Бердяев. О назначении человека

Христианская мораль как мораль силы.

Именно христианство восстало против рабьей психологии обиды (в Риме) и

противопоставило ей благородную психологию вины. Христианство возводит

добро к источнику силы (Богу), греховный человек бессилен вне Христа, но

силен в Христе.

Смирение не только не есть отрицание личности, но оно есть обретение

личности, это не есть потеря свободы, поскольку только я сам могу заставить

себяк смирению, тоесть оно достигается через акт свободы.

Страдание. Аскетизм. Любовь.

Страдание есть последствие греха и зла, но оно и есть также

исскупление. Христианство учит не бояться страдания, тогда как буддизм

например учит как избежать страдания, стать нечувствительным к нему.

Есть два вида страдания:

. Светлое и исскупляющее (жизни)

. Темное и адское (смерти)

Человек переживает двойное страдание: от ниспосланных ему ударов жизни и от

того, что не хочет выносить эти страдания, что проклинает их. И когда

человек соглашается выносить страдания, видит в нем смысл очищения, его

страдания становятся много легче, просветленнее.

Темное страдание – это то, которое человек не понимает.

Светлое – возрождающее и очищающее, и в этом смысл Креста.

Нужно насильственное страдание превратить в страдание свободное,

сострадание – помощь ближнему, просветление страдания и муки жизни. Но

человек должен стремится облегчит страдания ближнего, сделать его более

легким, а не наоборот распинать ближнего.

Этика творчества

О природе творчества.

В Евангелие постоянно говорится о плоде, который должен принести семя,

упав на хорошую почву, о талантах человека, которые должны быть возвращены

с приростом, это Христос говорит о призвании творчества в человеке.

Творчество есть всегда прирост, создание чего-то нового в мире, нового

качества, творчество по существу – есть творчество из ничего.

Творчество принципиально отличается от эманации и рождения. В эманации

происходит излучение материи и отделение материи. Творчество не есть

эволюция, поскольку эволюция не творит ничего нового, она лишь перемещает,

видоизменяет и приспосабливает старое, в ней не создается ничего нового,

эволюция – необходимость, тогда как творчество – свобода. Тайна творчества

и есть тайна свободы.

В Библии: Бог сотворил мир из ничего, из свободы, это не была эманация,

а творчество, поскольку создалось нечто новое, доселе невиданное. И человек

так же как и Бог – творец, а не раб.

Творчество предпологает три момента:

- Свобода человека, которая отвечает на зов Бога творить

- елемент дара Божьего (поэтому гений чувсивует, что он действует как бы не

сам, что он одержим Богом, есть его оружием)

- елемент сотворенного уже мира, как материала для творчества.

Первичный акт творчества – зарождение идеи в глубине сознания,

вторичный акт – искусство, тоесть социализация гения, это охлаждение того

первозданного творческого огня внутри творца.

Стремление к развитию у человека – это первородный творческий процесс,

который не зависит от социальных наслоений. Каждый человек – творец,

индивидуальность, а значит и гений, поэтому разделение людей на даровитых,

гениальных и простых в корне своем неправильно, поскольку отрицает

индивидуальность.

Творчество всегда предпологает жертву, сомоотречение творца от себя, от

мира сего. Только творчество говорит о призвании и назначении человека в

этом мире.

Все плохие качества человека такие как половые страсти, гнев,

честолюбие, ревность, страсть к игре можно с помощью творчества направить в

другое русло, тоесть произойдет переход отрицательной энергии в

положительную.

Человек должен стремиться к свободе, а похоть порабощает дух человека,

она жадна, вампирична, поэтому составляет полную противоположность

творчеству.

Этика творчества есть высшая и наиболее зрелая форма нравственного

сознания, это есть мораль вечной юности. Тоесть нравственная жизнь должна

быть вечным творчеством, вечной юностью духа.

Пробуждение творческой энергии человека есть внутреннее освобождение и

сопровождается чувством свободы. Творчество есть путь освобождения, но

освобождение человека не только от чего-то, но и для чего-то, и это для

есть творчество, оно предпологает восхождение вверх, в высоту, а значит к

Богу, творчество стремится в вечность.

Поэтому новая этика может быть лишь этикой свободы, сострадания и

творчества.

Конкретные вопросы этики.

Трагизм и парадоксальность нравственной жизни

Трагизм нравственной жизни совсем не в столкновении добра и зла, а в

столкновении одного добра с другим, одной ценности с другой – любви к Богу

и любви к человеку, любви к отечеству и любви к близким и т.д., тоесть в

том, что человек постоянно должен жертвовать одними ценностями ради других.

Основной парадокс борьбы добра против зла: борьба со злом (добро)

постоянно рождает новое зло – нетерпимость, фанатизм, насилие, жестокость.

Только Евангелие понимает это и указывает новые пути, непонятные для з-на,-

любовь к врагам, неосуждение ближних, мытари и грешники впереди идут в

Царство Господнее.

Трагичность и парадоксальность нравственной жизни в том, что она

стремится к созданию нравственного общества, общества, лишенного зла, тогда

получается, что нравственная активность человека становится уже ненужной и

невозможной, таков парадокс свободы! Поэтому свобода нуждается в

сопротивлении и предпологает борьбу.

О лжи и правде

Речь идет не о лжи как проявлении зла, а о лжи, которая утверждается

«во имя добра». Имеется в виду ложь в обществе, социальных группировках,

семье, и эта ложь стает основой их существования и самосохранения, она

лишает личность свободы нравственного восприятия и нравственного суждения.

Ложь считается злом лишь до тех пор, пока она индивидуальна и социально

не символизирована, социальную ложь люди привыкли считать правдой. Ложь

лишает человека свободы, все: религия, любая идеология, государство, наука,

культура в целом пропитана ложью, которая почитается за добро.

Ложь признается полезной для поддержания и организации человеческого

общежития и несет социальную функцию.

И противостоять лжи может только «девственная», первородная, чистая

совесть. Только качественные достижения духовной жизни ведут к утверждению

правды и к победе над ложью.

Совесть и свобода. Критика чистой совести

Совесть есть та глубина человеческой природы, на которой он

соприкасается с Богом и где она получает весть от Бога и слышит его голос.

Совесть есть духовное, сверхприродное начпло, никак не связанное с

социальными явлениями, в совести соприкасаются свобода и благодать, совесть

свободна от влияния мира сего. Но совесть может искажаться под влиянием

социальной жизни, тогда она утрачивает свободу. Фанатизм есть одно из самых

болезненных искажений совести, это неспособность вместить в себя всю

полноту истины, это насилие над человеческим духом.

Страх, ужас и тоска. Скука и пошлость.

Страх,испытываемый тварью, есть последствие первородного греха,

отделения от Бога. Страх есть основа греховной жизни, он заражает собой

высшие духовные сферы человека. Страх есть ожидание ударов, болезней,

бедности и т.д., он заставляет человека жить в низинах бытия, человек

забывает о вссякой высоте и склонен жить в низинах, лишь бы избежать

ожидаемой участи. Страх – состояние унижающее человека, отсутствие страха

есть райское состояние, и наступление Царства Божьего есть победа над

страхом. Религия вызывает страх перед Богом, а закон – перед его

нарушением, только евангелие освобождает от страха, ибо освобождение от

страха есть действие благодати Христовой.

Тоска имеет иное значение чем страх, это есть устремленность вверх, к

высотам бытия, и мучение от того, что находишься не на высотах.

Мистический ужас есть переживание тоски, достигший предела.

Страх парализует свободу совести, засоряет ее чистоту, и лишь этика

духовности не есть этика страха.

Социальная обыденность создает этику страха, перерождая ужас, вызванный

бездной бытия, в повседневную заботу и терроризируя человека будущими

карами. Но она же создает другой образ, в котором нет уже страха и который

ниже страха,- пошлость. В мире пошлости происходит освобождение от страха

не через движение вверх, а через падение вниз. Пошлость и есть этот мир,

окончательно забывший об ином мире и почувствовавший довольство.

Любовь и сострадание

Любовь есть всегда любовью к индивидуальному и конкретному, любить

общее и отвлеченное нельзя, любовь – двучленна, а не одночленна, она

предпологает встречу двух, их общение и единение, образование третьего –

дружества и братства.

В конфликте находятся две любви: любовь к личности и любовь к идее,

Богу, ценностям, истине, добру, свободе, и в этом трагизм любви.

Но никогда не следует жетрвовать любовью к ближнему (к конкретному

человеку) ради любви к «дальнему», такому как «сверхчеловек» Ницше, как

грядущий комунистический строй Маркса, как отвлеченная справедливость

законников, как утопии социального строя социальных революционеров и т.п.,

любовь же к Богу не предполагает эту жертву, поскольку Бог требует любви к

ближнему. Основной принцип любви – принцип богочеловеческой любви, всегда

конкретно-личной, а не отвлеченно-безликой, потому что это ведет к

утверждению зла.

Сострадание и жалость тем отличаются от любви, что предпологают

страдание.

Страдание – это соединение со страдающей тварью в ее богооставленности,

а любовь – соединение с тварью в Боге-Творце.

Страдание есть последствие греха, знак греха и вместе с тем искупление

от греха и освобождение от него. Сострадание – это верх нравственности

человека.

О государстве, революции и войне.

Государство по своему происхождению, сущности и цели совсем не дышит и

не движется ни пафососом свободы, ни пафосом человеческой личности, добра,

хотя оно имеет отношение к добру, свободе и к личности. Государство – это

организатор природного хаоса, оно движется пафосом порядка, силы, мощи,

экспансии и т.п. Доброта чужда государству, оно поддерживает лишь минимум

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты