Бердяев. О назначении человека
Н.А. Бердяев «О назначении человека»
Содержание
1. Проблема этического познания……………………………………ст.2
. Объект и субъект. Объективирование в познании.
. Задача этики.
. Основной вопрос этики о критерии добра и зла.
2. Происхождение добра и зла…………………………………………ст.4
. Бог и человек.
. Грехопадение. Возникновение добра и зла.
3. Человек…………………………………………………………………ст.6
. Проблемы философской антропологии.
. Персонализм. Личность и общество.
. Пол. Мужское и женское.
. Сознательное и бессознательное.
4. Этика по сю сторону добра и зла……………………………………ст.7
. Этика закона. Дуализм добра и зла.
. Социальный и обыденный характер закона.
. Этика исскупления. Добро под благодатью.
. Евангельская мораль и мораль законнически-форисейская.
. Христианское отношение к добрым и злым.
. Христианская мораль как мораль силы.
. Страдание. Аскетизм. Любовь.
5. Этика творчества………………………………………………………..ст.9
. О природе творчества.
6. Конкретные вопросы этики……………………………………………ст.10
. Трагизм и парадоксальность нравственной жизни.
. О лжи и правде.
. Совесть и свобода. Критика чистой совести.
. Страх, ужас и тоска. Скука и пошлость.
. Любовь и сострадание.
. О государстве, революции и войне.
. Социальный вопрос, труд, техника.
. Пол, брак и любовь.
7. О последних вещах. Этика эсхатологическая…………………………ст.15
. Смерть и бессмертие.
. Ад.
. Рай.
Проблема этического познания
Человек потерял силу познавать бытие, потерял доступ к бытию и с горя
начал изучать познание. К бытию нельзя прийти, от него можно только изойти.
Первично то, что познание само есть бытие и происходит с бытием.
Познание есть акт через который происходит просветление бытия, само
бытие познает себя и через познание просветляется.
Философия есть часть жизни и опыт жизни, опыт жизни духа лежит в основе
философского познания. Философское познание должно приобщиться к
первоисточнику жизни и из него черпать познавательный опыт.
Коней мудрости есть коней философии. Философия есть любовь к мудрости и
раскрытие мудрости в человеке, творческий порыв к смыслу бытия. Философия
не есть религия и не есть наука, она сама по себе.
Главный признак отличающий философию от науки в том, что философия
познает бытие из человека и через человека и в человеке видит разгадку
смысла, а наука познает бытие отрешенно от человека. Для философии бытие
есть дух, а для науки – природа. Основной признак философии духа в том, что
в нем нет объекта познания.
Не может быть философии о чужих идеях, о мире идей, как предмете, как
объекте, философия может быть только интеллектуальным выражением судьбы
человека, освобождение ее от антропологизма есть ее умерщвление. В основе
философии лежит то, что мир есть часть человека, а не наоборот.
Объект и субъект.
Объективирование в познании.
Познание есть объективирование. Познающий же субъект не есть бытие,
субъект гносеологичен, а не онтологичен, он есть идеальные логические формы
совсем не человеческие, связь которых с человеком остается непонятной.
Бытие разлагается и исчезает, заменяется субъектом и объектом. Познает не
конкретная личность, а гносеологический субъект, вне бытия.
Осн. Вопрос гносеологии есть вопрос о том кто познает и принадлежит ли
он к бытию?
Кант и идеалистические теории утверждают, что познает не человек и
познается не мир, то есть идет подмена проблемы человека и его познания на
проблему божественного разума (Духа). Между тем, когда вопрос стоит о
взаимодействии человека и познания.
В человеке скрыта загадка познания и бытия. Именно человек в этом мире
есть загадка, через которую возможен прорыв к самому бытию. Человек есть
носитель смысла, хотя человек есть и падшее существо, в котором смысл
поруган. Но падение – признак высоты, значит падение есть знак его величия,
и в нем остается возможность высшей жизни, возможность познания,
возвышающегося над бессмыслицей мира.
Я – человек познающий бытие и я составляю его неотъемлемую часть.
Объективирование в познании означает отчуждение между познающим и
познаваемым, оно ведет к тому, и познающий и познание перестают быть «чем-
то» и стают «о чем-то».
Нравственная жизнь совсем не есть явление природы, и она неуловима, как
явление природы, она всегда предполагает свободу, нравственная оценка
всегда стоит перед свободой. Свобода же никогда не может быть лишь а
познаваемом, она должна быть в познающем, как основа бытия.
Тайна познания в том, что познающий в акте познания возвышается над
предметом познания. Познание всегда есть творческое овладение предметом и
возвышение над ним.
Задача этики.
В основе этики лежит нравственный опыт, диалектика без этого опыта
лишена ценности и является умственной игрой.
Этика – не только нравственная философия, но и нравственно – духовный
акт.
Этик а есть познание, но познание, имеющее нравственное освобождающее
значение.
Этика есть завершающая часть философии духа, в ней пожинаются плоды
философского пути жизни.
Этика есть не только сотериологией (учение о путях спасения –
христианство), но и учение о творческих ценностях и энергии человека.
Но учение о жизни, ее смысле, ее целях и ценностях и есть учение о
самом человеке. Этика должна быть не только теоретической, но и
практической, т.е. призывать к нравственному преобразованию жизни, не
только к усвоению ценностей, но и их переосмыслению.
Этика есть познание духа, ей принадлежит все что связано с духовной
свободой, а не с природной необходимостью.
Основной вопрос этики о критерии добра и зла.
Высшая ценность лежит по ту сторону добра и зла. Этика целиком и
полностью находится вне добра и зла, и добро для нее не проблематично.
Этика должна не только обосновывать мораль, но и раскрывать ее ложь.
Парадоксальность в том, что добро подвергается сомнению, есть ли добро
добром, не есть ли оно зло?
Глубина бытия в себе, глубина жизни совсем не добрая и не злая, не
нравственная и не безнравственная, она лишь символизируется так.
Смысл жизни – свобода и этика предполагает эту свободу.
Духовная жизнь всегда движется и поднимается вверх к Богу, не
количество, а качество есть ее высшее благо и ценность.
Проблема этики связана с загадкой человека. Этика и должна быть учением
о назначении и призвании человека, она должна познать что есть человек,
откуда он пришел и куда он идет.
Происхождение добра и зла.
Бог и человек.
Распря между Творцом и тварью, а мы стоим под знаком этой распри, есть
распря о зле и его происхождении. И борьбу с Творцом ведет не только тот,
кто злом искажает образ твари, но и тот, кто мучится злом сотворенного
мира.
Атеизм имеет свои корни не только в зле, но и в добре. Злые ненавидят
Бога за то, что он мешает им творить зло, а добрые готовы ненавидеть Бога
за то, что он допустил существование зла. Самое различие добра и зла,
которое явилось результатом грехопадения, делается источником атеизма.
Этика рождается из тех же основ, что и атеизм.
Вся значительность, смысл и ценность жизни определяются скрытой за ней
тайной, бесконечностью не подлежащей рационализации, о которой возможен
лишь символ и миф. Бог и есть тайна, скрытая за бытием.
Из Божественного Ничто рождается св. Троица, рождается Бог-Творец.
Творение Богом-Творцом мира есть уже вторичный акт. С этой точки зрения
свобода не сотворена Богом-Творцом, она вкоренена в Ничто, а значит
первична и безначальна.
Бог-Творец всесилен над бытием, над сотворенным миром, но он не властен
над небытием, над несотворенной свободой. Миф о грехопадении рассказывает
об этом бессилии Творца предотвратить зло, возникающее из несотворенной им
свободы. И вот Бог является не как Творец, а как Спаситель, принимающий на
себя все грехи мира. Бог в аспекте Бога-Сына нисходит в глубину свободы из
которой рождается зло, но из которой нисходит всякое добро.
Божественная жертва, самораспятие Христа должно победить злую свободу
ничто, победить, не насилуя ее, не лишая тварь свободы, а просветляя ее.
Самое слово тварь есть что-то в сознании ничтожное, жалкое,
беспомощное. Тварь считают ничтожной и низкой не потому, что она связана с
падшестью, а потому что она сотворена, то, что она пала и обнаруживает ее
силу свободы, ее самостоятельность, силу ее греховной воли быть больше, чем
тварь. Но и сотворенная природа, и не сотворенная свобода одинаково тварь
не уничтожают. Уничтожает ее не свобода, а зло, из свободы происходящее,
но и зло не есть тварность, ибо оно не Богом сотворено.
Рабство твари связано с монархическим понятием Бога (это идея
самодержавного властелина), христианство не монотоистическая религия, а
тринитарная, а тринитарное понимание Бога преодолевает всякое рабство и
обосновывает свободу и достоинство человека.
Трагедия в Боге есть трагедия связанная со свободой. Бог-Творец
всесилен над бытием, но не всегда всесилен над небытием. Бездонная свобода
вошла уже в мир сотворенный и Бог сделал все, что бы ее просветлить, но
уничтожить в ней (свободе) потенции зла, не уничтожив свободы он не смог.
Поэтому мир трагичен и в нем царит зло. Трагедия всегда связана со
свободой. И с ней можно примириться только потому, что есть страдание
самого Бога.
Античная трагедия есть трагедия рока, а христианская – трагедия
свободы. Но христианство раскрывает свободу, в которой заложен
первоисточник трагического. Трагедия свободы раскрывает борьбу
противоположных начал, которые лежат глубже различия добра и зла.
В мире существует три принципа – промысел (сверхмирный Бог),
свобода (человек), судьба, рок (природа).
Наибольшая трагедия есть страдание от доброго, а не от злого, есть
невозможность оправдать жизнь в критерия добра и зла. Голгофа есть трагедия
трагедий потому, что был распят невинный человек. Трагедия и есть прорыв по
ту сторону добра и зла.
Бог-Творец сотворил человека по образу и подобию своему и призвал его к
свободному творчеству, а не к формальному повиновению своей воле. Свободное