Формирование лояльности персонала компании через реализацию программы социальной ответственности предприятия на примере компании «Балтика»

Санкт-Петербурга, спортивно-оздоровительные комплексы на заводах (с

бассейнами и тренажерными залами), оплата путевок в летние лагеря для

детей сотрудников.

Кроме того, пакет включает в себя традиционно востребованные блага, такие

как:

* Добровольное медицинское страхование (включая стоматологические услуги

и возможность застраховать своих родственников по корпоративным ценам)

* Страхование жизни, страхование от несчастного случая

* Компенсация на питание

* Дополнительные выплаты по больничным листам

* Дополнительные выплаты по командировочным расходам

* Выплаты при переводе работника на работу в другую местность

* Страхование имущества по льготным ценам

* Проведение корпоративных командных турниров по игровым видам спорта

* Корпоративные праздники

* Новогодние подарки для сотрудников и их детей

* Бесплатная безалкогольная продукция для питьевого режима на территории

Компании

* Наличие оснащенных медицинских кабинетов

Отдельного упоминания в связи с формированием лояльности персонала

заслуживает достаточно новый для России, но уже активно используемый

многими российскими компаниями принцип так называемых «семейных»

PR-мероприятий, влияние которого прослеживается и в

социально-ориентированной внутренней политике компании «Балтика». По

данным опроса, проведенного «Левада-центром» в мае 2006 г., 44% россиян

считают самым важным в жизни создать семью и родить детей, в то время как

карьеру и хорошую работу во главу угла ставят только 39% опрошенных [7].

Роль семьи возросла и в принятии решений относительно карьеры, поэтому с

точки зрения специалистов в области PR члены семей сотрудников

воспринимаются как один из видов внешней общественности наряду с клиентами

компании, органами власти и СМИ. Тот климат, те настроения, которые царят

дома в отношении фирмы, где работает один из членов семьи, во многом

определяют, насколько сам работник лоялен в отношении этой компании.

Чтобы сотрудник, проводящий много времени на работе, не испытывал чувство

вины перед близкими, работодатель посредством корпоративных программ

должен демонстрировать заботу о семье, а семьям давать понять, что их

терпение ценится. Таким образом, «семейный» PR приносит двойной результат:

во-первых, повышает лояльность сотрудника, а во-вторых, расширяет круг

приверженцев компании, помогает создать позитивный имидж предприятия на

рынке, в том числе на рынке труда. На сегодняшний день в России повышенное

внимание к семьям сотрудников чаще оказывается фирмами, где ставка

заработной платы ниже среднерыночной. В этом смысле, компания «Балтика» -

позитивный пример разумного сочетания элементов «семейного» PR с достойным

уровнем зарплат.

Развитие персонала и создание благоприятной рабочей среды

Итак, мы обратили внимание на принципы формирования благоприятных условий

для сотрудника вне работы. Теперь пришло время обратиться к ключевому

вопросу работы с персоналом: как создать эффективную систему адаптации и

развития сотрудников на предприятии. Компания «Балтика» использует

собственную программу работы с персоналом, которая предусматривает

комплекс мероприятий по развитию и продвижение сотрудников, знающих

специфику работы и бизнеса (выращивание талантов внутри Компании),

планирование карьеры, обучение, ротация персонала в рамках всей

разветвленной организационной структуры.

Новый сотрудник сразу же вовлекается в продуманную программу развития и

карьерного роста.

1. Специальная программа адаптации

2. Ротация в рамках одной или нескольких дирекций

3. Работа под руководством опытного коуча

4. Формирование индивидуального плана обучения в рамках узкой

специализации

5. Участие в бизнес-проектах отдела, решение реальных бизнес-задач

6. Промежуточная оценка деятельности

Таким образом, каждый вновь прибывший работник в компании «Балтика»

попадает в условия, максимально способствующие проявлению личной

инициативы, реализации профессиональных навыков. В результате сотрудник

приобретает и стимулы, и средства для достижения высоких результатов и

повышения своего профессионального уровня.

В числе мероприятий компании «Балтика» по развитию персонала предусмотрены

программы управленческого обучения в ведущих мировых бизнес-школах,

внутренние программы развития бизнес-навыков, тренинги командообразования,

участие сотрудников в конкурсах на вакансии в материнских компаниях -

Calsberg и Scottish & Newcastle, премирование сотрудников в зависимости от

выполнения поставленных целей.

На внешнем уровне программа социальной ответственности пивоваренной

компании «Балтика» реализуется за счёт участия в региональных и

национальных проектах социального значения. Компании «Балтика» принадлежат

11 пивоваренных заводов в 10 городах России: два в Санкт-Петербурге,

Ярославле, Туле, Воронеже, Ростове-на-Дону, Самаре, Челябинске,

Красноярске, Хабаровске, идет строительство завода в Новостибирске. Две

собственных солодовни в Туле и Ярославле. Всего на предприятиях «Балтики»

работает около 12 тыс. сотрудников.

Привлечение молодых сотрудников и работа со студентами

На постоянной основе в компании реализуется программа «Стажёр»,

направленная на привлечение студентов 4 курсов и выпускников ВУЗов на

стартовые позиции по направлениям: маркетинг, продажи, финансы, логистика,

технический отдел.

Кроме того, с началом 2008 года запускается проект «Звёзды Балтики»,

участие в котором смогут принять студенты 5 курсов, 2 курса магистратуры и

выпускники ВУЗов. Будут открыты позиции по направлениям:

* Маркетинг

* Логистика

* Управление персоналом

* Продажи

* Финансы

* Производство

Участники, прошедшие конкурсный отбор, получат индивидуальный план

развития, промежуточную оценку деятельности через полгода-год, и по

окончании проекта будут оформлены на работу.

Этим летом на заводе \"Балтика - Самара\" уже завершился конкурс, по итогам

которого лучшие студенты самарских вузов, получившие специальность

\"Технология бродильных производств\" и прошедшие стажировку на заводе, были

зачислены в штат компании. Причём критериями конкурсного отбора, по

заявлению организаторов, были не только знание оборудования и технологии

производства пива, но и желание работать, настойчивость и энергичность -

во многом лояльность зависит от того, насколько компетентно руководство

подходит к подбору персонала. Психологи используют понятие «лояльность на

уровне способностей», которое подразумевает, что человек обладает

соответствующими целям и требованиям организации навыками и умениями,

придерживается определенных принципов и поэтому может воспроизводить

ожидаемое и требуемое поведение.

С помощью проектов по привлечению молодых специалистов, предприятие, с

одной стороны, решает проблему трудоустройства выпускников ВУЗов, столь

острую во многих регионах и тем самым, с другой стороны, приобретает новые

квалифицированные кадры, с третьей - зарабатывает более высокий статус на

рынке труда.

Кроме того, в регионах присутствия финансовую помощь компании получают

научные и образовательные учреждения, некоммерческие лечебные учреждения;

некоммерческие организации, осуществляющие поддержку социально

незащищенных слоев населения, культурные организации. Компания регулярно

выступает спонсором акций по защите экологии и благоустройству жилых

районов и мест отдыха в городах, где «Балтика» осуществляет свою

деятельность. В сотрудничестве с городской и областной администрацией

также проводятся музыкальные фестивали, городские праздники, различные

конкурсы для горожан.

Такой подход не может не сказаться на лояльности работников различных

территориальных подразделений компании: как жители своих городов,

сотрудники непосредственно могут ощутить вклад предприятия, где они

работают, в улучшение ситуации у себя на «малой Родине», а главное -

осознать свой личный вклад в эту помощь. На наш взгляд, подобное положение

дел заключает в себе мощнейший стимул для формирования лояльности

персонала, развития чувства ответственности, приобщения к главным целям

компании. Работая в данных условиях, человек удовлетворяет свою

потребность в самоуважении, ощущает свою личную значимость и видит

насколько востребованы его усилия.

В материалах, опубликованных на официальном сайте компании,

подчёркивается, что степень социальной ответственности предприятия

измеряется даже не количеством денег, вложенных в развитие социальной

сферы, а в том, как его деятельность отражается на развитии государства.

Устойчивое развитие бизнеса позволяет «Балтике» своевременно и в полной

мере выплачивать налоги в бюджеты разного уровня, являясь при этом

крупнейшим налогоплательщиком в регионах присутствия. В течение трех лет

подряд компания удостаивается звания «Лучший налогоплательщик

Санкт-Петербурга».

Позиция крупного и добросовестного налогоплательщика обеспечивает прочный

фундамент для взаимовыгодных отношений между компанией и обществом.

4. Заключение

Природа лояльности кроется в признании и уважении авторитета фирмы и ее

руководителей, причем эти чувства основаны на вполне конкретных надеждах и

убеждениях персонала. Сотрудники должны быть уверены, что их лояльность

будет по достоинству оценена сверху. Иными словами, достаток, социальная

защита и карьерные перспективы персонала должны быть адекватны уровню его

ответственности и уважения к фирме.

Английские специалисты установили, что уход служащего делает компанию

беднее на 4 тыс. фунтов, а решение о смене места работы, принятое

менеджером среднего звена, обходится ей в 6-7 тыс. фунтов. Обратим

внимание, что эти подсчеты сделаны для государственных структур. В частных

компаниях убытки от прощания с сотрудниками могут быть намного больше. В

России, по данным социологических опросов, примерно 2/3 работающих людей

время от времени задумываются о переходе в другие компании, хотя

осуществить этот шаг способны далеко не все.

Лояльность персонала максимально проявляется в кризисных ситуациях, когда

личные интересы сотрудников не могут быть в полной мере удовлетворены

средствами компании. И если отношения человека и предприятия носят

формальный обезличенный характер, ему нет смысла оставаться и преодолевать

все трудности вместе с работодателем.

Сотрудник не бывает изначально лоялен к организации, в которую только что

пришел. Он становится преданным, если компания демонстрирует, что она

этого стоит. В то же время, чувство гордости за достижения компании, ее

перспективу всегда сопровождается желанием принадлежать именно к этой

группе, а не к другой, а также стремлением обладать тем же потенциалом,

который сосредоточен именно здесь, а не в другом месте. В социологии

существует понятие «референтная группа» - сообщество, к которому индивид

стремится принадлежать и на которое ориентируется в своём поведении.

Персонал компании - это тоже сообщество, которое может стать референтной

или, как ещё говорят, «эталонной» группой для будущих сотрудников фирмы,

если преимущества принадлежности к данной команде будут очевидны. Так

лояльность персонала помогает компании лучше выглядеть на рынке труда.

Подробно разобрав все аспекты программы социальной ответственности,

которую разработала и реализует одна из ведущих российских компаний, мы

смогли убедиться в том, что каждый из аспектов напрямую или косвенно

связан с процессом формирования лояльности - персонал может быть

мотивирован не только финансовыми выплатами или же личным моральным

поощрением, хотя это и важно. Необходимо помнить, что каждый сотрудник

также включён в социальные сети и находится под их влиянием: мнение семьи,

знакомых, СМИ о компании, где он работает, в значительной степени способно

менять его собственное к ней отношение. Сформировать и постоянно

поддерживать лояльность персонала в крупной компании можно только за счёт

непрерывной внимательной работы в этом направлении. Но, несмотря на всю

сложность задачи, выполнить её не только возможно, но и необходимо каждой

компании, стремящейся к долголетию на рынке.

Технологии формирования лояльности отрабатываются на практике и

распространяются среди компаний по всему миру, приобретая всё более и

более функциональную структуру.

Взятая нами в качестве примера пивоваренная компания «Балтика», с одной

стороны использует опыт европейских компаний, а с другой - сама является

источником опыта как предприятие, стабильно работающее в условиях

современного российского общества.

ИСТОЧНИКИ

1. Барков С.А. «Социология организаций», МГУ, 2004г.

2. Жолобова Е. «Компании ищут путь к сердцу сотрудников через их семьи» /

«Деловой Квартал» № 13 (32) от 9 июля 2007г.

3. Шипилова О. «Лояльность персонала — необходимое условие успешности

компании» / «Кадры предприятия» №4/2004г.

4. Симпсон С. , Туркин С. «Социальное измерение в бизнесе. Как

корпоративное гражданство в России может быть выгодно бизнесу и обществу».

М. , 2001.

5. Данные официального сайта пивоваренной компании «Балтика»

(http://www.baltika.ru)

6. Изотов В. «Лояльность персонала», «Работа и зарплата»

(http://www.zarplata.ru)

7. Данные официального сайта «Левада-Центра» (http://www.levada.ru)

1

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты