План внешнего управления.
План внешнего управления – основной документ этого этапа существования
должника. План разрабатывается внешним управляющим в течение месяца после
его назначения арбитражным судом и утверждается собранием кредиторов
большинством голосов. [1.1. ст.82]
Внешний управляющий в своей деятельности придерживается основных
мероприятий, указанных в плане, и обязан по требованию кредиторов
отчитываться перед собранием или комитетом кредиторов о ходе выполнения
мероприятий плана внешнего управления.
План внешнего управления включает меры по восстановлению платежеспособности
предприятия-должника, реализация которых может обеспечить отсутствие
признаков банкротства. «Мерами по восстановлению платежеспособности
предприятия-должника могут быть следующие: перепрофилирование производства;
закрытие нерентабельных производств; ликвидация дебиторской задолженности;
продажа части имущества должника; уступка прав требования должника;
исполнение обязательств должника собственником имущества должника –
унитарного предприятия или третьим лицам; продажа предприятия (бизнеса),
другие способы восстановления платежеспособности предприятия-должника.»
[1.1. ст.85]
Одним из определяющих моментов при разработке плана проведения внешнего
управления является полная инвентаризация имущественного и хозяйственного
комплекса предприятия, включающая в себя инвентаризацию:
внеоборотных активов с параллельным проведением технического аудита
объектов основных фондов и незавершенного строительства;
запасов и затрат по видам деятельности предприятия;
денежных средств;
капитала, фондов и резервов;
договоров и расчетов по кредитам и займам;
расчетов с персоналом;
договоров и расчетов с дебиторами и кредиторами;
расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
В процессе инвентаризации расчетов по п. 5, 7, 8 необходимо произвести все
сверки на дату введения внешнего управления. В ходе сверки арбитражный
управляющий анализирует все обязательства предприятия-должника в целях
признания задолженности кредиторов и очередности их удовлетворения. [2.24]
Результатом полной инвентаризации имущественного и хозяйственного комплекса
предприятия является акт приемки-передачи предприятия.
В ходе разработки плана внешнего управления большое внимание должно
уделяться реструктуризации кредиторской задолженности.
Здесь могут быть рекомендованы различные способы проведения
реструктуризации: договоры купли-продажи; договоры цессии; переоформление
кредитных договоров и соглашений с целью их преобразования в долгосрочные с
соответствующим пересмотром обязательств сторон; мировое соглашение между
предприятием-должником и его кредиторами (в рамках действующего
законодательства). [2.24]
План внешнего управления, утвержденный собранием кредиторов и доведенный до
сведения арбитражного суда, не является догмой и требует соответствующих
корректировок при возникновении новых, не учтенных ранее обстоятельств.
Изменения и дополнения к нему обосновываются с экономических позиций, в
соответствующие разделы плана вносятся коррективы, которые обсуждаются и
утверждаются собранием кредиторов.
Практика показывает, что план проведения внешнего управления никогда не
реализуется в том виде, в котором он был утвержден на начальном этапе
проведения внешнего управления.
План внешнего управления ОАО «ПСРМЗ» имеет следующую структуру (Приложение
№5):
Общая характеристика предприятия.
Краткие сведения по плану внешнего управления.
Анализ финансового состояния предприятия.
Мероприятия направленные на восстановление платежеспособности предприятия.
Структурная схема управления ОАН «ПСРМЗ».
График реструктуризации.
Приложение: дебиторская задолженность по ОАО «ПСРМЗ» на 01.11.98 г.; реестр
требований кредиторов на момент введения внешнего управления.
План внешнего управления рассчитан на 12 месяцев.
С целью восстановления платежеспособности ОАО «ПСРМЗ» планом внешнего
управления предусмотрено:
Передача объектов жилого фонда (дом по ул. Ленинградской и общежития) в
муниципальную собственность в связи с высокими расходами на их содержание.
Контроль за текущей хозяйственной деятельностью с целью недопущения
выполнения работ (услуг) в долг или по заниженным расценкам.
Принятие мер по взысканию дебиторской задолженности через арбитражный суд.
Закрытие нерентабельных (убыточных) участков или их перепрофилирование.
Продажа (передача в счет погашения долга по заработной плате) излишнего или
ненужного имущества предприятия путем договоров купли-продажи.
Возможность реструктуризации долга по обязательным платежам.
Проведение реструктуризации предприятия (реструктуризация активов). Она
включает в себя выделение наиболее жизнеспособных и перспективных участков
производств в отдельные юридические лица, с сохранением прежних рабочих
мест и специализации, путем договоров аренды с правом выкупа.
Только таким способом возможно дальнейшее существование предприятия, с его
многолетним опытом работы, сохранение его профиля и
высококвалифицированного персонала. Реструктуризация даст предприятию шанс
«выжить» и избежать полной ликвидации, при этом текущая и будущая
деятельность предприятия между выделившимися участками (цехами) строится на
условиях взаимовыгодных договоров. На момент введения внешнего управления
подписано более 10 договоров аренды с правом выкупа, готовятся к подписанию
ряд других договоров. Преимущество в выкупе участков (цехов) отдается
трудовому коллективу. Проведение реструктуризации на предприятии позволит
получить в течение года более 6.000.000 рублей. Схема управления с планом
реструктуризации приложена. (Приложение №5)
Формирование системы управления предприятием, ориентированной на
функционирование в условиях рынка.
Сдача в аренду части активов предприятия.
Непосредственный контроль со стороны внешнего управляющего за исполнением
плана внешнего управления.
15 января 1999 г. на собрании кредиторов внешний управляющий представил
план внешнего управления на утверждение. В целом план внешнего управления
был одобрен и утвержден кредиторами единогласно.
Отчет внешнего управляющего.
По итогам внешнего управления внешний управляющий должен составить отчет
внешнего управляющего. Такой отчет должен быть предоставлен собранию
кредиторов не позднее чем за 15 дней до истечения установленного срока
внешнего управления. В любой момент внешнего управления при наличии
обстоятельств, позволяющих считать его неэффективным, кредиторы вправе
собрать собрание кредиторов, на котором должен отчитаться внешний
управляющий.
Отчет внешнего управляющего включает: баланс должника; счет прибылей и
убытков; информацию о денежных средствах, существовавших до введения
внешнего управления и полученных в процессе его проведения, в том числе и в
результате продажи имущества должника, предприятия должника как
имущественного комплекса; права требования; расшифровку дебиторской
задолженности на момент составления отчета; сведения о правах требования
должника; информацию о возможных способах погашения требований кредиторов,
о мероприятиях, проведенных в рамках внешнего управления и их
эффективности, об обстоятельствах, наличие которых могло бы способствовать
более полному исполнению предъявляемых к должнику требований.
К отчету внешнего управляющего прилагается реестр требований кредиторов.
26 января 2000 года на ОАО «ПСРМЗ» состоялось собрание кредиторов, на
котором был выслушан отчет внешнего управляющего об итогах внешнего
управления.
Внешний управляющий доложил, что за период внешнего управления погашены
первая, вторая и третья очередь кредиторов, в стадии погашения находятся
кредиторы четвертой очереди.
Первая очередь – требования граждан о возмещении вреда жизни и здоровью,
причиненного должником, - такие требования удовлетворяются путем
капитализации соответствующих повременных платежей.
Вторая очередь – требования по выплате выходных пособий и по оплате труда
лицам, работающим по трудовому договору; по выплате вознаграждений по
авторским договорам.
Третья очередь – требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным
залогом имущества должника.
Четвертая очередь – требования субъектов, не являющихся кредиторами, -
налоговых и иных уполномоченных органов по обязательным платежам в бюджет и
во внебюджетные фонды.
Проведена большая работа по взысканию дебиторской задолженности, в
частности с ОА «УТРФ» путем перезачетов погашались долги, с конкурсными
кредиторами, возникшие в ходе внешнего управления.
Рабочий персонал путем перевода перешел в самостоятельные вновь созданные
предприятия. Реализована часть излишнего имущества.
Конкурсные кредиторы составляют незначительную часть кредиторской
задолженности. Основные долги – бюджет и внебюджетные фонды, составляющие
значительную сумму. Основные производственные фонды для ведения
хозяйственной деятельности отсутствуют.
Внешний управляющий вынес предложение о прекращении внешнего управления и
об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника
банкротом и об открытии конкурсного производства.
Собрание кредиторов единогласно проголосовало за обращение в арбитражный
суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного
производства. (Приложение №6)
Рассмотренный собранием кредиторов отчет внешнего управляющего и протокол
собрания кредиторов направляется в арбитражный суд не позднее чем через
пять дней после даты проведения собрания кредиторов. Отчет внешнего
управляющего рассматривается арбитражным судом в заседании.
28 января 2000 года состоялось заседание арбитражного суда, на котором был
представлен отчет внешнего управляющего о его деятельности, в котором
управляющий пояснил, что имущество предприятия используется в производстве.
Работникам ежемесячно выплачивается заработная плата. Часть имущества
продана другим собственникам по договорам купли-продажи. В связи с тем, что
погашены кредиторская задолженность по платежам 1, 2, 3 и частично 4, 5
очередей, необходимо принять меры к погашению задолженности перед бюджетом,
в том числе перед Пенсионным фондом Российской Федерации.
Внешний управляющий внес предложение о целесообразности введения
конкурсного производства имуществом должника. Арбитражным судом было
принято решение о признании ОАО «ПСРМЗ» несостоятельным (банкротом) и об
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9