Августин Блаженный о человеке

Августин Блаженный о человеке

Содержание.

Введение

3

1. Жизнь,духовная эволюция и сочинения Августина.

5

2. «Что же за тайна — человек!»

10

3. Истина и прозрение.

16

4. Августин Блаженный об истоках греха.

20

5. "Град земной" и "Град Божий".

25

6. Августин Блаженный. Современная оценка.

28

Заключение.

35

Список литературы.

36

Введение.

Подорванная набегами варваров и внутренней анархией, Римская империя

была восстановлена — со времен Диоклетиана (284-305 гг.) и Константина

(306-337 гг.) — на новой основе: речь идет о Поздней империи — первом из

тоталитарных государств современного типа. Верховный правитель, овеянный

религиозным почитанием, обладает в ней всей полнотой власти — во всяком

случае до тех пор, пока не восторжествует следующий узурпатор. Окруженный

восточным двором, он управляет с помощью милитаризованного,

иерархического, исключительно сложного бюрократического аппарата: плановая

экономика, государственные предприятия, обязательный синдикализм,

кастовость; непомерные налоги, жестокое правосудие и, разумеется, тайная

полиция (ведь жизнь протекает в постоянной угрозе заговоров). Это воистину

мир террора: команда у власти воплощает всю мощь хозяина, но вскоре она

оказывается в опале; происходят грандиозные процессы предателей,

репрессии, захватывающие лучших из невиновных. Угроза гибели - тюрьма,

пытки, казнь - постоянно висит над всем. Вся жизнь св. Августина проходила

на фоне этих событий, на собственном примере он учит нас искусству жить во

времена катастроф. Его детство совпало с последним всплеском римской мощи.

На зрелые годы пришлось падение крепостных стен Рима - 24 августа 410 г. -

перед королем вестготов Аларихом. Ему суждено было умереть спустя двадцать

лет в своем епископальном городе Гиппоне, осажденном вандалами, этим

смелым народом, совершившим в течение жизни всего одного поколения

удивительное перемещение из венгерских и силезских равнин, через всю

Европу, Испанию и Гибралтар в северную Африку и Карфаген, чтобы уничтожить

там римскую мощь.

Но Августин был не просто свидетелем "упадка" и "конца света". С

обращением Константина империя стала христианской, и новая религия

окончательно победила. Понятно, что не все трудности были преодолены:

язычество продолжало сопротивляться на двух крайних ступенях общественной

лестницы - среди крестьян и среди просвещенной аристократии. Эпоха великих

гонений завершилась, но теперь церковь разрывали расколы и ереси.

Вмешательство императорской власти, в определенном смысле необходимое,

только усложнило положение вещей: стареющий Константин, Констанций, Валент

склонялись к тому или иному варианту арианской ереси, а ортодоксальное

христианство переживало темные времена, пока окончательно не

восторжествовало при очень набожном императоре Феодосии.

Отцы церкви до Августина не придавали, вообще говоря, слишком большого

внимания философии, а если и обращались к ней, то не затем, чтобы

продуцировать новые идеи. Первые апологеты были по своей профессии

риторами-юристами. У других отцов превалировали интересы, в узком смысле

слова, теологические и пасторские, или же филологические интересы

эрудитов. Тем сильнее на этом фоне более чем скромных достижений

предшественников прозвучал могучий голос святого Августина.

Век св. Августина стал периодом демографического, социального,

духовного и интеллектуального расцвета христианства, золотым веком отцов

церкви - великих мыслителей, подаривших христианской литературе свои

классические творения. Среди них были и те, кто вел сугубо духовный,

созерцательный образ жизни, были и люди деятельные. Примечательно то, что

Августин был современником наиболее выдающихся отцов церкви (хотя не

всегда был с ними знаком) - как греческих, принадлежавших к

каппадокийской, антиохийской или александрийской школе, так и латинских,

основных Учителей западной церкви.

Блаженный Августин может считаться истинным отцом западного

христианства. В то время как на Востоке было множество крупных богословов,

на Западе Августин не имел себе равных, и его учение доминировало над

латинской богословской мыслью вплоть до возникновения средневекового

схоластицизма. Несмотря на то что православное богословие критически

относится к некоторым аспектам его учения. Православная Церковь всегда

признавала его святость и авторитет.

1. Жизнь,духовная эволюция и сочинения

Августина

Личность Августина чрезвычайно привлекательна своей искренностью,

глубиной и живостью ума, а конкретность и непосредственность его интересов

(в отличие от восточных отцов, столь часто витавших в сферах непостижимого

и отвлеченного) делают блаженного Августина не просто интересным, но и

очень близким нам человеком.

Августин родился 13 ноября 354 года в городе Тагасте, в Северной

Африке, которая тогда была частью Римской империи и была населена

латиноязычными христианами. Отец его был язычником, мать - святая Моника -

глубоко религиозной христианкой. В 370 году молодой Августин поехал

учиться риторике в столицу Африки Карфаген. Обучение велось по-латыни, и

вся греческая классика читалась в переводах. Августин так никогда и не

выучил греческий язык, зато его профессиоиальная подготовка в области

риторики приоб- рела для него некое духовное измерение. Блестящий

писатель, он всегда осознавал язык как орудие творчества и отдавал себе

отчет во всех вытекающих из этого преимуществах и соблазнах. Для него язык

как средство общения был искусством, требующим совершен-ства из

соображений любви к ближнему.

В возрасте девятнадцати лет Августин знакомится с манихейским учением и

становится его приверженцем на целых десять лет. Карфаген был

космополитическим городом, и среди процветавших в нем разнообразнейших

сект и верований манихейство пользовалось значительной популярностью.

Вопрос о происхождении зла решался манихеями в плане онтологического

дуализма, то есть существования злого бога, равносильного Творцу.

Манихейское влияние навсегда оставило след в мысли блаженного Августина.

Закончив образование, Августин начал частным образом преподавать

риторику. В это время он сожительствовал с женщиной, которая была его

подругой в течение многих лет и к которой он, по-видимому, был очень

привязан. Она родила ему сына, которого Августин назвал Адеодатус, по-

гречески Феодор, Богоданный. Это был его единственный ребенок, и Августин

в своих писаниях всегда говорит о нем с особенной нежностью.

В 383 году он переехал в Рим и провел там некоторое время,

занимаясь преподаванием риторики. Однако в Риме он не задержался и

переехал оттуда в Милан, где епископом тогда был великий Амвросий,

проповеди которого потрясли Августина. Да и весь образ святого миланца

произвел неизгладимое впечатление и придал определенно христианское

направление его духовному развитию.

Нужно сказать, что Августин обладал в высшей степени

философским складом ума и всегда во всем старался докопаться до самого

корня. Несмотря на уже произошедший к тому времени разрыв с манихейством,

Августин искал (как и будет искать всю свою жизнь) разрешение проблемы

сосуществования в этом мире добра и зла. Он знал уже, что дуалистический

подход не может его удовлетворить, ибо он ведет к многобожию и к

неприемлемым этическим выводам. Чтение философов-платоников и

неоплатоников (в латинском переводе) повлекло за собой постепенное

отмежевание от манихейского дуализма. Вслед за Платоном Августин поверил в

монизм Добра. Поэтому его следующим шагом на пути духовных исканий были

платонизм и неоплатонизм. В них его привлекало именно опровержение всякого

дуализма: Бог - един, и все, что с Ним связано, - есть добро.

Онтологически зла не существует, оно есть лишь отклонение от добра, нечто

вроде паразита или болезни.

Хотя философски и вследствие естественной склонности ума Августин

оставался приверженцем платонизма, его сердце все более и более склонялось

к вере его матери Моники, которая всегда, до самой своей смерти, оказывала

очень сильное влияние на сына. Постепенно Августин сделался убежденным

христианином, и от крещения его удерживало лишь сознание того, как крепко

он еще привязан к соблазнам этого мира. Он не сомневался в том, что

крещение должно повлечь за собой полную перемену образа жизни, и продолжал

откладывать его, мучаясь невозможностью принять окончательное решение,

повторяя в своих молитвах Богу: «Дай мне целомудрие и воздержание, но не

сейчас».

Окончательное обращение Августина необычайно трогательно и убедительно

описано в книге VIII знаменитой «Исповеди». Это событие перевернуло всю

жизнь Августина. Он полностью обратился в христианство, в апреле 389 года

крестился, а в 391 году был рукоположен во пресвитера и всю остальную

жизнь провел в африканском городе Гиппоне, епископом которого он сделался

в 395 году. Он оставался епископом гиппонийским в продолжение 35 лет, до

самой своей смерти. В этот период он написал очень много сочинений, а

также принимал активное участие в церковной жизни. Он сделался незаменимым

участником всех африканских соборов. Дело было в том, что в Африке

существовал обычай ставить епископа над каждым приходом, насчитывающим

более двенадцати человек. Естественно, большинство епископов были

малообразованными, простыми людьми. Будучи единственным среди них

богословом и ритором, Августин фактически возглавил церковную жизнь

Африки. Его громадная популярность и влияние позволили ему внести большой

вклад в законодательную деятельность африканской Церкви. Так, например, в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты