климата является характеристика его структуры. Это предполагает вычисление
основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому
основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре СПК
становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей
к труду и их отношения друг к другу.
[pic]
В свою очередь отношения друг к другу дифференцируются на отношения
между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения.
В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через
призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и
предметного.
Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и
характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под
тональным – его эмоциональное отношение удовлетворенности или
неудовлетворенности этими сторонами.
Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя прежде всего в
отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не
исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в
целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может
проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся
членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным
образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее
из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию – общественную форму
самоотношения и самосознания личности.
В результате создается определенная структура ближайших и последующих,
более непосредственных и более опосредованных проявлений социально-
психологического климата.
То обстоятельство, что отношение к миру (система ценностных ориентаций
личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и
самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений
климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной
зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда
других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой – сугубо
личностных.
Действительно, отношения человека к миру формируются в рамках его
образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами того или
иного, даже самого значимого для него коллектива.
Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе.
Самосознание человека складывается в течение всей его жизни, а самочувствие
находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом
коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и
физического здоровья индивида.
Это, разумеется, не снимает возможности рассмотрения самооценки и
самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от
него.
На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к
определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и
межличностными отношениями в группе.
Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров
психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату
сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной
конкретной общности людей.
Самочувствие личности в определенной мере может служить и известным
показателем степени развернутости ее духовного потенциала. В данном случае
подразумевается психическое состояние, определяемое во многом атмосферой
производственного коллектива.
С этой точки зрения саму самочувствие личности может рассматриваться
как один из наиболее общих показателей СПК.
[pic]
А – отношение к делу; Б – самочувствие личности
(отношение к самому себе); В – отношение к другим людям.
Вместе с тем он не может считаться вполне основательным для того,
чтобы конкретно судить о всех аспектах СПК в коллективе, о мере
эффективности его деятельности.
Модели социально-психологического климата
Выделение моделей основывается на оценке трех сторон:
1) уровень развернутости психологического потенциала коллектива;
2) степень реализации его в данный момент;
3) тенденцию дальнейших изменений психологического потенциала
коллектива;
Вариант А.
Высокий уровень развернутости социально-психологического потенциала
коллектива, которому соответствует и степень его реализации. При работе с
полной отдачей сохраняется необходимый резерв сил для дальнейшего
совершенствования условий и организации труда, не происходит работы на
износ. Четкая организация труда и управления в коллективе в сочетании с
необходимым резервом сил и удовлетворенностью от ощутимой отдачи открывают
перспективу дальнейшего развертывания социально-психологического потенциала
коллектива.
Вариант Б.
Высокий уровень развернутости психологического потенциала коллектива
при крайне низкой степени его реализации в данный момент, что связано с
несовершенством сложившейся в рамках системы, выходящей за пределы данного
коллектива, организации труда и управления. Отсюда – наметившаяся тенденция
свертывания социально-психологического потенциала коллектива и снижения в
целом уровня его профессиональной социально-экономической эффективности и
тенденции роста неудовлетворенности системой организации и управления,
выходящей за рамки данного коллектива, и перерастание этой
неудовлетворенности в конфликт.
Вариант В.
Невысокий уровень развернутости социально-психологического потенциала
коллектива компенсируется работой (хоть и устаревшими методами, но с полной
отдачей – на износ). Данный случай в перспективе сулит срыв в работе и
резкое падение социально-экономической эффективности.
Эти варианты СПК, разумеется, не исчерпывают их реального
многообразия.
СПК аптечного коллектива имеет свои особенности. Они обусловлены
прежде всего целями и задачами, стоящими перед аптекой как организацией
здравоохранения. И в тоже время аптека – организация, осуществляющая
торговые функции, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Получение
прибыли – это обязательное условие существования.
Влияние на СПК может оказывать и внешняя среда. Сотрудники имеют
частные контакты с больными людьми или их близкими, что требует проявления
высоких моральных качеств, человеческих чувств, способности использовать
психоэмоциональное направление в процессе обращения.
Особенностью, существенно влияющей на СПК является то, что коллективы
аптек – зачастую коллективы женские.
Роль руководителя в социально-
психологическом климате коллектива
Роль непосредственного руководителя на производстве – мастера,
бригадира и т.п., а также роль администрации предприятия огромна в создании
благоприятного социально-психологического климата.
Именно эти представители управления призваны самым активным образом
участвовать в постоянном, устойчивом воспроизводстве таких психических
состояний, как симпатия и притяжение, положительный эмоциональный фон
общения, межличностная привлекательность, чувство сопереживания, соучастия,
возможность в любой момент оставаться самим собой, быть понятым и
положительно воспринятым (независимо от своих индивидуально-психологических
особенностей). При этом особо нужно выделить чувство защищенности, когда
каждый знает, что в случае неудачи (в сфере труда, быта, семьи) за его
спиной «стоит» коллектив, что он обязательно придет ему на помощь.
Часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо
аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае
личная неприязнь, излишняя принципиальность и т.п. могут послужить причиной
или поводом для возникновения конфликта.
Что такое конфликт
В психологии конфликт (К) определяется как «столкновение
противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций,
отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или
межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанных с
отрицательными переживаниями» (Краткий психологический словарь.)
Исходя из определения, в конфликте можно выделить три основные
компоненты:
1. В конфликте всегда присутствует противоречие, столкновение позиций,
за которым стоит различие интересов, ценностей или нормативных
представлений сторон. Участники конфликта ощущают, что выигрыш первой
стороны — это проигрыш для другой.
2. В конфликте всегда затрагиваются значимые для человека интересы или
представления (независимо от того, о чем идет речь), что является причиной
выраженных отрицательных эмоций у участников и становится часто основным
препятствием в поиске разумного выхода из создавшегося положения.
3. Конфликт также обязательно предполагает элемент конфликтного
поведения-противодействия, возникающего при попытке решить противоречие.
Таким образом, формула К может быть представлена как:
[pic]
Виды конфликта
В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта
в зависимости от критериев, которые берутся за основу.
Так, любой конфликт (как частный случай взаимодействия) может быть
описан с помощью основных параметров взаимодействия.
Ценности взаимодействия. Любой вид взаимодействия наделяется его
участниками тем смыслом, который они для себя в нем видят или хотели бы
видеть. Ценностная сторона взаимодействия людей, в сущности, ставит вопрос
«зачем» или «ради чего». Независимо от того, формулируют ли сами участники
взаимодействия для себя этот вопрос и дают ли на него осознанный ответ, у
них всегда существуют доминирующие ценности, которые направляют их
действия, создавая определенную модель их поведения во взаимодействии.
Интересы участников взаимодействия. Каждый человек входит в ситуацию
взаимодействия со своими интересами. Какие-то из них люди рассматривают для
себя в качестве целей, без реализации которых данная ситуация перестает их
удовлетворять.
Средства (способы, пути) реализации целей. Наличие определенных целей
предполагает и наличие или поиск соответствующих средств, способов, путей