Биоэтика: проблема взаимоотношения с биологией, философией, этикой, психологией, медицинской деонтологией и правом

Кропоткина раскололось на два учения, не стыкующихся друг с другом.

В 1903 г. В. Вересаев писал: «…Как это ни печально, но нужно

сознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под

нею ту специально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь

нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между

собою. Необходима этика в широком, философском смысле, и эта этика прежде

всего должна охватить во всей полноте вопрос о взаимном отношении между

врачебной наукой и живой личностью. Между тем даже частичные вопросы такой

этики почти не поднимаются у нас и почти не дебатируются…». Вересаев видит

главную задачу этики «…во всестороннем теоретическом выяснении вопроса об

отношении между личностью и врачебной наукою в тех границах, за которыми

интересы отдельного человека могут быть приносимы в жертву интересам

науки…». Он подчеркивает: «…вопрос и о правах человека перед посягающею на

эти права медицинскою наукою неизбежно становится коренным, центральным

вопросом врачебной этики…».

К сожалению, то, что в начале века было нравственным уродством

отдельных врачей, после 1917 г. стало безнравственной государственной

политикой. В 1925 г. нарком здравоохранения Н. А. Семашко объявил врачебную

тайну пережитком старой кастовой врачебной практики и старых глупых

предрассудков и подчеркнул, что советское здравоохранение держит «…твердый

курс на уничтожение врачебной тайны, пережитка буржуазной медицины…».

Тоталитаризм подавлял права человека и стремился разрушить

профессиональную этику врачей. Он не допускал даже обсуждения проблем

профессиональных этических норм и тем более, философских проблем

медицинской этики. Но он не смог подавить свободных философско-этических

размышлений в работах В. Ф. Войно-Ясенецкого, В. И. Вернадского, Д. П.

Филатова, А. А. Любищева.

В 1940 г. выдающийся советский биолог Д. П. Филатов начинает писать

работу «Норма поведения, или мораль с естественноисторической точки

зрения». Увязывая этику с теорией эволюции и этологией, Филатов проводил

мысль, что человек на первых фазах эволюции унаследовал от животного мира

норму оборонительного поведения, эгоистическо-инстинктивное начало в

поведении. Для морали будущего, по мнению Филатова, как раз и будет

характерно повышение антиэгоистических норм морали и поведения людей.

Обращает на себя внимание то, что Д. П. Филатов, сохраняя ориентацию на

науку, пытается построить этику, выходящую за границы и натуралистической,

и христианской этики. Свою этику он называет этикой любви к жизни.

В это же самое время В. И. Вернадский разрабатывает учение о переходе

биосферы в ноосферу, т.е. сферу, среду, созданную человеческим разумом,

воплощенным в науке и технике. Этическая компонента в учении Вернадского о

ноосфере выражается, прежде всего, в его оптимизме и утверждении того, что

законы развития ноосферы не противоречат, а продолжают законы эволюции

биосферы. Вернадский неоднократно подчеркивает единство биосферы и

ноосферы. Он развивает оптимистическую концепцию перехода биосферы в сферу

разума, где решающую роль играет не только наука, но и этический разум

объединенного человечества. Ноосфера объединяет в себе научный разум

человечества с его нравственным разумом и техникой. В его учении разум

поднимается не сциентистски и не технократически. Это, прежде всего,

нравственный разум, воплощающийся как в науке, так и в технике. Истина,

добро и красота соединяются в ноосфере.

В 1952 г. А. А. Любищев написал статью «Основной постулат этики».

Этика, развиваемая А. А. Любищевым, мыслится как универсальная, научная и

синтетическая. Основной постулат этики заключается, по его мнению, в

утверждении необходимости борьбы за торжество духа над материей.

Подводя итог рассмотрению этических концепций, развитых в русской

мысли, можно наблюдать стремление преодолеть разрыв нравственности и жизни,

укоренить этику в жизни и вывести из нравственных начал и право, и

познание, и даже религию. Важнейшей чертой этических размышлений в России

является стремление понять единство факторов эволюционного процесса и

этических ценностей, осмыслить жизнь во всей целостности ее проявлений.

Жизнь была понята как антиэнтропийный процесс. Жизнь - это борьба со

смертью и неорганизованностью природы, борьба за утверждение ноосферы, за

торжество духа над материей, все это разные формулировки общего исходного

принципа этики. И этот общий принцип этики просветлен одним умонастроеием,

пронизывающим все нравственные поиски русских мыслителей, любовью к жизни.

III. Исторические модели моральной медицины.

Для того, чтобы понять, какие морально-этические и ценностно-правовые

принципы лежат в основе современной биомедицинской этики, следует хотя бы

кратко охарактеризовать их развитие в различные исторические эпохи.

1. Модель Гиппократа («не навреди»).

Принципы врачевания, заложенные «отцом медицины» Гиппократом (460-

377гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей

знаменитой «Клятве», Гиппократ сформулировал обязанности врача перед

пациентом.

Несмотря на то, что с тех пор прошли многие века, «Клятва» не потеряла

своей актуальности, более того, она стала эталоном построения многих

этические документов. Например, Клятва российского врача, утвержденная 4-ой

Конференцией Ассоциации врачей России, Москва, Россия, ноябрь 1994,

содержит близкие по духу и даже по формулировке принципы.

2. Модель Парацельса («делай добро»)

Другая модель врачебной этики сложилась в Средние века. Наиболее четко

ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели

Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели

Парацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и

духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь

лечебный процесс.

В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям

духовного наставника и послушника, так как понятие pater (лат. - отец) в

христианстве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и

пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет

божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога.

3. Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).

В основе данной модели лежит принцип «соблюдения долга» (deontos по-

гречески означает «должное»). Она базируется на строжайшем выполнении

предписаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил,

устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным

разумом и волей врача для обязательного исполнения. Для каждой врачебной

специальности существует свой «кодекс чести», несоблюдение которого чревато

дисциплинарными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия.

4. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»).

Современная медицина, биология, генетика и соответствующие

биомедицинские технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и

управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля

функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном

уровне. Некоторые проблемы, стоящие перед современным обществом, были

упомянуты в самом начале данной работы. Поэтому как никогда остро стоит

вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдение прав

пациента (право выбора, право на информацию и др.) возложено на этические

комитеты, которые фактически сделали биоэтику общественным институтом.

IV. Модели моральной медицины в современном обществе.

Будем считать рассмотренные в предыдущем разделе исторические модели

«идеальными» и рассмотрим более реальные модели, включающие в себя

некоторые правовые аспекты описываемых отношений.

Большая часть проблем возникает в медицинской практике там, где ни

состояние больного, ни назначаемые ему процедуры сами по себе их не

порождают. В повседневных контактах с пациентами преимущественно не

возникает неординарных моральном плане ситуаций.

Наиважнейшая проблема современной медицинской этики состоит в том, что

охрана здоровья должна быть правом человека, а не привилегией для

ограниченного круга лиц, которые в состоянии себе ее позволить. Сегодня,

как впрочем, и ранее, медицина не идет по этому пути. Однако эта норма, как

моральное требование, завоевывает все большее признание. В осуществление

этого изменения внесли вклад две революции: биологическая и социальная.

Благодаря социальной революции, охрана здоровья стала правом каждого

человека. Индивиды должны рассматриваться как равные в том, что связано с

их человеческими качествами - достоинством, свободой, индивидуальностью.

Учитывая право человека на охрану здоровья, исторически сложившиеся модели

моральных отношений «врач-пациент» и состояние современного общества можно

сформулировать следующие четыре синтетические модели отношений между врачом

и пациентом.

1. Модель «технического» типа.

Одно из следствий биологической революции - возникновение врача-

ученого. Научная традиция предписывает ученому «быть беспристрастным». Он

должен опираться на факты, избегая ценностных суждений.

Лишь после создания атомной бомбы и медицинских исследований нацистов,

когда за испытуемым не признавалось ни каких прав (опыты, проводимые над

заключенными концентрационных лагерей), человечество осознало опасность

подобной позиции. Ученый не может быть выше общечеловеческих ценностей.

Врач в процессе принятия решения не может избежать суждений морального и

иного ценностного характера.

2. Модель сакрального типа.

Противоположной к описанной выше модели является патерналистская

модель отношений «врач-пациент». Социолог медицины Роберт Н. Вилсон

характеризует эту модель как сакральную.

Основной моральный принцип, который выражает традицию сакрального

типа, гласит: «Оказывая пациенту помощь, не нанеси ему вреда». В

классической литературе по медицинской социологии в отношениях между врачом

и пациентом всегда употребляются образы родителя и ребенка.

Однако, патернализм в сфере ценностей лишает пациента возможности

принимать решения, перекладывая ее на врача. Следовательно, для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты