Бердяев: проблема человека, его назначения, оправдания его творчеством

тело. Личность есть целостное духовно-душевно-телесное существо, в котором

душа и тело подчинены духу, одухотворены и этим соединены с высшим,

сверхличным и сверхчеловечным бытием. Такова внутренняя иерархичность

человеческого существа; нарушение ее есть нарушение целостности личности,

ее разрушение. Дух есть не природа в человеке, отличная от природы душевной

и телесной, а имманентно действующая в нем благодатная мощь, высшая

качественность человека. Подлинно активным и творческим в человеке является

дух. [8, 6].

Человек не может определить себя только перед жизнью, он должен

определить себя и перед смертью, должен жить, зная, что умрет. «Смерть есть

самый важный факт человеческой жизни, и человек не может достойно жить, не

определив свое отношение к смерти». Без решения вопроса о смерти, без

победы над смертью (а не забвение смерти) личность не может себя

реализовать. Отношение к смерти двойственно. С одной стороны, смерть есть

величайшая и предельное зло, источник всех зол, результат грехопадения, ибо

всякое существо сотворено для вечной жизни. Положительный смысл смерти в

том, что полнота жизни не может быть реализована во времени, не только в

конечном времени, но и во времени бесконечном. Полнота жизни может быть

реализована только лишь в вечности, за пределами времени; во времени жизнь

остается бессмысленной, если она не получила смысла от вечности. Но выход

из времени в вечность есть скачок через бездну. В мире падшем этот скачок

через бездну называется смертью. Реализация полноты жизни личности

предполагает существование смерти. Смерть есть не только разложение и

уничтожение человека, но и облагораживание его, вырывание его из власти

обыденности. Человек не есть бессмертное существо вследствие своего

естественного состояния. Бессмертие достигается в силу духовного начала в

человеке и его связи с Богом. Бессмертна именно личность, а не душа, как

естественная субстанция. В известном смысле можно сказать, что бессмертие

есть завоевание духовного творчества, победа духовной личности, овладевшей

душой и телом, над природным индивидуумом. Бессмертие богочеловечно; его

нельзя объективировать и натурализовать, оно экзистенциально. Философия

смерти у Бердяева - это философия личностного определения в мире

необратимых действий. [15]. По условиям персонологии Бердяева, «Я» не

объективируемо в смертном мире, но, чтобы состоялся диалог с «другим», «Я»

высылает навстречу многим «Я» «других» свои артистические «ино - Я»,

обладающие всей полнотой личностного приоритета. В зоне маргинального

контакта полномочные вестники «Я» общаются с вестниками «других» на

границах личностей. Целокупная и бессмертная монада «Я» изъята из тления и

сохранена для богочеловеческого диалога и выхода, по смерти тела, в

метаисторию. Эсхатологическая гносеология Бердяева не отрицает учения о

бессмертии души и вечной жизни духовного Собора посмертного человечества.

«Если мы отказываемся признавать рабское, террористическое учение вечного

проклятия, то мы должны допустить предсуществование душ в другой сфере

проекции еще до их рождения на земле и их прохождения через другие проекции

после смерти. Теория перевоплощения в одной проекции несостоятельна и

несовместима с целостностью личности и неизменностью самой идеи о человеке.

Однако может быть принята идея о перевоплощении во многих проекциях,

согласно которой человеческая судьба зависит от его существования в

проекциях, отличных от проекции объективного мира явлений. Лейбниц

справедливо говорил о метаморфозах, а не мететпсихозе. Окончательное

освобождение от извращения мира объектов будет достигнута только в

утешительной вечности и явится откровением духа». [2].

Реализация личности для вечной жизни имеет еще связь с проблемой пола

и любви. «Пол есть половинчатость, раздробленность, неполнота человеческого

существа, тоска по восполнении. Целостная личность бисексуальна,

андрогинна. Метафизический смысл любви - в достижении целостности личности

для вечной жизни. В этом есть духовная победа над безличным и смертоносным

родовым процессом». [8, 6].

Личность не может реализовать полноту своей жизни при замкнутости в

себе. Человек не только социальное существо и не может целиком принадлежать

обществу, но он и социальное существо. Но общество, нация, государство не

являются личностями, человек как личность имеет большую ценность, чем они.

Поэтому-то право человеческой личности и ее долг отстаивать свое

своеобразие, независимость, духовную свободу, осуществлять свое призвание в

обществе. Бердяев различает общение и общество. Общение всегда

персоналистично, всегда есть встреча личности с личностью, “Я” с “Ты” в

“Мы”. Общество абстрактно, оно есть объективация, в нем исчезает личность;

в обществе мы часто обнаруживаем темную демоническую силу, стремящуюся

подчинить личность человека и превратить его просто в орудие для своих

собственных целей. Общение же конкретно и экзистенциально, оно вне

объективации. Общество, в основу которого будет положен персонализм,

признание верховной ценности всякой личности и экзистенциальное отношение

личности к личности, превратится в общину, в истинный коммунизм. Общение,

соборность есть общество духовное, которое скрыто за внешним

объектированным обществом. В общении “Я” с “Ты” в “Мы” неприметно приходит

царство Божие. Довольно неопределенно рисует Бердяев картину земной

проекции соборности. Таковым становится общество персоналистического

социализма, в котором исключена эксплуатация и отсутствует государственное

регулирование общественной и в том числе экономической жизни. Это должно

быть «трудовое общество с профессиональными представительствами, общество

цеховое, корпоративное и синдикалистское», руководствующееся принципом

максимума свободы личности.[11].

Личное начало неразрывно связано с иерархизмом, с космическим строем

вселенной; оно предполагает различия, возвышения, качественные несходства.

Личность погибает, когда ее держат в принудительном равенстве со всеми

другими личностями, когда всякое нарастание ее силы, ее значительности, ее

качественного своеобразия задерживается и умеряется уравнением с соседями.

Это обида для лучших, потворство худшим. Разрушение всякого иерархизма в

государстве, в обществе, культуре, в жизни религиозной есть возвращение к

первоначальному хаотическому состоянию, оно разрушает человека, который

есть высший иерархический чин во вселенной, и отдает человека во власть

низших стихий, которые претендуют на равенство с человеком.[5]. «Личность

поэтому только и существует, что в ней есть сверхличное, ценное содержание,

что она принадлежит к иерархическому миру, в котором существуют

качественные различия и расстояния. Природа личности не выносит смешения и

бескачественного уравнения». [1].

Свобода - главная тема жизни Бердяева и главное слово его творчества.

«Своеобразие моего философского типа прежде всего в том, что я

положил в основание философии не бытие, а свободу... В такой радикальной

форме этого, кажется, не делал ни один философ. В свободе скрыта тайна

мира. Бог захотел свободы и отсюда произошла трагедия мира. Свобода в

начале и свобода в конце. У меня есть основное убеждение, что Бог

присутствует лишь в свободе и действует лишь через свободу. Лишь свобода

должна быть сокрализована». [6]. Философ убежден в самоочевидности свободы

человека. Свобода Бердяева - это свобода духа человека, его сознания и

самосознания. Он считает невозможным объяснить ее причинно; в ней можно

лишь «изначально пребывать». «Существует две свободы: первая и последняя;

свобода избрания добра и зла и свобода в добре; или свобода иррациональная

и свобода в разуме; свобода в избрании истины и свобода в истине». Между

этими двумя свободами лежит путь человека, полный мук и страдания, путь

раздвоения. [4]. Бердяев говорит о свободе «первоначальной, безосновной, ни

в чем не выразимой бездне, абсолютной, иррациональной, не соизмеримой ни с

какими нашими категориями». Он утверждает ее как первоначальный исток, в

котором совершается Богорождение и из которого Бог создает мир и человека.

Первая свобода - нечто существующее до бытия и потому не может

характеризоваться рациональным понятием. Ее можно принять как факт

мистического опыта. Все потенциально заключено в этой безосновной основы

бытия, которую Бердяев называет Ungrund, взаимствуя это представление у

немецкого мистика 16 в. Я. Беме. По своему содержанию Ungrund представляет

собой ничем не обусловленную первичную мощь творить, создавать что-то из

ничего. Она - не добро и не зло, но в потенции несет и то и другое. Она -

возможность новизны и новизна как таковая, вне всякой неопределенности. Она

не из чего не выводима, не ведет к чему-либо определенному, будучи основой

любого бытия.[11]. Свобода есть исключительное достоинство личности.

«Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри, и

свобода есть моя творческая сила, не выбор между поставленным передо мной

добром и злом, а мое созидание добра и зла». Такая свобода только моя

свобода и даже Бог не властен над ней. Все в человеческой жизни должно

пройти через свободу, через испытание свободы, через отвержение соблазнов

свободы. Свободный выбор уравновешивает добро и зло и, следовательно,

делает человека слабым перед возможным проникновением зла в его душу, перед

силой зла как метафизического начала. «Свобода не может быть отождествлена

с добром, с истиной, с совершенством. Свобода имеет свою самобытную

природу, свобода есть свобода, а не добро. Принудительное добро не есть уже

добро, оно перерождается во зло. Свободное же добро, которое есть

единственное добро, предполагает свободу зла. В этом трагедия свободы».

[4]. Всю жизнь Бердяев пристально и мучительно вглядывался в феномен зла,

«вопрос, который мучил его всю жизнь». [6]. Этим объясняется и повышенный

интерес философа к изображению зла великими художниками - Н. В. Гоголем и

М. Ф. Достоевским. В знаменитом эссе «Духи русской революции» Бердяев не

только называет творчество Гоголя «художественным откровением зла как

начала метафизического и внутреннего», но и пересматривает традиционный

взгляд на Гоголя как на реалиста, видя в нем «предтечу современного

аналитического кубо-футуристского искусства, намеренно деформирующего

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты