Социально-психологический климат коллектива

климата является характеристика его структуры. Это предполагает вычисление

основных компонентов в рамках рассматриваемого явления по некоему единому

основанию, в частности по категории отношения. Тогда в структуре СПК

становится очевидным наличие двух основных подразделений – отношения людей

к труду и их отношения друг к другу.

[pic]

В свою очередь отношения друг к другу дифференцируются на отношения

между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения.

В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через

призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и

предметного.

Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и

характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под

тональным – его эмоциональное отношение удовлетворенности или

неудовлетворенности этими сторонами.

Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя прежде всего в

отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не

исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в

целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может

проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся

членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным

образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее

из отношений кристаллизуется в определенную ситуацию – общественную форму

самоотношения и самосознания личности.

В результате создается определенная структура ближайших и последующих,

более непосредственных и более опосредованных проявлений социально-

психологического климата.

То обстоятельство, что отношение к миру (система ценностных ориентаций

личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и

самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений

климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной

зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда

других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой – сугубо

личностных.

Действительно, отношения человека к миру формируются в рамках его

образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами того или

иного, даже самого значимого для него коллектива.

Аналогичным образом обстоит дело и с отношением к самому себе.

Самосознание человека складывается в течение всей его жизни, а самочувствие

находится в существенной зависимости не только от его статуса в трудовом

коллективе, но нередко в еще большей мере от семейно-бытового положения и

физического здоровья индивида.

Это, разумеется, не снимает возможности рассмотрения самооценки и

самочувствия индивида в данном конкретном коллективе и в зависимости от

него.

На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к

определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и

межличностными отношениями в группе.

Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров

психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату

сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной

конкретной общности людей.

Самочувствие личности в определенной мере может служить и известным

показателем степени развернутости ее духовного потенциала. В данном случае

подразумевается психическое состояние, определяемое во многом атмосферой

производственного коллектива.

С этой точки зрения саму самочувствие личности может рассматриваться

как один из наиболее общих показателей СПК.

[pic]

А – отношение к делу; Б – самочувствие личности

(отношение к самому себе); В – отношение к другим людям.

Вместе с тем он не может считаться вполне основательным для того,

чтобы конкретно судить о всех аспектах СПК в коллективе, о мере

эффективности его деятельности.

Модели социально-психологического климата

Выделение моделей основывается на оценке трех сторон:

1) уровень развернутости психологического потенциала коллектива;

2) степень реализации его в данный момент;

3) тенденцию дальнейших изменений психологического потенциала

коллектива;

Вариант А.

Высокий уровень развернутости социально-психологического потенциала

коллектива, которому соответствует и степень его реализации. При работе с

полной отдачей сохраняется необходимый резерв сил для дальнейшего

совершенствования условий и организации труда, не происходит работы на

износ. Четкая организация труда и управления в коллективе в сочетании с

необходимым резервом сил и удовлетворенностью от ощутимой отдачи открывают

перспективу дальнейшего развертывания социально-психологического потенциала

коллектива.

Вариант Б.

Высокий уровень развернутости психологического потенциала коллектива

при крайне низкой степени его реализации в данный момент, что связано с

несовершенством сложившейся в рамках системы, выходящей за пределы данного

коллектива, организации труда и управления. Отсюда – наметившаяся тенденция

свертывания социально-психологического потенциала коллектива и снижения в

целом уровня его профессиональной социально-экономической эффективности и

тенденции роста неудовлетворенности системой организации и управления,

выходящей за рамки данного коллектива, и перерастание этой

неудовлетворенности в конфликт.

Вариант В.

Невысокий уровень развернутости социально-психологического потенциала

коллектива компенсируется работой (хоть и устаревшими методами, но с полной

отдачей – на износ). Данный случай в перспективе сулит срыв в работе и

резкое падение социально-экономической эффективности.

Эти варианты СПК, разумеется, не исчерпывают их реального

многообразия.

СПК аптечного коллектива имеет свои особенности. Они обусловлены

прежде всего целями и задачами, стоящими перед аптекой как организацией

здравоохранения. И в тоже время аптека – организация, осуществляющая

торговые функции, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Получение

прибыли – это обязательное условие существования.

Влияние на СПК может оказывать и внешняя среда. Сотрудники имеют

частные контакты с больными людьми или их близкими, что требует проявления

высоких моральных качеств, человеческих чувств, способности использовать

психоэмоциональное направление в процессе обращения.

Особенностью, существенно влияющей на СПК является то, что коллективы

аптек – зачастую коллективы женские.

Роль руководителя в социально-

психологическом климате коллектива

Роль непосредственного руководителя на производстве – мастера,

бригадира и т.п., а также роль администрации предприятия огромна в создании

благоприятного социально-психологического климата.

Именно эти представители управления призваны самым активным образом

участвовать в постоянном, устойчивом воспроизводстве таких психических

состояний, как симпатия и притяжение, положительный эмоциональный фон

общения, межличностная привлекательность, чувство сопереживания, соучастия,

возможность в любой момент оставаться самим собой, быть понятым и

положительно воспринятым (независимо от своих индивидуально-психологических

особенностей). При этом особо нужно выделить чувство защищенности, когда

каждый знает, что в случае неудачи (в сфере труда, быта, семьи) за его

спиной «стоит» коллектив, что он обязательно придет ему на помощь.

Часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо

аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае

личная неприязнь, излишняя принципиальность и т.п. могут послужить причиной

или поводом для возникновения конфликта.

Что такое конфликт

В психологии конфликт (К) определяется как «столкновение

противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций,

отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или

межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанных с

отрицательными переживаниями» (Краткий психологический словарь.)

Исходя из определения, в конфликте можно выделить три основные

компоненты:

1. В конфликте всегда присутствует противоречие, столкновение позиций,

за которым стоит различие интересов, ценностей или нормативных

представлений сторон. Участники конфликта ощущают, что выигрыш первой

стороны — это проигрыш для другой.

2. В конфликте всегда затрагиваются значимые для человека интересы или

представления (независимо от того, о чем идет речь), что является причиной

выраженных отрицательных эмоций у участников и становится часто основным

препятствием в поиске разумного выхода из создавшегося положения.

3. Конфликт также обязательно предполагает элемент конфликтного

поведения-противодействия, возникающего при попытке решить противоречие.

Таким образом, формула К может быть представлена как:

[pic]

Виды конфликта

В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта

в зависимости от критериев, которые берутся за основу.

Так, любой конфликт (как частный случай взаимодействия) может быть

описан с помощью основных параметров взаимодействия.

Ценности взаимодействия. Любой вид взаимодействия наделяется его

участниками тем смыслом, который они для себя в нем видят или хотели бы

видеть. Ценностная сторона взаимодействия людей, в сущности, ставит вопрос

«зачем» или «ради чего». Независимо от того, формулируют ли сами участники

взаимодействия для себя этот вопрос и дают ли на него осознанный ответ, у

них всегда существуют доминирующие ценности, которые направляют их

действия, создавая определенную модель их поведения во взаимодействии.

Интересы участников взаимодействия. Каждый человек входит в ситуацию

взаимодействия со своими интересами. Какие-то из них люди рассматривают для

себя в качестве целей, без реализации которых данная ситуация перестает их

удовлетворять.

Средства (способы, пути) реализации целей. Наличие определенных целей

предполагает и наличие или поиск соответствующих средств, способов, путей

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты