирательным

понятием, охватывающим ряд должностных преступлений ( таких, как

взяточничество, злоупотребление служебным положением.)» - см.

Энциклопедический Юридический словарь, 1996 г.

По своему историческому стажу коррупция уступает лишь войне.

Мздоимец - чиновник (писец), наряду с разбойником (вором), купцом и

жрецом - главные фигуры, упоминаемые рядом с воинами (богатырями) в

народных сказаниях двухтысячелетней давности. Коррупция фигурирует уже

в кодексе царя Хаммурапи...

В любой стране политической и правящей элите, государственным

должностным лицам различных уровней «доступны» все существующие

формы преступного поведения. Но когда говорят, что «политика - грязное

дело» или «власть портит людей», прежде всего предполагается

функциональная аморальность, противоправность или криминальность

должностных лиц. Самыми опасными «функциональными» или

«профессиональными» формами их преступного поведения являются

государственный терроризм (насилие власти) и государственная коррупция

(продажность власти). Они стали мирровыми проблемами. Международное

сообщество в лице ООН давно озабочено криминальностью правящих

кругов, особенно их коррумпированностью. Восьмой Конгресс ООН по

предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана,

1990 г.) в своей резолюции «Коррупция в сфере государственного

управления» отметил, что проблемы коррупции в государственной

администрации носят всеобщий характер и их пагубное влияние

ощущается во всём мире. Анализ борьбы с коррупцией в отдельных

странах показывает на огромный разрыв между принципами равенства

всех граждан перед законом и реальной практикой привлечения к

уголовной ответственности, на заметное смещение уголовно - правового

контроля от преступлений власти, интеллекта и богатства к

преступлениям бедности, примитивизма и слабо адаптированных

субъектов, от преступлений правящей и служивой элиты к

преступлениям, совершаемым управляемым ей народом. Величина указанных

деформаций свидетельствует о масштабах национального лицемерия в той

или иной стране.

В России в условиях системного (экономического, политического,

правового, организационного и идеологического) переходного периода эта

проблема приобрела особую криминологическую остроту политическую

значимость. О коррупции государственных служащих постоянно говорится

не только в средствах массовой информации (СМИ), наших и зарубежных,

но и на самом высоком государственном уровне (Выступление Президента

РФ перед Федеральным собранием- Росс. газета, 1996, 24 февр.). Однако

реальные сдвиги в борьбе с этим явлением практически ничтожны.

В связи с этим хочется привести ещё два высказывания наших

видных политиков:

«У нас коррупция вовсе не личностная, а экономическая и

политическая категория. Масштабы коррупции таковы, что они

категорически не позволяют проводить никакую экономическую реформу,

никакие политические изменения... По коррумпированности Россия

находится сейчас на самых передовых позициях в мире.» --- Г.

Явлинский («Независимая газета, 16 окт. 1996г.).

«У нас совершенно сознательно создана система

разворовывания государства. Подчёркиваю: не «НЕ удалось создать

систему, исключающую разворовывание», а наоборот -- система

выстроена, поддерживается и охраняется.» – Ю. Болдырев («Новая газета»,

№40, 1996г.)

Коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный

характер совершения. Она, как правило, не влечёт за собой жалоб,

т.к. виновные стороны получают взаимную выгоду от незаконной сделки.

Даже вымогательство взятки не всегда бывает обжаловано, поскольку

люди в различных странах не питают доверия к процессу борьбы с

коррупцией. И для этого есть достаточно оснований, объективных и

субъективных, отечественных и международных. Коррупционные действия

обычно совершаются в сложных специфических и конфиденциальных видах

государственной деятельности, где разобраться непрофессионалу трудно.

Это явление имеет высочайшую приспособительную способность. Коррупция

непрерывно мимикрирует, видоизменяется и совершенствуется. Поэтому

нигде нет сколько - нибудь полных, или хотя бы репрезентативных

данных об этом явлении, ещё меньше виновных лиц, предстающих перед

уголовным судом, и лишь единицам из них, причём самой низшей

категории, назначается реальное уголовное наказание.

Ядом коррупции является взяточничество.( В этой работе состав

взятки мы рассмотрим отдельно и подробно ниже). Во многих

ежегодниках криминальной статистики ведущих стран мира взяточничество

учитывается либо в общей графе «все остальные преступления» (США),

либо в графе « экономич. и финанс. преступления» (Франция). В

России общие сведения о коррупционных преступлениях публикуются.

Главный информационный центр (ГИЦ) МВД РФ с 1993 г. стал

отслеживать отдельно также коррупцию государственных служащих по их

должностному положению. Однако эти данные вопреки требованиям Закона

о государственной тайне (1993 г.), имеют гриф «секретно». Власти не

только с большой неохотой отдают «своих» коррупционеров, но и не

желают обнародования статистических показателей. Этому в немалой

степени способствует и беспрецедентная коррупция правоохранительных

органов, переходящая в фактическое сращивание последних с преступным

миром Аналогичная практика была ещё в СССР.

Коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно

в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии.

Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели,

традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников

на должности почётных президентов корпораций и частных фирм,

инвестирование коммерческих структур за счёт госбюджета, перевод

государственного имущества в акционерные общества, использование

связей преступных сообществ и т.д. являются завуалированными формами

коррупции.

«Уже в годы реформы, при участии или непростительном

бездействии органов государственной власти, --- говорится в Послании

Президента РФ, --- появились новые способы перетекания богатства к

избранным ---- перепродажа бюджетных ресурсов и льготных

централизованных кредитов, уклонение от уплаты налогов и таможенных

пошлин, присвоение чужих денег через механизм неплатежей,

фактический захват пакетов акций, находящихся в федеральной

собственности, и т.п.» ( Российская газета, 1996г., 27 февр.). Однако всё

это кроме элементарных случаев, как правило не находит какого - либо

отражения в криминальной статистике.

Что же понимает международное сообщество под коррупцией?

Существует множество определений, но полной ясности и правовой

точности нет. Конечно, коррупция скорее синтетическое социальное или

криминологическое понятие, чем правовое, поэтому её надо рассматривать

не как конкретный состав преступления, а как совокупность родственных

видов деяний. « Коррупция - это злоупотребление государственной

властью для получения выгоды в личных целях»- из этого определения

видно, что коррупция выходит за пределы взяточничества. Дж. Най,

например, полагает, что коррупция включает в себя взяточничество (дачу

вознаграждения для совращения лица с позиций долга), непотизм

(покровительство на основе личных связей) и незаконное присвоение

публичных средств для частного использования. Аналогичная идея

заложена в Руководстве, подготовленном секретариатом ООН на основе

опыта разных стран. Оно включает в понятие коррупции: 1)-

кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными

лицами; 2)- злоупотребления служебным

положением для получения неоправданных личных выгод (льгот,

преимуществ) в результате неофициального использования официального

статуса;

3)- конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.

Критерием установления уголовной ответственности в ряде

случаев предлагается не оценка общественной пользы принятого

решения, что очень трудно сделать, а открытость процесса принятия

решения: должностное лицо не вправе принимать решение без

представления всей информации. Если это условие нарушено, оно может

быть признано виновным. Классической иллюстрацией к этому могли бы

служить келейные аукционы в России, проводимые Госкомимуществом. К

подобным видам коррупционных деяний присоединяется непредоставление

информации о всех финансовых активах, обязательствах, связях при

занятии должности и ежегодной отчётности. Причём санкции за них

предлагаются не меньше санкций, чем за традиционные виды коррупции,

чтобы нарушение было не выгодным и за него нельзя было спрятаться

при совершении традиционных коррупционных действий. Особое внимание

уделяется представлению информации о финансовой поддержке партий.

В России нет надлежащих норм в законе о государственной

службе, нет закона о борьбе с коррупцией, нет закона о легализации

неправомерно нажитых средств, нет независимых структур борьбы с

коррупцией, а самое главное нет политической воли в различных

ветвях власти для организации этой борьбы на уровне мировых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты