Внедрение систем качества
Южно-Уральский государственный университет
Факультет «Экономики и управления»
Кафедра «Экономика и финансы»
Реферат
Внедрение систем качества
Выполнил: студент группы
Проверила: Чурюкин .
Челябинск 2004
Содержание
Введение 3
1.Проблемы внедрения систем качества. 4
2.Система качества как необходимость. 6
3.Стратегия внедрения качества. 10
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
По мере рыночного реформирования российской экономики отечественные
компании начинают проявлять все более очевидный интерес к проблеме
качества. Об этом можно судить по увеличению числа компаний, способных
конкурировать на отечественном и зарубежных рынках не только путем снижения
себестоимости и цены, но и повышения качества производимых продуктов или
оказываемых услуг. Эту тенденцию подтверждает и рост числа отечественных
компаний, стремящихся получить сертификат, подтверждающий наличие у них
функционирующей системы качества (СК), соответствующей требованиям
международных стандартов ИСО серии 9000. Однако попытки компаний,
включившихся в решение проблемы качества, повысить свою
конкурентоспособность наталкиваются на ряд серьезных препятствий.
Проблемы внедрения систем качества.
Во-первых, отсутствие традиций стратегического управления ведет к
тому, что даже руководители высшего уровня не готовы планировать будущее,
опираясь на потенциал компании и на прогнозы развития среды. И поэтому
серьезные усилия и инвестиции, необходимые для освоения и развития системы
качества в компаниях, экономически обосновывать достаточно сложно: они, как
правило, не могут дать краткосрочного результата, а ориентация на более
отдаленную перспективу должным образом еще не используется.
Во-вторых, отсутствие традиции практического использования регулярного
менеджмента, характерного для компаний, действующих в условиях рынка, ведет
к необходимости сопровождать формирование современной СК налаживанием
такого менеджмента в российских компаниях.
Различные элементы регулярного менеджмента начали внедряться в
деятельность отечественных компаний в начале 90-х годов. Однако до сих пор
большинство из них только подходят к созданию современного управленческого
учета, регулярного маркетинга и организации продаж, управления персоналом и
т.д. Налаживание же в российских компаниях системы менеджмента по принципам
TQM предполагает активную опору на многие элементы менеджмента, которые
были обычны для западных компаний 80-х годов.
В-третьих, наличие в компаниях так называемого тройного стандарта,
когда думаем одно, пишем другое, а делаем третье. Ведь в нашей стране до
рыночного реформирования экономики общие цели задавались предприятиям
централизованно, т.е. вносились извне. Существовал некоторый более или
менее официальный "ритуал" оценки степени достижения этих целей. При этом в
большинстве случаев никто на предприятии не ориентировался на достижение
этих целей. Вместо этого конкретные действия и мероприятия были нацелены на
реализацию представления руководителей об интересах предприятия,
коллективных и собственных выгодах, к которым официально зафиксированные
цели имели, как правило, отдаленное отношение. Исполнители обычно
действовали исходя из принципа минимизации собственных усилий (издержки
производства и конкурентоспособность продукции их не очень волновали),
которые необходимы для формальной сдачи продукции в установленные сроки.
При этом они опирались на неписаные нормы, упрощенные технологии и мало
заботились как о реальных потребителях, так и о том, как будут выполняться
следующие технологические операции.
Отмеченные особенности глубоко укоренились в сознании руководителей и
исполнителей, стали элементом сложившейся на большинстве отечественных
предприятий организационной культуры. В такой культурной среде собственных,
внутренних потребностей, связанных с улучшением качества, возникнуть не
могло. Серьезные изменения в ней начали появляться только под давлением
внешних сил.
Система качества как необходимость.
Переломным моментом в развитии российского бизнеса и менеджмента стал
кризис августа 1998 г. Подорвав спекулятивный сектор отечественной
экономики и конкурентоспособность импорта, он создал психологические и
экономические предпосылки для развития отечественных производителей,
компаний "реального" сектора. Это способствовало очевидному росту интереса
к стратегическим вопросам бизнеса и к проблеме качества, а также к подходам
и методам их решения, что выражается в самых разных формах:
– сосредоточение усилий широкого круга компаний и предприятий на
налаживании производства продукции, конкурентоспособной по своим
характеристикам;
изучение с целью возможного использования опыта западных компаний, которые
поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам
отечественную;
– активизация деятельности по разработке и внедрению СК, отвечающих
требованиям стандартов ИСО серии 9000. В экономически развитых странах эти
системы являются не только источником получения конкурентных преимуществ,
но и обязательной инфраструктурной основой для эффективного взаимодействия
компаний в условиях стремительно углубляющегося разделения труда;
– постепенное осознание российскими менеджерами необходимости освоения
новой философии качества и на ее основе формирование в компаниях
принципиально новой для отечественной практики организационной культуры.
Очевидно, что проблема качества становится ключевой для российского
предприятия, если его целью является выход на международный рынок и
установление долгосрочных отношений с зарубежными партнерами. Однако не
следует забывать и другую, может быть более важную проблему. Ведь в
условиях нарастающей глобализации рынков и стремительного втягивания России
в систему мирохозяйственных связей девальвация рубля и протекционистские
меры могут защитить отечественный рынок от давления зарубежных конкурентов
только на короткое время. Поэтому для отечественных производителей проблема
эффективного менеджмента и проблема качества - это проблемы не столько
экспансии, сколько выживания на отечественном рынке.
Для большинства российских производителей создание СК сейчас
ассоциируется с ее сертификацией по стандартам ИСО серии 9000.
Непосредственные мотивы к сертификации СК при этом могут быть разными.
Например:
– требования потребителей при заключении контрактов (договоров);
– стремление повысить конкурентоспособность продукции;
– необходимость соответствовать условиям участия в тендерах, конкурсах
и прочих подобных мероприятиях, которые могут закончиться контрактом и
служат рекламой предприятию;
– условие получения государственного заказа, льготного кредитования
или страхования;
– осознанное желание высшего руководства предприятия привести условия
своего производства в соответствие с международными требованиями;
– стремление обеспечить сертификацию продукции, обязательным условием
которой является сертификация СК, и др.
Обобщая накопленный в России опыт решения проблемы качества, можно
выделить несколько групп предприятий, которые тратят значительные деньги и
усилия на внедрение СК и получение сертификатов их соответствия требованиям
стандартов ИСО серии 9000. Их классификация, не претендуя на полноту и
непротиворечивость, охватывает только те предприятия, которые реально
пытаются что-то делать в этой области, а не имитируют соответствующую
активность.
К первой группе относятся крупные предприятия традиционных отраслей,
для которых характерен самый высокий процент заинтересованных в получении
сертификата на СК по стандартам ИСО серии 9000 (основная причина - активная
работа на экспорт). Эта заинтересованность обеспечивает высокую вероятность
четкого выполнения всех требований стандартов в части разработки и
внедрения СК, хотя нельзя не видеть проблем, связанных с запущенностью и
плохой организацией основных и, особенно, вспомогательных видов
деятельности предприятий. Система качества действительно может выглядеть
практически идеальной. Это может быть обусловлено такими причинами, как
"наследие" советской командно-административной системы, а в некоторых
случаях особенностями внешней среды (исторически сложилось так, что
некоторые города в СССР возникали вокруг крупных заводов, поэтому людям в
таких городах больше негде работать, кроме этих "градообразующих" заводов).
Минусом такой ситуации является трудность обеспечения вовлеченности
персонала в процесс постоянного совершенствования СК и улучшения качества
продукции. Ведь под давлением угрозы увольнения работники стараются точно
выполнять все предъявляемые к ним требования, но при этом от них трудно
ожидать инициативы и предприимчивости.
Ко второй группе относятся компании, которые принимают решения о
внедрении СК "впрок" или для выхода на зарубежные рынки, но не имеют
реального опыта работы там и поэтому не очень четко понимают, что такое
принципы TQM и зачем нужен сертификат на СК по стандартам ИСО серии 9000.
Для таких компаний характерны формальное отношение к внедрению СК и
неспособность подготовить работников к предстоящим изменениям. Поэтому,
если сертификат на СК и будет формально получен, то наладить необходимую
работу им, как правило, не удается. Все это исключает достижение
необходимого результата и ведет к неэффективному расходованию денег.
Третья группа компаний, которые реально существуют в России, но их еще
мало, - это компании, которые не только хотят, но и могут внедрять СК и
обеспечивать ее эффективное функционирование. Сертификат на эту систему
является для них одним из важных, но не главным результатом одного из
промежуточных этапов работы по решению проблемы качества с целью
Страницы: 1, 2