которого он применяет те или другие ручные инструменты и эпизодически
машины, в машинном (фабричном) производстве рабочий не охватывает
производственный процесс в целом, не владеет им и не выполняет его как
художник, он является лишь необходимым придатком станка - машины, которая
сама выполняет какую-то тысячную часть процесса.
Хотя в машинном производстве рабочие являются живыми придатками
машины, тем не менее они - непременные участники производства без которых
машины оказываются бесполезными - ржавеют, портятся и так далее. Живой
труд, указывает Маркс,- "должен охватить эти вещи, воскресить их из
мертвых, превратить из только возможных в действительные и действующие
потребительские стоимости" /1/.
К. Маркс показал, что машинное, фабричное капиталистическое
производство уродует и калечит рабочего как в социальном, так и в
технологическом отношении (не он применяет машины, а машина его). Но вместе
с тем Маркс видел прогрессивный характер машинного капиталистического
производства. Фабричный труд основывался на использовании сил природы, а
это предопределяло развитие естественных наук и превращение их в
непосредственную производительную силу. Научные знания в известном смысле
можно также рассматривать как потенциальную технику (технику - как
"овеществленную силу знания"), ибо новые технические конструкции создаются
на основе познания закономерностей и свойств природы, ибо наука становится
непосредственной производительной силой, воплощаясь в технике.
Вскрытый Марксом принцип фабричного производства заключается в
расчленении процесса производства на составляющие его и решении возникающих
технических задач "посредством применения механики, химии и так далее,
короче говоря, естественных наук, повсюду становится определяющим"/1/ тем
самым открывается дорога "непрекращающимся переменам"/1/ т.е. постоянному
развитию техники производства, а следовательно, ее совершенствованию.
К. Маркс изучил, проанализировал и описал технологию фабричного,
машинного производства, которое он определил как производство, основанное
на системе машин.
Система машин отличается от кооперации однородных машин. В противном
случае работа производится одной и той же рабочей машиной, которая
выполняет все операции, прежде выполнявшиеся ремесленниками
(самостоятельными или рабочими мануфактур) при помощи различных
инструментов. Иначе - процесс, который в мануфактуре был разделен и
выполнялся в известной последовательности, теперь выполняется одной рабочей
машиной, действующей посредством комбинаций различных орудий.
Каждая рабочая машина готовит для обработки на последующей машине
сырой материал, а так как все машины работают одновременно, то "продукт
непрерывно находится на различных ступенях процесса своего образования,
постоянно переходит из одной фазы производства в другую"/1/. При этом
требуется определенное соотношение между количеством машин, их размерами и
быстротой действия.
К. Маркс указывал, что крупная промышленность технически уничтожает
мануфактурное разделение труда, воспроизводит разделение труда в еще более
чудовищном виде: на собственно фабрике - процессом превращения рабочего в
наделенный сознанием придаток частичной машины"/1/.
Когда живой придаток нужен машине только для контроля, а "рабочая
машина выполняет все движения, необходимые для обработки сырого материала,
без содействия человека", в этих случаях пишет К. Маркс, "мы имеем перед
собой автоматическую систему машин, которая, однако способна к постоянному
усовершенствованию в деталях"/1/.
С техникой и технологией производства К. Маркс связывал крупные
социальные изменения в обществе, а также перемены в характере, условиях и
экономических показателях труда.
Капиталистическая конкуренция автоматически разъединяет и объединяет
рабочих: в этом противоречивом процессе важную роль играет техника.
Введение машин разъединяет рабочих, усиливает конкуренцию между ними
тем, что во-первых, машины упрощают разделение труда и всякая отрасль труда
становится более доступной для каждого; во-вторых, рабочим приходится
конкурировать с машинами, из-за машин они лишаются работы; в-третьих,
"мелкие промышленные предприятия гибнут и не могут выдержать конкуренции с
крупными. Целые слои класса буржуазии отбрасываются в ряды рабочего
класса"/1/ что увеличивает предложение рабочей силы на ее рынке.
Объединению рабочих способствует прежде всего возникновение крупных
промышленных центров, дешевых и быстрых средств сообщения.
Сама по себе машина удешевляет и увеличивает продукцию, сокращает
рабочее время, облегчает труд и вообще знаменует победу человека над силами
природы: но капиталистическое применение машин не позволяет простым
труженикам использовать для себя все эти преимущества и даже часто приводит
к отрицательным для них результатам/1/.
Во всяком капиталистическом производстве "рабочий применяет условия
труда, а наоборот, условия труда применяют рабочего", т.к. это производство
"есть не только процесс труда, но в то же время и процесс возрастания
капитала"/1/. В машинном производстве это извращенное отношение получает не
только социально-экономическое, но и техническое выражение. Человек
становится рабом машины: господство прошлого труда над живым становится не
только социальной, выраженной в отношении капиталиста и рабочего, но еще и
технологической истиной.
2 Проблема “человек – техника” на современном этапе
2.1 Современное понимание термина "техника"
Для наиболее полного представления о рассматриваемой проблеме, важно
обратить внимание на то, как в современных философских социологических
теориях определяется термин "техника".
Сегодняшнее понимание термина "техника" имеет определенную
преемственную связь с классическим его пониманием, с другой же стороны -
оно в известной мере противоположно ему. Чтобы иметь четкое представление о
сфере распространения технических явлений, более целесообразно поставить
вопрос о тех сферах действительности, в которых может идти речь о технике
сегодня.
"Та сфера действительности, которая может рассматриваться как область
существования техники,- по мнению Хайнриха Бека /3/ - это неорганическая
материя. Так, мы говорим о строительной технике, такой, например, как
создание железобетонных сооружений или машиностроение, о
деревообрабатывающей технике, электротехнике, теплотехнике, технике
создания синтетических материалов или о технике производства материалов
всякого рода, от стали до синтетического каучука, короче, о физико-
химической технике." Многие подразделяют ее еще на энергетическую технику
(технику превращения сил и энергии) и технику материалов (техника
преобразования вещества). Во всех этих случаях речь идет о формах техники и
физико-химически понимаемой области неорганического.
И все же это - не единственная область проявления технического. В
более широком смысле термина "техника" говорят также и о технике
овощеводства, животноводства, о технике преобразования органической жизни в
новые ее функции и формы. Современное понятие "биотехнология" позволяет
включать в предметное поле техники всю биологию.
"Мы знаем также - если продолжить эту мысль - и о "технике" мышления и
дискутирования, изучения и памяти (мнемотехника) и даже о "технике любви".
Говорят также о технике руководства людьми и государством, о технике
живописи, рисунка, игры на фортепьяно и так далее. Эти примеры, а также
такие обобщающие термины, как "психотехника" и "социотехника",
свидетельствуют о том, что техника проникает даже в области психического,
духовного и социального с целью внести в них изменения" /3/. Поэтому
"техника" и в современном ее понимании не является чем-то ограниченным лишь
сферой безжизненной материи. Она, напротив, охватывает все известные сферы
бытия и отношений между людьми.
2.2 "Человек - техника" с точки зрения "технологического детерминизма"
Переход к этапу электронизации автоматических средств труда
обуславливает начало революционных изменений в производительных силах, в
технологическом способе производства. Прогресс человечества непосредственно
связан с научно технической революцией. Налицо качественный скачек в
производительных силах человечества.
Объективно протекающий процесс формирования системно
автоматизированного способа производства получил отражение в многочисленных
новейших модификациях концепции "технологического детерминизма".
Понятие "технократизм" наиболее точно определяет сущность того
направления социальной мысли, которое оформилось на основе техники,
абсолютизации ее роли в обществе и связано с попытками духовного освоения
НТР. Важнейшим признаком социальной философии технократизма, обозначенным
уже в самом его названии, является примат техники как всеопределяющего
начала в истолковывании социальной жизни. Данная философия восходит к
позитивистским представлениям о науке и технике, постулирует их
саморазвитие как процесс, независимый от воли людей, всецело определяющий
характер общественного развития, неизбежным социальным итогом которого
явится власть "обладателей специального знания".
Существенным элементом данной идеологии, относящимся к способу
построения ее теоретических форм, является метод технократического
детерминизма. Технодетерминизм, особенно на начальных этапах формирования
технократического направления, присутствовал, главным образом, как
умонастроение, мировоззренческая установка, подход и лишь в современных
развитых технократических теориях выступает как метод в собственном смысле
слова. Его идентификация тем, что многочисленные модификации теорий,
вызванные их внутренней противоположностью, сопровождаются приспособлением
философско-методологической базы, ассимилированием других подходов,
заимствованных из культурологии. Кроме того, рефлексия самих теоретиков
технократизма по поводу применяемого ими метода, скорее комуфлирует, чем
проявляет суть дела. Тем не менее "технократический детерминизм" остается
для технократов универсальной формулой объяснения общественной жизни и
методологическим принципом построения теорий. В этом качестве он задает
параметры теоретического объяснения социальных проблем и способов их