молодежи к труду; содействие трудовой занятости молодежи;
Содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке и подготовке
молодежи к труду включает в себя:
. оказание посильной помощи учебным заведениям в воспитании и
социализации учащихся и студентов, реализации их интересов;
. развитие самодеятельности и инициативы учащихся и студентов,
государственную поддержку их общественных объединений.
Образование молодежи - проблема сквозная, ее решение предполагает
взаимодействие и сотрудничество органов управления образования и органов по
делам молодежи разных уровней. Комитет по делам молодежи одним из
направлений своей деятельности избрал содействие дополнительному
образованию молодежи через содействие организации и функционирования
профильных клубов ("клубов по интересам") и центров дополнительного
образования.
К финансированию системы образования необходимо привлекать частные фирмы
и компании. Так как в данном случае инвестирование можно рассматривать как
продвижение товаров и услуг; студенты ведущих университетов могут являться
не только будущими сотрудниками, но и также потенциальными клиентами и
партнерами по бизнесу. Поэтому, позиционирование продуктов и услуг для
молодежи может стать полезным инвестированием в будущее. Компании так же
могут использовать возможности проведения презентации, непосредственно
присутствовать на проектах, распространять рекламные материалы для
экономически активной молодежи.
Количественные и качественные изменения в образовательной системе
Вопрос об эффективности образовательной системы в последнее время часто
ставится перед чиновниками. Зачем пять-шесть лет обучать на инженера-
электрика, если человек, получив диплом, уйдет торговать на рынок?
Соотнесение образовательного и трудового рынков должно стать одним из
основных направлений государственной политики. Кабинет Министров должен
принять постановление о том, что объемы и профили подготовки учебных
заведений должны согласовываться с Министерством труда и занятости. Здесь
возможны проблемы с негосударственными вузами, которые по своему
усмотрению решают, кого и в каком количестве выпускать.
Поэтому чтобы предотвратить появление новых безработных необходимо
вести целенаправленную, систематическую психолого-профориентационную работу
с абитуриентами, которая должна содействовать личности в профессиональном
самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с
учетом ситуации на рынке труда. Молодые люди должны понять, что после пяти-
шести лет оплачиваемого обучения их ожидают бесплодные поиски работы. По
статистике, во многих регионах на рынке труда нужны водители, каменщики,
плотники, слесари-сантехники, токари, электрогазосварщики, воспитатели,
преподаватели, электрики. Значительно труднее найти работу операторам
вычислительных машин, распределителям работ, парикмахерам, кладовщикам,
портным, экономистам, техникам, делопроизводителям, товароведам. Народному
хозяйству требуется 75% рабочих специальностей и всего 25% - "белых
воротничков". На рынке труда - все наоборот. Пирамида должна быть
перевернута. Чтобы это сделать, нужна профориентационная работа со
школьниками, их родителями и чиновниками. Так, по-прежнему, работа
общеобразовательной школы оценивается по количеству человек, поступивших в
вузы. Критерии оценки работы школ, вузов требуют коррективы.
В настоящее время в системе образования и профессиональной подготовки
рабочих кадров уже осуществляется качественная перестройка, призванная
привести её соответствие с требованиями рынка труда. Сокращение общих
показателей подготовки кадров зачастую рассматривается с негативной
стороны, как проявление кризиса системы. Однако при это не принимается во
внимание демографическая ситуация. Анализ изменений в возрастном составе
населения за последние 15 лет свидетельствует о том, что численность
молодёжи, находящейся в трудоспособном возрасте и формирующей потенциальный
контингент учащихся профессиональных учебных заведений, неуклонно
уменьшается как в абсолютном, так и в относительном выражении. Кроме того,
в настоящее время растёт доля молодых людей, не желающих продолжать учёбу
после окончания средней школы и выходящих непосредственно на рынок труда.
Таким образом, сдвиги в системе профессиональной подготовки нельзя
однозначно трактовать как кризисные. Это – процесс её адаптации к
объективным условиям социально-демографической и экономической ситуации.
Причём показатели, свидетельствующие о сокращении выпуска рабочих и
специалистов, в большей степени подвержены влиянию социально-
демографических факторов. А показатели, характеризующие изменение типов
подготовки, структуру учебных заведений, технологию образования, перечень
профессий, по которым ведётся подготовка, тесно связаны с экономическими
факторами, в том числе с состоянием рынка труда.
Что касается качественных изменений в системе профессионального
образования, то следует отметить: учебные заведения пытаются адаптировать
свои программы к потребностям рынка труда. Вводятся дополнительные к
основному курсу программы, расширяющие кругозор учащихся, или так
называемые интегрированные программы, зачастую осуществляемые совместными
усилиями профессионально-технических, средних специальных и высших учебных
заведений. Последние направлены на то, чтобы научить выпускников
“обучаться”, то есть постепенно осваивать всё более сложные профессии и в
зависимости от уровня своих способностей повышать квалификацию.
Однако, несмотря на перестройку системы образования, спрос
работодателей на подготовленных рабочих и специалистов продолжает
оставаться низким: они предпочитают им опытных работников. Профессиональные
учебные заведения до сих пор слабо ориентируются на потребности рынка
труда, не изучая положение на нем своих выпускников. В результате
диспропорции между спросом и предложением становятся настолько привычными,
что уже в ряде регионов практикуется направление только что окончивших
учебные заведения рабочих и специалистов на переподготовку чуть ли не в те
же самые учебные заведения.
Развитие предпринимательской деятельности
Московский центр труда и занятости молодежи «Перспектива» в качестве
наиболее эффективного инструмента повышения экономической активности
молодежи рассматривает развитие предпринимательства.
В стратегическом плане речь идет о подготовке поколения людей способных
наращивать финансово-экономические, научные, образовательные, социально-
политические, культурные и духовные ресурсы страны. Анализ научно-
исследовательских работ, практических материалов показывает, что процесс
введения в Российской Федерации экономической подготовки учащихся носил (и
продолжает носить) незаслуженно «дискриминационный» характер. Причиной тому
является ряд объективных и субъективных предпосылок:
. кадры, проектировавшие образовательные системы, декларируя
рыночный выбор, по своей сути принадлежали планово-
распределительной системе экономике;
. за период советской власти в стране фактически был «вымыт»,
уничтожен институт предпринимательства и предпринимательской
подготовки;
. система образования в целом и ее педагогические кадры (как и
система их подготовки и переподготовки) в большинстве своем были
и остаются не готовыми к осуществлению предпринимательской
подготовки, обеспечению современной экономической подготовки
молодежи.
Таким образом, переход от административной системы к экономическим
методам руководства, от слепого исполнения планов и приказов к творческому
поиску эффективных решений актуализирует необходимость предпринимательской
подготовки молодежи. В силу специфики и стратегической важности для
будущего страны предпринимательскую подготовку следует рассматривать как
самостоятельную образовательную область.
Можно говорить о двух линиях развития предпринимательства среди
молодежи.
Первая касается всех без исключения молодых людей и направлена на
развитие их способностей, знаний, умений и навыков проектно-практической
деятельности, направленной на формирование предпринимательского образа
жизни и получение в качестве результата прибыли в виде новых знаний,
возможностей и др.
Вторая является линией подготовки специалистов, профессионально
занимающихся предпринимательской деятельностью в области промышленного
производства, сфере услуг, торговли, рекламы, масс-медиа, банковского дела
и др. и формирующих новые источники ресурсов с целью получения прибыли. Обе
линии подчинены одним и тем же законам, и могут реализоваться в режиме
дополнительного образования молодежи на базе различных по типу
образовательных учреждений (общеобразовательные школы, колледжи,
университеты и др.), а так же на базе мест, где строится соответствующий
образовательный процесс (клубы, фестивали, конкурсы предпринимательских
проектов, предметные олимпиады и др.).
Педагогическая сущность как содержание предпринимательской подготовки
молодежи, состоит в проектировании развивающих образовательных систем,
социально-педагогическом проектировании и реализация общеобразовательной
среды, позволяющей:
. дать учащимся основные и необходимые знания по поводу того, что
такое предпринимательство;
. сформировать способности, необходимые для осуществления
предпринимательской деятельности;
. создать условия для обретения учащимися опыта деятельности. [20]
Центром на сегодняшний день разработаны идеология, методология,
технология и принципы управления данным процессом, а также регулярно
проводятся конкурсы предпринимательских проектов молодежи и бизнес-
фестиваль молодежи России. Но, по данным российских ученых, только 5-6%
молодежи стремится к предпринимательской деятельности, и только 10%
молодежи имеют к ней специальные способности.
Создание специальных молодежных организаций для решения проблемы занятости
Самым перспективным направлением работы в области повышения
экономической активности молодежи видится создание специальных организаций
и предприятий для занятости подростков и молодежи. Достаточно интересный