Ал-фараби

действительности» .

Однако бытие форм в деятельном разуме иное, чем их бытие в разуме в

действительности. «А это значит, что то, что есть низшее в актуальном

интеллекте, часто упорядочивается и становится впереди высшего, прежде чем

мы постепенно поднимемся к предметам самого совершенного бытия, хотя

нередко они могут оказаться предметами самого несовершенного бытия, как

явствует из книги «Доказательство».

И поскольку мы идем от известного к неизвестному, а совершенное бытие в

себе является наименее для нас известным, иначе говоря, наше знание о нем

самое малое, — то необходимо, чтобы порядок существующих в актуальном

интеллекте вещей был противоположен тому порядку, который установлен в

интеллекте деятельном для тех же вещей. Дея-дельный интеллект сначала

постигает .самые совершенные из существующих вещей» .

Подлунный мир, подверженный процессу возникновения и уничтожения, ал-

Фараби наделяет ступенями совершенства: его высшей ступенью является

приобретенный разум, сущность которого включает в себя понятийный мир

действительности, а самой низшей ступенью является первоматерия, которая

под воздействием деятельного разума приобретает те или иные формы.

Восходящие через ряд ступеней формы достигают ступени приобретенного

разума. Происходит как бы двусторонний процесс: сначала деятельный разум

«посылает» формы вниз, чтобы сделать умопостигаемые сущности

действительными, затем эти формы, получив актуализацию, начинают восходить

с возрастающей степенью совершенства: камни, растения, животные неразумные

и разумные. Разумное животное — это человек, носитель приобретенного

разума.

Из концепции деятельного разума вытекает смертность индивидуального

разума. Но в этом вопросе строго однозначной позиции у ал-Фараби нет. Точка

зрения бессмертия индивидуальной души квалифицируется им как «басня».

Помимо этого, считает ал-Фараби, данная точка зрения выполняет определенную

служебную роль в жизненной борьбе, поскольку под видом утешения

культивирует смирение. В жизни люди добиваются своих целей как путем

открытой борьбы, так и с помощью хитростей и уловок. Тезис о воздаянии за

смирение -является самым настоящим обманом, которым пользуются наиболее

расчетливые и бессовестные люди. Именно они с наибольшим тщанием лицемерно

принимают этот тезис, демагогически прикрывают свои цели, добиваясь

реальных выгод и прибавляя к ним моральный капитал, поскольку их считают

правдивыми, мудрыми, почитают и возвеличивают. «Что касается смирения, то

оно заключается в признании того, что некое божество правит миром и что

духовные лица руководят и управляют всеми такими действиями, как теми, что

служат прославлению божества молитвами, восхвалением и освящением; если

человек исполняет эти обряды и отказывается от многих благ, являющихся

предметом желания в этой жизни, u если он твердо придерживается всего

этого, то ему возместят за все это и воздадут великими благами, коих он

достигнет после смерти. Если же он не придерживается ни одного из этих

обрядов и пользуется благами в течение своей дольней жизни, он будет

наказан за это после своей смерти великими бедами, кои настигнут его в

потусторонней жизни. Все это — хитрости и козни против одной группы u в

пользу другой. Все это—хитрости и ловушки, которые использует тот, кто не

способен бороться за эти блага открыто и честно, козни, к которым прибегает

тот, кто не имеет силы захватить эти блага собственными руками и силой

своего оружия, без притворства и чужой помощи, чтобы запугать других и

вынудить их оставить все эти блага или некоторые из них, дабы ими овладели

другие; так поступает тот, кто бессилен бороться за то, чтобы захватить и

отвоевать их для себя» .

Ал-Фараби не мог не видеть страшной силы религии, но все-таки он явно

преувеличивает роль сознательного обмана, вовсе не замечая обусловливающих

существование религии материальных корней. «...Того, кто придерживается

этих обрядов, будут принимать за пренебрегающего земными благами; о нем

будут думать хорошо и на него будут полагаться. Его не будут ни опасаться,

ни остерегаться, ни подозревать в чем-либо. Напротив того — он скроет свои

замыслы и поведение свое будет расписывать как божественное» .

Но к «принимающим смирение», согласно ал-Фараби, кроме расчетливых

обманщиков относятся также поддавшиеся обману, введенные в заблуждение и

искренне верующие люди. Тот, кто без всяких задних мыслей совершает обряды

и отказывается от всех мирских благ, в глазах официального общественного

мнения представляется каким-то чудаком, заслуживающим осмеяния и осуждения

(не сказался ли в этом суждении его собственный опыт аскетической жизни?).

«Однако многие будут в насмешку высказывать ему похвалы, другие окажут ему

поддержку в своих собственных интересах, дабы он не оспаривал каких-либо

благ, но оставил бы их, чтобы последние были в обилии для них и для других.

Третьи будут хвалить его поведение и образ действий из страха, чтобы люди,

не признающие это поведение, не лишили бы их того, чем они владеют.

Четвертые будут хвалить и считать его счастливчиком только потому, что сами

заблуждаются так же, как и он» .

Ал-Фараби выступает против пифагорейского представления о перевоплощении

души и утверждает, что она не может существовать раньше тела. Весьма

своеобразна его мысль о том, что бессмертны души добродетельных и сведущих

людей, тогда как души людей невежественных смертны. Это разграничение

заставляет усомниться в том, насколько ортодоксально он верил в бессмертие

души. Не состоит ли оно (бессмертие) в том, что человек сохраняется в

памяти других людей благодаря своим творениям, как впоследствии говорил Л.

Фейербах?

Разум не прирожден человеку. Он является частью души, которая формируется

прижизненно, в меру приобщения к безличному, космическому разуму. Последний

вечен, индивид преходящ, смертей. В то же время ал-Фараби довольно часто

прямо высказывается в поддержку тезиса о бессмертии души и подробно

расписывает, что ожидает души разных людей на «том свете». Идет ли здесь

речь о простом тактическом приеме, обращении к «широкой публике» с

^назидательными целями или, наконец, о собственном мировоззренческом

колебании— судить трудно. Приведем два фрагмента из одного трактата для

демонстрации всего сказанного выше. «Когда одно поколение людей умирает, их

тела уничтожаются, души их освобождаются и достигают счастья, на смену им

приходят другие люди, которые занимают их место в городе, и если эти люди

делают то же, что их предшественники, то тогда их души также освобождаются,

и после гибели своих тел они достигают тех же ступеней, что и их

предшественники из прежнего поколения, располагаясь по соседству с ними в

том смысле, в котором существует соседство в нетелесных вещах, и эти души

соединяются с подобными себе душами людей одного поколения.

Чем более умножаются подобные между собой отрешенные от материи души,

соединяясь друг с другом, тем большей силы наслаждения достигает каждая из

них. По мере того как к ним присоединяются последующие души, их наслаждение

возрастает от встречи с душами предшествующими, а наслаждение

предшествующих возрастает от соединения с последующими, ибо каждая из них,

умопостигая свою сущность, умопостигает также многократно сущности душ ей

подобных и то, что в них постигается, возрастает при соединении в будущем с

душами последующих, и наслаждение каждой из них с течением времени

беспредельно возрастает. Так же точно обстояло дело с каждым из поколений.

В этом подлинное высшее счастье, являющееся целью деятельного разума»

Насчет того, где человек находит счастье, в этой или потусторонней жизни,

мы поговорим ниже особо. Пока же можно четко фиксировать определенную

позицию относительно «мертвых душ», или, вернее, душ умерших. Душа

бессмертна. Души добродетельных, соединяясь, ведут к увеличению

коллективного и индивидуального наслаждения. Значит, души злых будут вечно

мучиться и беспредельно будет расти их страдание? Есть и такой вариант. Но

есть для злых и другая участь. «Их души остаются связанными с материей и не

достигают того совершенства, посредством которого они отрешаются от

материи, так что они гибнут, как только гибнет материя» .

Разум для Абу Насра — самое высшее и специфическое благо человека. Разум

как теоретическая способность культивируется теоретической философией,

охватывающей естествознание, математику и метафизику. «Поскольку мы

достигаем счастья только тогда, когда нам присуще прекрасное, а прекрасное

присуще нам только благодаря искусству философии, то из этого необходимо

следует, что именно благодаря философии мы достигаем счастья».

В чем же, согласно ал-Фараби, заключается сущность религиозных

представлений, их отличие от философских знаний? «Начала существующих вещей

и их ступени, счастье, руководство добродетельными городами, — пишет он, —

все это человек может либо мыслить в понятиях и умопостигать, либо

воображать. Человек мыслит их в понятиях, когда они запечатлеваются в его

душе в том виде, в каком ояи существуют в действительности; он воображает

их, если в его душе запечатлеваются их образы, подобие и подражательные

представления» .

Он приводит такое сравнение: 1) видение предмета таким, каков он в

действительности; 2) видение его отражения (в воде, зеркале); 3) видение

отражения не самого предмета, а его изображения (например, отражение в

зеркале портрета человека). Значит, мы можем иметь дело с самой реальностью

или каким-то ее суррогатом в виде подобия или «подражательного образа».

«Большинство людей по природе и по навыку лишено способности понимать и

мыслить это в понятиях. Им следует представить в воображении начала

существующих вещей, их ступени, деятельный разум и первое руководство через

образы, которые подражают всему этому; Понятия перечисленных вещей и сами

они едины и неизменны, тогда как образы, которые подражают им,

многоразличны, и так же, как это имеет место с видимыми предметами,

имеющими более близкое, а частью более отдаленное сходство с тем, чему

подражают. Так, отражение человека, наблюдаемое в воде, более близко к

действительному человеку, чем отражение его изображения, наблюдаемое в

воде. Поэтому одна группа или один народ может представлять эти вещи в

подражательных образах иными, чем другая группа или другой народ. Вот

почему различные добродетельные народы и добродетельные города могут иметь

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты