Биоэтика: проблема взаимоотношения с биологией, философией, этикой, психологией, медицинской деонтологией и правом

первая цель медицины - защита здоровья и жизни пациента. Однако нередко

достижение этой цели сопровождалось отказом от свободы больного, а значит,

и ущемлением свободы его личности. Пациент превращался в пассивного

получателя блага.

Главная цель современной медицины - благополучие пациента, и

восстановление здоровья подчинено этой цели как один из составляющих

элементов.

Уважение автономии индивида является одной из основополагающих

ценностей цивилизованного образа жизни. Любой человек заинтересован в том,

чтобы принимать решения, влияющие на его жизнь, самостоятельно.

Таким образом, сегодня самоопределение индивида есть высшая ценность,

и медицинское обслуживание не должно являться исключением

VI. Биоэтика и практическая медицина.

Биоэтика, возникшая около 20 лет назад явилась ответом на так

называемые «проблемные ситуации» в современной клинической практике.

Широкое обсуждение «проблемных ситуаций» в современном обществе стало

манифестацией идеологии защиты прав человека в медицине. В связи с

последним обстоятельством некоторые основополагающие проблемы биоэтики

оказались исключительно близки по содержанию морально-этическим дилеммам,

возникающим при оказании медицинской помощи.

Дилемма патерналистского и непатерналистского подходов в современной

медицине является «красной нитью» для всей биоэтики. Патерналистская модель

взаимоотношений врача и пациента основана на том, что жизнь человека -

приоритетная ценность, «благо больного - высший закон» для врача, полноту

ответственности за принятие клинических решений берет на себя врач.

Напротив, непатерналистская модель исходит из приоритета моральной

автономии пациента, в силу чего ключевой становится категория прав

пациента.

1. Психиатрия.

«…Помешанные не преступники, а больные…»

(Ф. Пинель, 1801)

«…Все люди рождаются свободными и равными

в своем достоинстве и правах…»

(Всеобщая декларация прав человека, 1949)

Патерналистское начало сыграло чрезвычайно важную роль в истории

психиатрии. С утверждением патерналистских взаимоотношений врача и

психически больного связано, во-первых, самоопределение психиатрии как

самостоятельной медицинской дисциплины, во-вторых, формирование отношения

общества к помешанным как к больным людям.

Главная заслуга того, что «сумасшедшие были подняты до достоинства

больных», принадлежит французскому врачу Ф. Пинелю, который в 1793 г. снял

цепи с больных в парижской государственной больнице Бистер. Его реформа

психиатрии сразу же оказалась апофеозом врачебного патернализма. Пинель

советовал разные средства (заботу, покровительство, ласку,

снисходительность, кротость, назидательность, взыскательность, увещевания и

т.д.) - лишь бы добиться цели: покорить больного, завоевать его доверие.

Пинель однако допускал применение в отношении некоторых больных разумных

мер стеснения - «смирительной рубашки» и временной изоляции.

Спустя 50 лет английский врач Д. Конолли предлагает исключить в

отношении душевнобольных любые меры стеснения. Он выдвигает принцип

«Никакого стеснения». Но патерналистская модель психиатрической помощи

преобладала во всем мире вплоть до середины ХХ в.

Предвестником кризиса врачебного патернализма в психиатрии в западных

странах стал кризис психиатрических больниц, начавшийся в 50-е гг. ХХ в. В

1955г. комитет экспертов ВОЗ высказался о необходимости расширения лечения

психических больных без изоляции от общества. В 60-70-е гг. в психиатрии

США активно проводится новая политика - политика деинтситуциализации

психических больных.

Следует также обратить внимание на давно известный в медицине феномен

госпитализма. Восходящее к Пинелю представление о помещении в больницу как

безусловном благе для душевнобольных обернулось для многих из них

многолетним (а то и пожизненным) пребыванием в больничных условиях.

Проницательные врачи-клиницисты давно отмечали негативные стороны

госпитализма: утрату социальной активности, разрыв социальных связей,

эмоциональную изоляцию, хронизацию патологии и т. д.

В США широкомасштабное движение за «психиатрию без больничной койки»

привело к массовому закрытию государственных психиатрических клиник, однако

новая система психиатрической помощи оказалась неспособной обеспечить

квалифицированной медицинской помощью наиболее тяжелый контингент больных.

В последние годы в США получили развитие различные более «мягкие» формы

психиатрической помощи - частичной госпитализации, психиатрическое

обслуживание в больницах общего типа и т.п.

Одновременно в 60-е гг. в Европе, а затем и в Америке вокруг

психиатрии развертывались еще более драматические события, тоже

предвосхитившие некоторые сюжеты и концепции биоэтики. Речь идет о

движениях «антипсихиатров», утверждавших, что «психических болезней» нет,

что психиатрический даигноз - это социальный «ярлык», что психически

больных нет, что психиатрия не наука, а психиатры - не врачи и т.д.

Социальный контекст «антипсихиатрии» оказался очень близок

антипатерналистской идеологии, окончательно оформившейся уже в рамках

биоэтики спустя десятилетие после возникновения «антипсихиатрии».

Антигоспитальные и антипсихиатрические движения стали предтечей

действительно революционных изменений в психиатрии в 70-80-е гг., когда

социальный контекст оказания психиатрической помощи стал в основном

определяться идеей защиты гражданских прав душевнобольных.

Имея в виду современную формулу «что не запрещено, то разрешено»,

следует поставить вопрос: а что запрещено в цивилизованном обществе в

отношении душевнобольных людей? Ответ будет нетривиальным уже потому, что

он имеет юридическое содержание. Социальное отчуждение, неоправданное

ограничение прав, презрительное или пренебрежительное отношение, любые

другие формы унижения человеческого достоинства душевнобольных - все это

теперь подлежит правовой оценке и регуляции с помощью юридических

механизмов.

Главной проблемой при оказании психиатрической помощи является

недобровольное лечение. Вплоть до середины ХХ в. принудительная

госпитализация подавляющей части душевнобольных считалась незыблемой

социальной нормой.

На протяжении ХIХ в. в европейской психиатрии наряду с парадигмой

врачебного патернализма сформировалась парадигма юридического контроля

психиатрического дела. В то время как врачебный патернализм основывался и

основывается на этической традиции медицинской профессии, апеллируя к

непосредственности нравственного чувства милосердия, гуманности, понятиям

врачебного долга и ответственности, «юридическая парадигма» в психиатрии

находит опору в понятиях справедливости и законности.

События, непосредственно определившие современные подходы к проблеме

принудительного лечения душевнобольных, относятся к середине ХХ в.

В 1954 г. комитет экспертов ВОЗ по психическому здоровью определил

госпитализацию социально опасных психически больных через суд как

унизительную для них и их родственников, а существовавшее во многих странах

тогда законодательство, регламентировавшее принудительное лечение, назвал

«архаичным» поскольку в нем копировалась модель уголовного

судопроизводства. В 1959 г. в Англии был принят закон о психическом

здоровье. Согласно этому закону, принцип госпитализации в психиатрии должен

быть таким же, как и в других областях медицины. Недобровольная

госпитализация - лишь «особые случаи» в медицине. Уже к концу 50-х гг. в

Великобритании добровольная госпитализация происходила в 75% случаев.

Случаи недобровольной госпитализации - это в этико-юридическом плане

типичная «проблемная ситуация», поскольку пациенту здесь должны быть

обеспечены специальные гарантии защиты его гражданских прав. Очевидно, что

недобровольная госпитализация имеет место в отношении лиц с глубокими

психическими расстройствами, серьезно нарушающими способность суждения,

оценку реальности и поведение.

В законе РФ «О психиатрической помощи и правах граждан при ее

оказании» принцип добровольности предваряет все прочие нормы, т.е. тоже

является основополагающим.

Либерализация психиатрической службы началась в нашей стране в 1988

г., когда Президиум Верховного Совета СССР утвердил новое «Положение об

условиях и порядке оказания психиатрической помощи». Этот документ, по сути

дела, отметил ст. 56 закона РСФСР «О здравоохранении», т.к. основным

принципом оказания психиатрической помощи полагал принцип добровольности. В

первый же год действия «Положения» с диспансерного психиатрического учета

было снято более 1.000.000 человек, а обращаемость в психиатрические

диспансеры возросла в 3,5 раза. В течение 1989г. число принудительных

госпитализаций сократилось на 40 - 60 %.

Согласно «Положению» недобровольная госпитализация (без согласия

больного или его родственников) производится по решению врача-психиатра,

если больной по своему психическому состоянию представляет непосредственную

опасность для себя или окружающих.

Итак, в основе современных систем организации психиатрической помощи

наряду с парадигмой врачебного патернализма и юридического контроля лежит

также парадигма защиты и гарантий гражданских прав лиц, страдающих

психическими расстройствами.

В России подавляющая масса врачей пока придерживается традиционно-

патерналистской модели взаимоотношений с пациентами, в частности, исповедуя

убеждение в этической оправданности в условиях врачевания доктрины «лжи во

спасение «. Эта концептуальная позиция, к сожалению, сочетается с

чрезвычайно широко распространенным правовым и этическим нигилизмом наших

медиков, для которых проблема информирования больных вообще редко

подвергается рефлексии.

Проблема «информированного согласия» является сквозной для биоэтики в

целом, где ее нормативное содержание и получило детальную разработку. В

психиатрии получение согласия больного на любое вмешательство в сферу его

здоровья (госпитализация, назначение исследований или каких-либо средств

лечения) имеет следующие аспекты.

Во-первых, информацией, подлежащей этико-юридическому регулированию,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты