Августин Блаженный о человеке

впрочем, все обретает свою позитивную направленность.

5. "Град земной" и "Град Божий".

Назначение человека, назначение человечества — вот о чем размышляет

Августин. В последних двенадцати книгах «0 граде Божьем» его апология

превращается в широкомасштабное истолкование истории. История предстает

как борьба между, градом земным, государством этого мира, мирским

сообществом, с одной стороны, и, градом Божьим, государством Бога,

божественным сообществом, — с другой. В этом великом противостоянии

государства мирского и государства божественного и заключается

таинственная основа и смысл истории, которая одновременно является

историей борьбы святого и не святого.

Происхождение двух сообществ относится к началу времен, когда падение

возгордившихся ангелов, наделенных смешанной природой, привело к тому, что

наряду с государством Божьим появилось второе сообщество — государство

дьявола. Тогда и возникла необходимость в восполнении образовавшейся в

результате низвержения ангелов бреши — причем за счет избранных

представителей рода человеческого, — до тех пор пока прежнее число граждан

божественного сообщества не будет восстановлено. Однако Адам, который

одновременно принадлежал и к божественному и к мирскому государствам,

своим первым грехом повторил грех гордыни падших ангелов, и среди людей

возникло земное мирское государство как полная противоположность

государству божественному. Первыми представителями этих государств-

антагонистов были, с одной стороны, праведник Авель, с другой —

градостроитель и братоубийца Каин. Затем соответственно Израиль и

языческие народы, град Бога Иерусалим и град дьявола Вавилон, и, наконец,

на последнем этапе истории — Рим (новый Вавилон) и католическая церковь.

По самой своей сути град Божий и град земной отличаются друг от друга

принципиально:

— У них различный господин и управитель: у первого — Бог, у второго —

боги и демоны.

— У них различные граждане: в первом избранные праведники,

исповедующие единого и истинного Бога, во втором — отверженные почитатели

богов и себялюбцы.

— У них различная позиция: у первого — опирающаяся на смирение любовь к

Богу, доведенная до презрения к себе, у второго — основанная на гордыни

любовь к себе, доведенная до презрения к Богу.

Зло — это любовь к себе, надменная спесь, благо — любовь к Богу, т.е.

желание и любовь к благу истинному. Это равно справедливо как в отношении

к индивиду, так и к человеку как существу общественному. Люди, которые

живут в Боге, вместе образуют "Град небесный". Августин пишет:

«Два града созданы двумя родами любви: град земной — любовью к себе,

доведенною до презрения к Богу, и град небесный — любовью к Богу,

доведенною до презрения к себе. Первый полагает славу свою в себе самом,

последний — в Боге. Ибо ищет первый славы среди людей, а величайшая слава

для другого есть Бог, свидетель совести. Один во славе своей возносит свою

голову, второй же говорит своему Богу: Ты, Господи,... слава моя, и Ты

возносишь голову мою (Пс 3, 4). В одном господствует похоть, руководящая и

правителями, и народами его; в другом служат друг другу по любви и

повелевающие правители, и послушные им подчиненные. Первый град — в лице

своего правителя — превозносит собственную силу; второй же говорит своему

Богу: Возлюблю Тебя, Господи, крепость мою (Пс 17, 2). Даже мудрые в

первом граде, ведя жизнь человеческую, добивались благ тела или души, или

того и другого вместе; те же из них, кто смогли познать Бога, не

прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях

своих, и омрачилось несмышленое их сердце", называя себя мудрыми (то есть

превозносясь в своей гордыне и похваляясь своею мудростью), обезумели и

славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и

птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся. Именно к почитанию идолов этого

рода пришли они — и вожди, и ведомые — и поклонялись и служили твари

вместо Творца, который благословен во веки, аминь (Рим 1, 21-25). В другом

же граде вся человеческая мудрость — в благочестии, в почитании истинных

Богов, в ожидании как награды не только общества святых, но и ангелов; да

будет Бог все во всем (1Кор 15, 28).» О граде Божьем, XIV, 28.

Оба града имеют своих посланников на небе: ангелов восставших и тех,

кто сохранил верность Богу. На земле они разнятся как потомки Каина и

Авеля, так что эти два библейских персонажа выступают символами двух

сообществ. На этой земле гражданин первого царства выглядит повелителем и

господином мира, гражданин небесного града — пилигримом, странником.

Впрочем, первый правдою самою определен к вечному проклятию, второй — к

спасению во веки вечные.

История предстает перед нами в свете, решительно незнакомом для греков.

Она имеет начало творения и конец сотворенного мира с пограничным моментом

в виде воскрешения и страшного суда. Три существенных события размечают

бег исторического времени: первородный грех со всеми вытекающими

последствиями, ожидание прихода Спасителя, воплощение и страдания Сына

Божьего с образованием его дома — Церкви.

Августин настаивает в конце "Града Божьего" на догме воскрешения. Плоть

возродится вновь. Хотя и преобразованная, интегрированная, но плотью она

все же останется: "Плоть станет духовною, подчинится духу, но будет

плотью, не духом; подобно тому как дух был подчинен плоти, но все же

остался духом, а не плотью".

История завершится днем Господа, который станет восьмым днем,

освященным пришествием Христа, будет вечным отдохновением не только духа,

но и тела.

6. Августин Блаженный. Современная оценка.

Нет необходимости доказывать присутствие Августина в культуре последних

поколений, считая и наше. Он остается одним из тех немногих христианских

мыслителей, о котором не-христиане знают и помнят, и кому они как минимум

отводят место в истории развития человеческого духа. Августин более чем

какой бы то ни было иной мыслитель, повлиял на западную теологию и веру —

он стал творцом средневековой парадигмы — и более чем какой бы то ни

было иной отец церкви отвергнут восточным христианством. Какими бы

далекими ни представлялись научные и церковные взгляды Августина, особенно

в эпоху триумфа либерализма, протестантизм не переставал интересоваться им

и, некоторым образом, оспаривать его принадлежность только к католицизму.

Католики же не перестают почитать его как одного из самых великих

Учителей. И это несмотря на парадоксальный характер августинианства,

приносившего не только полезные плоды, но также ереси и заблуждения.

«Августин — единственный из отцов церкви, сохраняющий влияние до сего

дня. Язычники и христиане, философы и теологи вне зависимости от

направления или конфессии, к которым они принадлежат, испытывают

неодолимое стремление к тому, чтобы изучать его труды, спорить с его

взглядами и противостоять его личности. Одновременно Августин продолжает

оказывать опосредованное воздействие — в качестве осознанной или

неосознанной традиции — на западные церкви, а через них в более или менее

измененном виде и на общее культурное сознание... Августин — гений. Он

единственный из отцов церкви, кто может безоговорочно претендовать на этот

выспренний титул, который для наших современников означает наивысшую

оценку». — Так пишет историк-протестант Ганс фон Кам-пенхаузен вполне в

русле западной традиции, согласно которой никакая похвала Августину не

является чрезмерной.

Несомненно, большая заслуга Августина состоит в том, что он энергично

указал западной теологии, склоняющейся к концепции оправдания делами, на

паулинистскую весть об оправдании, которая с исчезновением иудео-

христианства перестала интересовать эллинистических христиан, и таким

образом обратил ее внимание на значение благодати. В то время как

восточная теология по-прежнему находилась под сильным влиянием взглядов

Иоанна и во многом игнорировала паулинистскую проблематику оправдания с ее

антитезами, уделяя большее внимание рассуждениям об обожествлении

человека, Августин напротив, основываясь на собственном жизненном опыте и

на плодах своего глубокого изучения творений Павла, сделал проблему

благодати центральной темой западной теологии и в этой сфере нашел

бесчисленные доступные латинские формулировки. Вопреки широко

распространенному в древней латинской церкви морализму, всецело

основывавшемуся на заслугах человека, он показал всеобщую обусловленность

божественной благодатью:

«Что ты имеешь, чего бы не получил? »

Итак, согласно Августину, христианство должно быть религией не дел и

закона, а благодати. Это великое достижение Августина превозносили весьма

часто. Но по мнению швейцарского теолога Ганса Кюнса нет ни

малейшего сомнения, что тот самый Августин,|который в противовес

греческому тезису о примате интеллекта совершенно правомерно выступал за

примат воли и любви, который написал такую потрясающую фразу, как «Dilige,

et quod vis fac» («Люби — и делай, что хочешь») , который умел столь

блестяще писать о милости Божьей, — что именно он несет ответственность и

за в высшей степени сомнительные пути развития латинской церкви, а именно,

в следующих основополагающих пунктах.

1. Подавление сексуальности в западной теологии и церкви. По

сравнению с другими латинскими теологами (например, с Иеронимом) Августин

более явно подчеркивал равенство мужчины и женщины — по крайней мере на

духовном уровне (относительно рационального мышления), — обусловленное

богоподобием обоих полов. Но в то же время он разделял общепринятое в те

годы мнение о том, что в телесном отношении женщина находится на более

низкой ступени, чем мужчина, — ведь согласно книге Бытия, она была создана

из мужчины и для мужчины (Быт. 2). Теория сексуальности и греха была

столь важна для Августина, что даже в семьдесят лет он испытывал

необходимость в том, чтобы написать письмо преемнику Иоанна Хризостома,

константинопольскому патриарху Аттику с изложением своей весьма

сомнительной позиции (это письмо было найдено лишь недавно). Августин

писал:

«Влечение (имеется в виду злой "зов плоти"), пламя которого совершенно

без разбору направляется на дозволенные и недозволенные объекты, которое

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты