относятся к преступлениям против государственной власти, интересов
государственной службы и службы в органах местного самоуправления----
это общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые
совершаются представителями власти и должностными лицами, благодаря
занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы, и
причиняют существенный вред нормальной деятельности органов
государственной власти, интересам государственной службы или службы
в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу
причинения такого вреда.
После более подробного рассмотрения группы должностных
преступлений нужно остановиться на таком явлении, как коррупция.
«Коррупция- преступная деятельность в сфере политики или
государственного управления, заключающаяся в использовании
должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий для
личного обогащения. Коррупция является не самостоятельным составом
преступления в уголовном законодательстве РФ, а собирательным
понятием, охватывающим ряд должностных преступлений ( таких, как
взяточничество, злоупотребление служебным положением.)» - см.
Энциклопедический Юридический словарь, 1996 г.
По своему историческому стажу коррупция уступает лишь войне.
Мздоимец - чиновник (писец), наряду с разбойником (вором), купцом и
жрецом - главные фигуры, упоминаемые рядом с воинами (богатырями) в
народных сказаниях двухтысячелетней давности. Коррупция фигурирует уже
в кодексе царя Хаммурапи...
В любой стране политической и правящей элите, государственным
должностным лицам различных уровней «доступны» все существующие
формы преступного поведения. Но когда говорят, что «политика - грязное
дело» или «власть портит людей», прежде всего предполагается
функциональная аморальность, противоправность или криминальность
должностных лиц. Самыми опасными «функциональными» или
«профессиональными» формами их преступного поведения являются
государственный терроризм (насилие власти) и государственная коррупция
(продажность власти). Они стали мирровыми проблемами. Международное
сообщество в лице ООН давно озабочено криминальностью правящих
кругов, особенно их коррумпированностью. Восьмой Конгресс ООН по
предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана,
1990 г.) в своей резолюции «Коррупция в сфере государственного
управления» отметил, что проблемы коррупции в государственной
администрации носят всеобщий характер и их пагубное влияние
ощущается во всём мире. Анализ борьбы с коррупцией в отдельных
странах показывает на огромный разрыв между принципами равенства
всех граждан перед законом и реальной практикой привлечения к
уголовной ответственности, на заметное смещение уголовно - правового
контроля от преступлений власти, интеллекта и богатства к
преступлениям бедности, примитивизма и слабо адаптированных
субъектов, от преступлений правящей и служивой элиты к
преступлениям, совершаемым управляемым ей народом. Величина указанных
деформаций свидетельствует о масштабах национального лицемерия в той
или иной стране.
В России в условиях системного (экономического, политического,
правового, организационного и идеологического) переходного периода эта
проблема приобрела особую криминологическую остроту политическую
значимость. О коррупции государственных служащих постоянно говорится
не только в средствах массовой информации (СМИ), наших и зарубежных,
но и на самом высоком государственном уровне (Выступление Президента
РФ перед Федеральным собранием- Росс. газета, 1996, 24 февр.). Однако
реальные сдвиги в борьбе с этим явлением практически ничтожны.
В связи с этим хочется привести ещё два высказывания наших
видных политиков:
«У нас коррупция вовсе не личностная, а экономическая и
политическая категория. Масштабы коррупции таковы, что они
категорически не позволяют проводить никакую экономическую реформу,
никакие политические изменения... По коррумпированности Россия
находится сейчас на самых передовых позициях в мире.» --- Г.
Явлинский («Независимая газета, 16 окт. 1996г.).
«У нас совершенно сознательно создана система
разворовывания государства. Подчёркиваю: не «НЕ удалось создать
систему, исключающую разворовывание», а наоборот -- система
выстроена, поддерживается и охраняется.» – Ю. Болдырев («Новая газета»,
№40, 1996г.)
Коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный
характер совершения. Она, как правило, не влечёт за собой жалоб,
т.к. виновные стороны получают взаимную выгоду от незаконной сделки.
Даже вымогательство взятки не всегда бывает обжаловано, поскольку
люди в различных странах не питают доверия к процессу борьбы с
коррупцией. И для этого есть достаточно оснований, объективных и
субъективных, отечественных и международных. Коррупционные действия
обычно совершаются в сложных специфических и конфиденциальных видах
государственной деятельности, где разобраться непрофессионалу трудно.
Это явление имеет высочайшую приспособительную способность. Коррупция
непрерывно мимикрирует, видоизменяется и совершенствуется. Поэтому
нигде нет сколько - нибудь полных, или хотя бы репрезентативных
данных об этом явлении, ещё меньше виновных лиц, предстающих перед
уголовным судом, и лишь единицам из них, причём самой низшей
категории, назначается реальное уголовное наказание.
Ядом коррупции является взяточничество.( В этой работе состав
взятки мы рассмотрим отдельно и подробно ниже). Во многих
ежегодниках криминальной статистики ведущих стран мира взяточничество
учитывается либо в общей графе «все остальные преступления» (США),
либо в графе « экономич. и финанс. преступления» (Франция). В
России общие сведения о коррупционных преступлениях публикуются.
Главный информационный центр (ГИЦ) МВД РФ с 1993 г. стал
отслеживать отдельно также коррупцию государственных служащих по их
должностному положению. Однако эти данные вопреки требованиям Закона
о государственной тайне (1993 г.), имеют гриф «секретно». Власти не
только с большой неохотой отдают «своих» коррупционеров, но и не
желают обнародования статистических показателей. Этому в немалой
степени способствует и беспрецедентная коррупция правоохранительных
органов, переходящая в фактическое сращивание последних с преступным
миром Аналогичная практика была ещё в СССР.
Коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно
в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии.
Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели,
традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников
на должности почётных президентов корпораций и частных фирм,
инвестирование коммерческих структур за счёт госбюджета, перевод
государственного имущества в акционерные общества, использование
связей преступных сообществ и т.д. являются завуалированными формами
коррупции.
«Уже в годы реформы, при участии или непростительном
бездействии органов государственной власти, --- говорится в Послании
Президента РФ, --- появились новые способы перетекания богатства к
избранным ---- перепродажа бюджетных ресурсов и льготных
централизованных кредитов, уклонение от уплаты налогов и таможенных
пошлин, присвоение чужих денег через механизм неплатежей,
фактический захват пакетов акций, находящихся в федеральной
собственности, и т.п.» ( Российская газета, 1996г., 27 февр.). Однако всё
это кроме элементарных случаев, как правило не находит какого - либо
отражения в криминальной статистике.
Что же понимает международное сообщество под коррупцией?
Существует множество определений, но полной ясности и правовой
точности нет. Конечно, коррупция скорее синтетическое социальное или
криминологическое понятие, чем правовое, поэтому её надо рассматривать
не как конкретный состав преступления, а как совокупность родственных
видов деяний. « Коррупция - это злоупотребление государственной
властью для получения выгоды в личных целях»- из этого определения
видно, что коррупция выходит за пределы взяточничества. Дж. Най,
например, полагает, что коррупция включает в себя взяточничество (дачу
вознаграждения для совращения лица с позиций долга), непотизм
(покровительство на основе личных связей) и незаконное присвоение
публичных средств для частного использования. Аналогичная идея
заложена в Руководстве, подготовленном секретариатом ООН на основе
опыта разных стран. Оно включает в понятие коррупции: 1)-
кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными
лицами; 2)- злоупотребления служебным
положением для получения неоправданных личных выгод (льгот,
преимуществ) в результате неофициального использования официального
статуса;
3)- конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.
Критерием установления уголовной ответственности в ряде
случаев предлагается не оценка общественной пользы принятого
решения, что очень трудно сделать, а открытость процесса принятия
решения: должностное лицо не вправе принимать решение без
представления всей информации. Если это условие нарушено, оно может
быть признано виновным. Классической иллюстрацией к этому могли бы
служить келейные аукционы в России, проводимые Госкомимуществом. К
подобным видам коррупционных деяний присоединяется непредоставление
информации о всех финансовых активах, обязательствах, связях при
занятии должности и ежегодной отчётности. Причём санкции за них
предлагаются не меньше санкций, чем за традиционные виды коррупции,
чтобы нарушение было не выгодным и за него нельзя было спрятаться
при совершении традиционных коррупционных действий. Особое внимание
уделяется представлению информации о финансовой поддержке партий.
В России нет надлежащих норм в законе о государственной
службе, нет закона о борьбе с коррупцией, нет закона о легализации
неправомерно нажитых средств, нет независимых структур борьбы с
коррупцией, а самое главное нет политической воли в различных
ветвях власти для организации этой борьбы на уровне мировых