Августин Блаженный о человеке
Содержание.
Введение
3
1. Жизнь,духовная эволюция и сочинения Августина.
5
2. «Что же за тайна — человек!»
10
3. Истина и прозрение.
16
4. Августин Блаженный об истоках греха.
20
5. "Град земной" и "Град Божий".
25
6. Августин Блаженный. Современная оценка.
28
Заключение.
35
Список литературы.
36
Введение.
Подорванная набегами варваров и внутренней анархией, Римская империя
была восстановлена — со времен Диоклетиана (284-305 гг.) и Константина
(306-337 гг.) — на новой основе: речь идет о Поздней империи — первом из
тоталитарных государств современного типа. Верховный правитель, овеянный
религиозным почитанием, обладает в ней всей полнотой власти — во всяком
случае до тех пор, пока не восторжествует следующий узурпатор. Окруженный
восточным двором, он управляет с помощью милитаризованного,
иерархического, исключительно сложного бюрократического аппарата: плановая
экономика, государственные предприятия, обязательный синдикализм,
кастовость; непомерные налоги, жестокое правосудие и, разумеется, тайная
полиция (ведь жизнь протекает в постоянной угрозе заговоров). Это воистину
мир террора: команда у власти воплощает всю мощь хозяина, но вскоре она
оказывается в опале; происходят грандиозные процессы предателей,
репрессии, захватывающие лучших из невиновных. Угроза гибели - тюрьма,
пытки, казнь - постоянно висит над всем. Вся жизнь св. Августина проходила
на фоне этих событий, на собственном примере он учит нас искусству жить во
времена катастроф. Его детство совпало с последним всплеском римской мощи.
На зрелые годы пришлось падение крепостных стен Рима - 24 августа 410 г. -
перед королем вестготов Аларихом. Ему суждено было умереть спустя двадцать
лет в своем епископальном городе Гиппоне, осажденном вандалами, этим
смелым народом, совершившим в течение жизни всего одного поколения
удивительное перемещение из венгерских и силезских равнин, через всю
Европу, Испанию и Гибралтар в северную Африку и Карфаген, чтобы уничтожить
там римскую мощь.
Но Августин был не просто свидетелем "упадка" и "конца света". С
обращением Константина империя стала христианской, и новая религия
окончательно победила. Понятно, что не все трудности были преодолены:
язычество продолжало сопротивляться на двух крайних ступенях общественной
лестницы - среди крестьян и среди просвещенной аристократии. Эпоха великих
гонений завершилась, но теперь церковь разрывали расколы и ереси.
Вмешательство императорской власти, в определенном смысле необходимое,
только усложнило положение вещей: стареющий Константин, Констанций, Валент
склонялись к тому или иному варианту арианской ереси, а ортодоксальное
христианство переживало темные времена, пока окончательно не
восторжествовало при очень набожном императоре Феодосии.
Отцы церкви до Августина не придавали, вообще говоря, слишком большого
внимания философии, а если и обращались к ней, то не затем, чтобы
продуцировать новые идеи. Первые апологеты были по своей профессии
риторами-юристами. У других отцов превалировали интересы, в узком смысле
слова, теологические и пасторские, или же филологические интересы
эрудитов. Тем сильнее на этом фоне более чем скромных достижений
предшественников прозвучал могучий голос святого Августина.
Век св. Августина стал периодом демографического, социального,
духовного и интеллектуального расцвета христианства, золотым веком отцов
церкви - великих мыслителей, подаривших христианской литературе свои
классические творения. Среди них были и те, кто вел сугубо духовный,
созерцательный образ жизни, были и люди деятельные. Примечательно то, что
Августин был современником наиболее выдающихся отцов церкви (хотя не
всегда был с ними знаком) - как греческих, принадлежавших к
каппадокийской, антиохийской или александрийской школе, так и латинских,
основных Учителей западной церкви.
Блаженный Августин может считаться истинным отцом западного
христианства. В то время как на Востоке было множество крупных богословов,
на Западе Августин не имел себе равных, и его учение доминировало над
латинской богословской мыслью вплоть до возникновения средневекового
схоластицизма. Несмотря на то что православное богословие критически
относится к некоторым аспектам его учения. Православная Церковь всегда
признавала его святость и авторитет.
1. Жизнь,духовная эволюция и сочинения
Августина
Личность Августина чрезвычайно привлекательна своей искренностью,
глубиной и живостью ума, а конкретность и непосредственность его интересов
(в отличие от восточных отцов, столь часто витавших в сферах непостижимого
и отвлеченного) делают блаженного Августина не просто интересным, но и
очень близким нам человеком.
Августин родился 13 ноября 354 года в городе Тагасте, в Северной
Африке, которая тогда была частью Римской империи и была населена
латиноязычными христианами. Отец его был язычником, мать - святая Моника -
глубоко религиозной христианкой. В 370 году молодой Августин поехал
учиться риторике в столицу Африки Карфаген. Обучение велось по-латыни, и
вся греческая классика читалась в переводах. Августин так никогда и не
выучил греческий язык, зато его профессиоиальная подготовка в области
риторики приоб- рела для него некое духовное измерение. Блестящий
писатель, он всегда осознавал язык как орудие творчества и отдавал себе
отчет во всех вытекающих из этого преимуществах и соблазнах. Для него язык
как средство общения был искусством, требующим совершен-ства из
соображений любви к ближнему.
В возрасте девятнадцати лет Августин знакомится с манихейским учением и
становится его приверженцем на целых десять лет. Карфаген был
космополитическим городом, и среди процветавших в нем разнообразнейших
сект и верований манихейство пользовалось значительной популярностью.
Вопрос о происхождении зла решался манихеями в плане онтологического
дуализма, то есть существования злого бога, равносильного Творцу.
Манихейское влияние навсегда оставило след в мысли блаженного Августина.
Закончив образование, Августин начал частным образом преподавать
риторику. В это время он сожительствовал с женщиной, которая была его
подругой в течение многих лет и к которой он, по-видимому, был очень
привязан. Она родила ему сына, которого Августин назвал Адеодатус, по-
гречески Феодор, Богоданный. Это был его единственный ребенок, и Августин
в своих писаниях всегда говорит о нем с особенной нежностью.
В 383 году он переехал в Рим и провел там некоторое время,
занимаясь преподаванием риторики. Однако в Риме он не задержался и
переехал оттуда в Милан, где епископом тогда был великий Амвросий,
проповеди которого потрясли Августина. Да и весь образ святого миланца
произвел неизгладимое впечатление и придал определенно христианское
направление его духовному развитию.
Нужно сказать, что Августин обладал в высшей степени
философским складом ума и всегда во всем старался докопаться до самого
корня. Несмотря на уже произошедший к тому времени разрыв с манихейством,
Августин искал (как и будет искать всю свою жизнь) разрешение проблемы
сосуществования в этом мире добра и зла. Он знал уже, что дуалистический
подход не может его удовлетворить, ибо он ведет к многобожию и к
неприемлемым этическим выводам. Чтение философов-платоников и
неоплатоников (в латинском переводе) повлекло за собой постепенное
отмежевание от манихейского дуализма. Вслед за Платоном Августин поверил в
монизм Добра. Поэтому его следующим шагом на пути духовных исканий были
платонизм и неоплатонизм. В них его привлекало именно опровержение всякого
дуализма: Бог - един, и все, что с Ним связано, - есть добро.
Онтологически зла не существует, оно есть лишь отклонение от добра, нечто
вроде паразита или болезни.
Хотя философски и вследствие естественной склонности ума Августин
оставался приверженцем платонизма, его сердце все более и более склонялось
к вере его матери Моники, которая всегда, до самой своей смерти, оказывала
очень сильное влияние на сына. Постепенно Августин сделался убежденным
христианином, и от крещения его удерживало лишь сознание того, как крепко
он еще привязан к соблазнам этого мира. Он не сомневался в том, что
крещение должно повлечь за собой полную перемену образа жизни, и продолжал
откладывать его, мучаясь невозможностью принять окончательное решение,
повторяя в своих молитвах Богу: «Дай мне целомудрие и воздержание, но не
сейчас».
Окончательное обращение Августина необычайно трогательно и убедительно
описано в книге VIII знаменитой «Исповеди». Это событие перевернуло всю
жизнь Августина. Он полностью обратился в христианство, в апреле 389 года
крестился, а в 391 году был рукоположен во пресвитера и всю остальную
жизнь провел в африканском городе Гиппоне, епископом которого он сделался
в 395 году. Он оставался епископом гиппонийским в продолжение 35 лет, до
самой своей смерти. В этот период он написал очень много сочинений, а
также принимал активное участие в церковной жизни. Он сделался незаменимым
участником всех африканских соборов. Дело было в том, что в Африке
существовал обычай ставить епископа над каждым приходом, насчитывающим
более двенадцати человек. Естественно, большинство епископов были
малообразованными, простыми людьми. Будучи единственным среди них
богословом и ритором, Августин фактически возглавил церковную жизнь
Африки. Его громадная популярность и влияние позволили ему внести большой
вклад в законодательную деятельность африканской Церкви. Так, например, в