Управление персоналом

предприятием , сама работа и имидж фирмы .

Менеджеры по персоналу , анализируя эффективность методов отбора

обычно используют такой показатель , как коэффициент отбора . Он

определяется как отношение количества отобранных работников , к количеству

желающих , из которых осуществляется отбор . Для разных профессий величина

коэффициента отбора разная : менеджеры - около 1:2 , профессионально-

технические работники - 1:1 , клерки - около 1:2 , квалифицированные

рабочие - около 1:1 , чернорабочие - почти 1:2 . Если коэффициент отбора

близок к 1:1 , то процесс отбора короток и прост . Число желающих , из

которого осуществляется отбор невелико . При коэффициенте отбора 1:2

процесс может стать непростым . Меньший коэффициент означает , что

организация может быть более разборчива при отборе . При коэффициенте 1:2

вероятность того , что организация наймёт на работу более соответствующих

её критериям работников , больше , чем когда коэффициент равен 1:1 .

Требования профсоюза . Если работники организации целиком или частично

принадлежат к какому-либо профсоюзу , то членство в профсоюзе - один из

главных факторов , влияющих на решение при отборе . Иногда контакт с

профсоюзом является единственным (или одним из главных) критериев отбора .

Профсоюз может многими путями , открыто или неявно , влиять на процесс

отбора .

Местоположение предприятия . Многие крупные фирмы , выпускающие товары

, пользующиеся повышенным спросом , располагают свои предприятия в

нескольких городах , и эти города обычно обеспечивают постоянный поток

желающих работать . Как правило , такие регионы страны привлекают

достаточно большое число работников , имеющих необходимые навыки и

подготовку .

Непосредственное окружение и отбор . Основная цель отбора - набрать

работников с высокой культурой работы - может быть осуществлена менеджерами-

управляющими или людьми контролирующими интересы компании . Администрация

предприятия устанавливает различные цели набора , например , привлечение

работников с высоким качеством работы :

готовых работать на фирме много лет ;

с низким показателем несчастных случаев ;

умеющих общаться с коллегами и клиентами и т. д.

Отбор направлен на выявление возможностей и взглядов заявителя для

определения его соответствия условиям и особенностям работы .

В малых фирмах , где нет отдела по управлению персоналом , решение по

отбору принимает менеджер соответствующего профиля . В больших и среднего

размера фирмах к принятию решения при отборе привлечены линейный менеджер и

функциональный менеджер (Таблица 1) . В больших организациях человека ,

ответственного за отбор , называют менеджером по найму .

Таблица 1.

Участие линейного и функционального менеджеров в процессе отбора

|Функции отбора |Линейный менеджер |Менеджер по управлению |

| |(ЛМ) |персоналом (МУП) |

|Выбор критериев отбора |Осуществляет выбор |Консультирует выбор и |

| |критериев |вводит критерии , |

| | |отражающие особенности |

| | |работы |

|Утверждение критериев |----- |Утверждает |

|отбора | | |

|Отборочная беседа |----- |Проводит |

|Работа с заявлениями и |Иногда проводит |Обычно выполняет |

|анкетами по | | |

|биографическим данным | | |

|Беседа по поводу |Совместно |Совместно |

|принятия на работу | | |

|Проведение тестов |----- |Проводит |

|Заполнение таблицы |----- |Заполняет |

|квалификации и | | |

|рекомендаций | | |

|Конечное решение при |Принимает после |Даёт рекомендации |

|отборе |рассмотрения |линейному менеджеру |

| |рекомендаций | |

| |менеджера по | |

| |управлению | |

| |персоналом | |

Критерии отбора .

Чтобы программа отбора была действенной , следует ясно сформулировать

качества работника , необходимые для соответствующего вида деятельности .

Критерии следует формировать так , чтобы они всесторонне характеризовали

работника : образование , опыт , медицинские и личные характеристики .

«Эталонные» уровни требований по каждому критерию разрабатываются исходя из

характеристик уже работающих на предприятии работников , хорошо

справляющимися со своими обязанностями . Отбор может быть невозможным ,

если список требований к работнику со стороны организации будет слишком

велик .

Образование . Большинство нанимателей пытаются отбирать работников ,

во многом судя о них по полученному ими образованию . При равных

показателях работодатели предпочитают большее образование меньшему и высшую

степень низшей . Однако эти характеристики должны быть увязаны с успехами

на работе , и критерий образованности должен непременно сравниваться с

требованиями выполняемой работы . Работодатель должен изучить

продолжительность и тип образования , его соответствие рассматриваемой

работе .

Опыт. Работодатели часто отождествляют опыт с возможностями работника

и с его отношением к работе , считая , что человек , занимавшийся подобной

деятельностью ранее и желающий выполнить такую же работу , любит её и будет

выполнять её хорошо . А поскольку лояльность в отношении работы и

предприятия ценится высоко , большинство работодателей предпочитают наём

работников с опытом .

Одним из способов измерения опыта работы в организации является

установление рейтинга трудового стажа , отражающего время , на протяжении

которого человек работал в данной организации . На военной службе дата

присвоения званий есть эквивалент рейтинга трудового стажа . Трудовой стаж

измеряется различными способами : общим временем работы на данной фирме ,

временем работы на фирме на определённой должности или в составе

определённого отдела и т. д.

Физические (медицинские) характеристики . Существуют многие виды работ

, требующие от исполнителя определённых физических качеств , обычно

сводящихся к выносливости и силе , которые легко поддаются тестированию . С

этой целью предприятию следует выявлять физические и медицинские

характеристики преуспевающих работников в данный момент и использовать эти

данные как критерии , но только тогда , когда все или большинство

работников этим данным соответствуют .

Персональные характеристики и типы личности . Одной из важнейших

персональных характеристик работника является его социальный статус

(положение) . Одни работодатели предпочитают принимать женатых работников ,

считая , что это приводит к меньшей текучести и лучшему качеству работы .

Другие фирмы с большей охотой приглашают холостых или разведённых

работников , которые по их мнению , мобильнее , охотнее соглашаются на

смену места и вида работ , работу в выходные дни и сверхурочно . Второй

важной персональной характеристикой претендента является его возраст .

Любой конкретный критерий отбора работников , основанный на возрастном

делении , должен быть тщательно изучен в отношении преуспевающих работников

, занятых в фирме на данное время . В США , например , дискриминация против

лиц старше 40 лет признана незаконной , и , если кадровик намекнёт

претенденту , что тот уже староват для данной работы , это может стать

основанием возбуждения судебного дела .

Работодатели могут предпочитать определённые типы личности для

выполнения различных работ . Например , предпочитать общительных людей

замкнутым . Выдающиеся личные качества могут быть необходимы работникам ,

общающимся с клиентами , для других же мест такие качества не пригодятся .

Работа кадровой службы будет тем успешнее , чем яснее её сотрудники

представляют себе конкретную цель работы по набору и отбору кадров .

Например , когда ставится задача просто привлечь новые кадры для работы в

организации , применяются одни методы . В этом случае кадровая служба

руководствуется критериями , которые разрабатываются в организации лицами ,

принимающими решение . Для набора отбора кадров на определённую и

специфическую должность кадровая служба использует аналитические оценки

кандидатов , учитывающие характеристики работы и требования к человеку , её

выполняющему , независимо от характера деятельности и размеров организации

. В применении аналитических методов отбора кадров на ту или иную должность

акцент делается на основных показателях поведения , что облегчает процесс

принятия решений .

Тесты по найму .

Тестирование с целью отбора подходящих людей для определённых целей

использовалось на протяжении многих веков . Одним из первых примеров можно

считать библейскую историю о воинах Гедеона .

«И сказал Господь Гедеону : народа с тобой слишком много ... веди их к

воде , там Я выберу их тебе ... И сказал Господь Гедеону : кто будут лакать

воду языком своим , как лакает пёс , того ставь особо , так же как и тех

всех , которые будут наклоняться на колени свои и пить ...» Таким образом

были отсеяны все лишние воины , и Гедеон получил 300 человек , которые пили

, зачерпывая пригоршнями воду , не опускаясь на колени . Именно с этими

воинами была одержана блистательная победа .[1] Таким образом тестирование

вполне себя оправдало .

Например в США до принятия в 1964 г. Закона о гражданских правах 90 %

компаний признавали , что используют тесты , к 1976 г. - только 42 % , но в

1988 г. уже 84 % компаний сообщали , что включают тесты в свой механизм

отбора кадров .[2]

Применяемые при отборе тесты предназначены для того , чтобы получить

психологический портрет кандидата , оценить его способности , а также

профессиональные знания и навыки . Они позволяют сравнивать кандидатов

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты