Бердяев. О назначении человека

творчество и есть ответ твари на призыв Творца. И творческий подвиг

человека есть исполнение сокровенной воли Творца, который и требует

свободного творческого акта.

Лишь в Христе разрешается парадокс отношения Творца и твари. Это и

есть сущность христианства.

Грехопадение. Возникновение добра и зла.

Добро и зло возникли одновременно, добро существует лишь на различии и

отделении от него зла.

Рай представлялся как блаженная жизнь, в которой космос был в

человеке, а человек – в Боге.

В раю не все было открыто человеку и незнание было условием райской

жизни, это – царство бессознательного.

И в отпадении от райской гармонии, от единства с Богом, человек начал

различать и оценивать, вкусил от древа познания и добра и зла, стал по сю

сторону добра и зла, он предпочел горечь различия и смерть райской жизни в

невинности и незнании.

Когда я познаю добро и зло, делаю их оценку, я теряю невинность и

целостность, изгоняюсь из Рая.

Но само познание есть положительное благо, обнаружение смысла – ответ

на Божий призыв творить.

Сознание есть мучительное раздвоение, оно причиняет боль. Но человек

может идти к Раю через несчастье и боль, через опыт зла.

Но существует другая точка зрения: зло и добро находится в руках

Божьих, но тогда зло нужно для достижения добра, что не хочет признавать

теология.

Зло есть возврат к небытию, отказ от миротворения, но в то же время оно

вызывает высшую творческую силу добра для своего преодоления. Свобода зла

есть добро, и без свободы зла не было бы свободы добра.

Познание добра и зла отравило человека, поэтому его страх перед Богом

есть страх перед самим собой, перед бездной небытия.

Бог есть сверх-добро, в нем не может быть зла, а человек призван не

толбко исполнять добро, но и творить его, создавать новые ценности.

Надчеловеческого и внечеловеческого идеального добра и идеальных

ценностей, неподвижных и вечных, не существует. Есть динамика творческих

даров и ценностей, и в динамике этой продолжается миротворение.

Человек

Проблемы философской антропологии.

Челвек не есть субъект гносеологии, не есть душа психологии, не есть

душа пневматологии, не есть идеальная сущность этики, логики, эстетики, в

человеке пересекаются все круги бытия.

Понять человека можно лишь в соотношении к Богу, а не из природы.

Антропология христианская учит о том, что человек – существо от Бога,

существо свободное и падшее и греховное, но получающее от Бога благодать и

спасение.

Согласно протестантской антропологии – человека извратило

грехопадение, помрачило его разум, поставило в зависимость от благодати.

М.Шеллер установил 4 типа антропологических учений:

1. Еврейско-христианское (творение человека Богом и грехопадение)

2. Анотично-греческое (человек как носитель разума)

3. Естественнонаучный (человек как результат эволюции)

4. Теория декаданства (возникновение сознания, разума, духа как

биологический упадок, ослабление жизни)

Антропологическая теория Маркса: человек – существо социальное, есь

продукт социума, изобретатель орудий труда.

Антропологическая теория Киркгардта: страх выражает духовную сущность

человека, его отношение к Богу и его грехопадение.

Наиболее раскрывающим сущность человека из всех приведенных

антропологий есть антропология библейско-христианская, в ней лежат две

идеи:

. Человек есть образ и подобие Бога-Творца

. Бог очеловечился в личине Сына Божьего

Отсюда человек не только существо греховное, разумное, эволюционирующее,

социальное, больное от конфликта сознания и бессознательного, но и существо

творческое.

Персонализм. Личность и общество

Индивидуум – есть категория натуралистически-биологическая.

Личность – есть категория религиозно-духовная.

Индивидуум рождается и умирает, личность – творится Богом, личность по

своей сути духовна.

Личность невозможна без любви и жертвы, без выхода к другому любимому

она разрушается, но она не есть абсолютна. Она предпологает другие

личности, общается с ними, она соотносительна с существом. Личность

нравственна.

Пол. Мужское и женское

Пол не есть ф-ция человеческого организма, пол – свойство всего

организма.

Мужчина в котором совсем бы отсутствовал женский принцип был бы

оторванным от всей космической стихии.

Женщина, в которой не было бы мужского принципа не была бы личностью.

Только соединение мужского антропологическо-личного с женским

космически-коллективным создает полноту человека.Человек – существо

цельное, муже-женственное.

Пол – источник жизни и смерти, эрос – связан со смертью.

Человек – существо больное, дисгармоническое потому, что есть существо

половое, тоесть разделенное.

Жертвуя эросом, направляя энергии в другую сторону, можно усилить

творческую направленность, а творчество рождается из свободы, из ничего.

Мужское начало – творящее, женское – рождающее, но эти начала находятся

в тесном взаимодействии.

Сознательное и бессознательное

Человеческая душа раздвоена и в ней происходит борьба

противоположностей.

Сознание – есть интуитивный акт, после которого пережитое переходит в

память, оно возникает от взаимодействия душ.

Невроз – конфликт сознания и бессознательного. Сознание имеет

исцеляющую силу, поскольку прикрывает душевные раны.

Человек сплошь и рядом не любит себя, поэтому он никому не может этого

простить, вымещая на других горькое чувство от себя.

Самые злобные люди – это люди, которые себя не любят, добрые же как

правило себя любят, поэтому снисходительны к другим.

Источник человеческого страдания – его нелюбовь к себе, между тем Бог

сказал, что нужно любить ближнего как себя самого, значит и себя нужно

любить.

Бессознательное имеет двоякое значение в жизни:

. Источник болезней человека

. Источник творчества, который никогда не иссякает

Нравственное излечение человека возможно лишь при помощи сверхсознания

идущего из духовного мира.

Этика по сю сторону добра и зла

Этика закона. Дуализм добра и зла.

Этика предпологает дуализм добра и зла. Христос пришел не нарушить

закон, а исполнить; те, которые хотят стать выше закона могут оказаться и

ниже его. Закон имеет происхождение от греха, он изобличает грех, но

бессилен победить грех и зло, он даже в обличении греха легко может стать

злым, но з-н имеет положительную миссию в мире.

Социальный и обыденный характер закона

Для этики з-на существует личность абстрактная, усредненная, но не

конкретная, она интересуется только общеобыденным, тем самым осуществляя

террор общества над личностью.

Сократ говорил, что нужно больше повиноватся совести, правде, Богу, чем

обществу. Отсюда государство не только от Бога но и от дьявола.

Этика з-на в первоначальной стадии – боязнь нарушить запрет и стать

нечистым. В первоистоках стоит религиозный страх. В этике з-на есть

отвлеченная норма добра, которая не учитывает конкретной личности.

Закон не абсолютен, в случае с Христом: он пришел и обличил форисеев,

которые четко исполняли законы, он поставил их ниже, чем тех, кто их не

исполнял.

Евангелие отменяет этику з-на и заменяет ее этикой любвии свободы,

спасение осуществляется через искупление, а не через закон.

Жизнь человека не может целиком и полностью быть подчинена закону,

поскольку человек – существо стремящееся к свободе и творчеству, а з-н дает

взамен сврбрде – материальное счастье, творчеству – удовлетворение и

временное блаженство.

Этика исскупления.

Добро под благодатью

Человека мучит жажда исскупления, избавление не только от зла, но и от

законнического разделения добра и зла. Исскупление – примерение человека с

Богом, победа над злым атеизмом, над отрицанием Бога из-за зла мира сего.

Исскупление – избавление от зла и власти з-на, освобождение.

Где нет любви, там нет добра, поэтому творить добро надо во имя добра и

любви, а не во имя собственног спасения, иначе это уже не добро, а корысть.

Евангельская мораль и мораль законнически-форисейская.

Бог учит нас: не судите да не судимы будете, поскольку никто не знает

какие изменения могут произойти в человеческой жизни, да и в момент смерти

тоже.

Христианство иначе, чем з-н относится к «злодеям», христианская этика

прощает, если человек искренне кается в содеянном, прощает Христос на

исповеди, и прощает один человек другого, тем самым освобождая ближнего от

греха и давая ему шанс исправиться.

Нет такого греха, который не может быть снят, кроме греха против

Святого Духа, и атеизм с этой точки зрения прощаем.

Евангелие не есть норма или з-н,это есть благая весть о наступлении

Царства Божьего.

Евангельская этика – этика исскупления. Этика нашего мира ищет

оправдания з-ном: «Не то, что в уста человека входит оскверняет его, но то,

что выходит из уст, оскверняет человека», а в нашем мире: оскверняет честь

человека то, что его выругали, или ударили, а не то, что он выругал, или

ударил.

Строгость к себе и снисходительность к ближним – вот сущность

христианской морали.

Христианское отношение к добрым и злым.

Евангелие уравнивает перед Богом добрых и злых, праведных и

неправедных. Все злые и грешные могут стать праведными и добрыми.

Закон, судящий добрых и злых, пригоден только для обыденных случаев,

когда сердца людей холодны, но для необыкновенных случаев, когда

раскрывается вся глубина жизни, з-н оказывается совершенно неприменимым и

суд его ничтожен ( случай с Карениным до и после прощения жены).

В христианстве все грешны в первородном грехе, поэтому не суди

ближнего, только христианство требует милосердия к грешникам. Трагизм

христианства в том, что его неправильно трактовали и трактуют, а именно то,

что «добрые» и праведные по трупам своих ближних, менее добрых и праведных,

пробиваются в Рай, или оттесняя «злых» в Ад, сначала во времени, а потом и

в вечности. В действительности спасает душу лишь тот, кто готов погубить ее

во имя ближних, во имя любви Христовой.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты