Бердяев. О назначении человека

Бердяев. О назначении человека

Н.А. Бердяев «О назначении человека»

Содержание

1. Проблема этического познания……………………………………ст.2

. Объект и субъект. Объективирование в познании.

. Задача этики.

. Основной вопрос этики о критерии добра и зла.

2. Происхождение добра и зла…………………………………………ст.4

. Бог и человек.

. Грехопадение. Возникновение добра и зла.

3. Человек…………………………………………………………………ст.6

. Проблемы философской антропологии.

. Персонализм. Личность и общество.

. Пол. Мужское и женское.

. Сознательное и бессознательное.

4. Этика по сю сторону добра и зла……………………………………ст.7

. Этика закона. Дуализм добра и зла.

. Социальный и обыденный характер закона.

. Этика исскупления. Добро под благодатью.

. Евангельская мораль и мораль законнически-форисейская.

. Христианское отношение к добрым и злым.

. Христианская мораль как мораль силы.

. Страдание. Аскетизм. Любовь.

5. Этика творчества………………………………………………………..ст.9

. О природе творчества.

6. Конкретные вопросы этики……………………………………………ст.10

. Трагизм и парадоксальность нравственной жизни.

. О лжи и правде.

. Совесть и свобода. Критика чистой совести.

. Страх, ужас и тоска. Скука и пошлость.

. Любовь и сострадание.

. О государстве, революции и войне.

. Социальный вопрос, труд, техника.

. Пол, брак и любовь.

7. О последних вещах. Этика эсхатологическая…………………………ст.15

. Смерть и бессмертие.

. Ад.

. Рай.

Проблема этического познания

Человек потерял силу познавать бытие, потерял доступ к бытию и с горя

начал изучать познание. К бытию нельзя прийти, от него можно только изойти.

Первично то, что познание само есть бытие и происходит с бытием.

Познание есть акт через который происходит просветление бытия, само

бытие познает себя и через познание просветляется.

Философия есть часть жизни и опыт жизни, опыт жизни духа лежит в основе

философского познания. Философское познание должно приобщиться к

первоисточнику жизни и из него черпать познавательный опыт.

Коней мудрости есть коней философии. Философия есть любовь к мудрости и

раскрытие мудрости в человеке, творческий порыв к смыслу бытия. Философия

не есть религия и не есть наука, она сама по себе.

Главный признак отличающий философию от науки в том, что философия

познает бытие из человека и через человека и в человеке видит разгадку

смысла, а наука познает бытие отрешенно от человека. Для философии бытие

есть дух, а для науки – природа. Основной признак философии духа в том, что

в нем нет объекта познания.

Не может быть философии о чужих идеях, о мире идей, как предмете, как

объекте, философия может быть только интеллектуальным выражением судьбы

человека, освобождение ее от антропологизма есть ее умерщвление. В основе

философии лежит то, что мир есть часть человека, а не наоборот.

Объект и субъект.

Объективирование в познании.

Познание есть объективирование. Познающий же субъект не есть бытие,

субъект гносеологичен, а не онтологичен, он есть идеальные логические формы

совсем не человеческие, связь которых с человеком остается непонятной.

Бытие разлагается и исчезает, заменяется субъектом и объектом. Познает не

конкретная личность, а гносеологический субъект, вне бытия.

Осн. Вопрос гносеологии есть вопрос о том кто познает и принадлежит ли

он к бытию?

Кант и идеалистические теории утверждают, что познает не человек и

познается не мир, то есть идет подмена проблемы человека и его познания на

проблему божественного разума (Духа). Между тем, когда вопрос стоит о

взаимодействии человека и познания.

В человеке скрыта загадка познания и бытия. Именно человек в этом мире

есть загадка, через которую возможен прорыв к самому бытию. Человек есть

носитель смысла, хотя человек есть и падшее существо, в котором смысл

поруган. Но падение – признак высоты, значит падение есть знак его величия,

и в нем остается возможность высшей жизни, возможность познания,

возвышающегося над бессмыслицей мира.

Я – человек познающий бытие и я составляю его неотъемлемую часть.

Объективирование в познании означает отчуждение между познающим и

познаваемым, оно ведет к тому, и познающий и познание перестают быть «чем-

то» и стают «о чем-то».

Нравственная жизнь совсем не есть явление природы, и она неуловима, как

явление природы, она всегда предполагает свободу, нравственная оценка

всегда стоит перед свободой. Свобода же никогда не может быть лишь а

познаваемом, она должна быть в познающем, как основа бытия.

Тайна познания в том, что познающий в акте познания возвышается над

предметом познания. Познание всегда есть творческое овладение предметом и

возвышение над ним.

Задача этики.

В основе этики лежит нравственный опыт, диалектика без этого опыта

лишена ценности и является умственной игрой.

Этика – не только нравственная философия, но и нравственно – духовный

акт.

Этик а есть познание, но познание, имеющее нравственное освобождающее

значение.

Этика есть завершающая часть философии духа, в ней пожинаются плоды

философского пути жизни.

Этика есть не только сотериологией (учение о путях спасения –

христианство), но и учение о творческих ценностях и энергии человека.

Но учение о жизни, ее смысле, ее целях и ценностях и есть учение о

самом человеке. Этика должна быть не только теоретической, но и

практической, т.е. призывать к нравственному преобразованию жизни, не

только к усвоению ценностей, но и их переосмыслению.

Этика есть познание духа, ей принадлежит все что связано с духовной

свободой, а не с природной необходимостью.

Основной вопрос этики о критерии добра и зла.

Высшая ценность лежит по ту сторону добра и зла. Этика целиком и

полностью находится вне добра и зла, и добро для нее не проблематично.

Этика должна не только обосновывать мораль, но и раскрывать ее ложь.

Парадоксальность в том, что добро подвергается сомнению, есть ли добро

добром, не есть ли оно зло?

Глубина бытия в себе, глубина жизни совсем не добрая и не злая, не

нравственная и не безнравственная, она лишь символизируется так.

Смысл жизни – свобода и этика предполагает эту свободу.

Духовная жизнь всегда движется и поднимается вверх к Богу, не

количество, а качество есть ее высшее благо и ценность.

Проблема этики связана с загадкой человека. Этика и должна быть учением

о назначении и призвании человека, она должна познать что есть человек,

откуда он пришел и куда он идет.

Происхождение добра и зла.

Бог и человек.

Распря между Творцом и тварью, а мы стоим под знаком этой распри, есть

распря о зле и его происхождении. И борьбу с Творцом ведет не только тот,

кто злом искажает образ твари, но и тот, кто мучится злом сотворенного

мира.

Атеизм имеет свои корни не только в зле, но и в добре. Злые ненавидят

Бога за то, что он мешает им творить зло, а добрые готовы ненавидеть Бога

за то, что он допустил существование зла. Самое различие добра и зла,

которое явилось результатом грехопадения, делается источником атеизма.

Этика рождается из тех же основ, что и атеизм.

Вся значительность, смысл и ценность жизни определяются скрытой за ней

тайной, бесконечностью не подлежащей рационализации, о которой возможен

лишь символ и миф. Бог и есть тайна, скрытая за бытием.

Из Божественного Ничто рождается св. Троица, рождается Бог-Творец.

Творение Богом-Творцом мира есть уже вторичный акт. С этой точки зрения

свобода не сотворена Богом-Творцом, она вкоренена в Ничто, а значит

первична и безначальна.

Бог-Творец всесилен над бытием, над сотворенным миром, но он не властен

над небытием, над несотворенной свободой. Миф о грехопадении рассказывает

об этом бессилии Творца предотвратить зло, возникающее из несотворенной им

свободы. И вот Бог является не как Творец, а как Спаситель, принимающий на

себя все грехи мира. Бог в аспекте Бога-Сына нисходит в глубину свободы из

которой рождается зло, но из которой нисходит всякое добро.

Божественная жертва, самораспятие Христа должно победить злую свободу

ничто, победить, не насилуя ее, не лишая тварь свободы, а просветляя ее.

Самое слово тварь есть что-то в сознании ничтожное, жалкое,

беспомощное. Тварь считают ничтожной и низкой не потому, что она связана с

падшестью, а потому что она сотворена, то, что она пала и обнаруживает ее

силу свободы, ее самостоятельность, силу ее греховной воли быть больше, чем

тварь. Но и сотворенная природа, и не сотворенная свобода одинаково тварь

не уничтожают. Уничтожает ее не свобода, а зло, из свободы происходящее,

но и зло не есть тварность, ибо оно не Богом сотворено.

Рабство твари связано с монархическим понятием Бога (это идея

самодержавного властелина), христианство не монотоистическая религия, а

тринитарная, а тринитарное понимание Бога преодолевает всякое рабство и

обосновывает свободу и достоинство человека.

Трагедия в Боге есть трагедия связанная со свободой. Бог-Творец

всесилен над бытием, но не всегда всесилен над небытием. Бездонная свобода

вошла уже в мир сотворенный и Бог сделал все, что бы ее просветлить, но

уничтожить в ней (свободе) потенции зла, не уничтожив свободы он не смог.

Поэтому мир трагичен и в нем царит зло. Трагедия всегда связана со

свободой. И с ней можно примириться только потому, что есть страдание

самого Бога.

Античная трагедия есть трагедия рока, а христианская – трагедия

свободы. Но христианство раскрывает свободу, в которой заложен

первоисточник трагического. Трагедия свободы раскрывает борьбу

противоположных начал, которые лежат глубже различия добра и зла.

В мире существует три принципа – промысел (сверхмирный Бог),

свобода (человек), судьба, рок (природа).

Наибольшая трагедия есть страдание от доброго, а не от злого, есть

невозможность оправдать жизнь в критерия добра и зла. Голгофа есть трагедия

трагедий потому, что был распят невинный человек. Трагедия и есть прорыв по

ту сторону добра и зла.

Бог-Творец сотворил человека по образу и подобию своему и призвал его к

свободному творчеству, а не к формальному повиновению своей воле. Свободное

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты