Человек и техника

решения.

При всем внешнем многообразии рождающихся в русле данного направления

теорий и проектов их объединяет взгляд на общественную жизнь сквозь призму

"технологии", отождествления технического проекта с социальным, вера в то,

что задачи социального и культурного порядка можно решить научно-

техническими средствами. Теоретические построения технократов целиком

направлены на доказательство зависимости различных сфер общественной жизни

от техники, ее способности внести сугубо рациональное начало в стихию

рыночного хозяйства.

В эскизе "постиндустриального общества" Дэниел Белл / 4/ стремится

обосновать ценностный подход к проблемам техники и дать многостороннюю

характеристику общественной жизни. Однако политическо-идеологические,

духовно-ценностные явления истолковываются им в качестве автономных и

рядоположенных "факторов", которые хотя и зафиксированы, но не включены в

целостную, из единого принципа развитую систему понимания общественной

жизни. Характерно, что потерпев неудачу в попытке создать законченную

социологическую теорию, Белл в своих наилучших работах ставит под сомнение

саму возможность целостного взгляда на общество и ограничивается описанием

отдельных сфер и подсистем общественного организма.

В работах Д.Белла, Г.Канэ, Б.Брюса-Бричса, Э.Тофлера, Е.Моссуды,

А.Турена /4/ и других западных ученых фиксируются современные достижения

науки, техники и технологии и в то же время формируются утопические модели

якобы вечного капиталистического общества. "Можно выйти за пределы

индустриального общества, - отмечает, например А.Турен в книге "Пост

социализм", - не выходя за рамки капитализма". Подобного рода суждения

обуславливаются самой природой сильного мира капитализма, находящегося в

зените своего развития.

Практически все современные капиталистические концепции будущего

основаны на схеме постиндустриального общества Д.Белла. В серии работ он

предлагает такую сравнительную схему, в которой в соответствии со способами

производства (технологическими) определены сферы экономической

деятельности, методы и так далее.

Он выделяет три типа технологического способа производства:

доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный. Переход от

индустриального к постиндустриальному обществу осуществляется в ходе

микроэлектронной революции (иначе ее называют компьютерной,

информационной). Преобразуемыми источниками выступают соответственно

природные силы (ветер, вода и т.п.), вторичные, добываемые источники

энергии(электричество, нефть, газ, уголь и т.п.) и информация, а видами

технологии – ремесла, машинная технология(т.е. основанная на машинной

технике) и интеллектуальная (информационная) технология. Экономический

сектор постиндустриального общества включает третичную (услуги, транспорт,

утилизация отходов), четвертичную (торговля, финансы, страхование) и

пятиричную (здравоохранение, научные исследования, государственное

управление) сферы деятельности как ведущие по отношению к добывающей и

обрабатывающей деятельности.

Д.Белл и его последователи стоят не только за сохранение, но и за

усовершенствование реального подчинения труда капиталу. Доминирующим в

западных концепциях является взгляд на человека как на автоматизированную

единицу постиндустриального общества, человека, даже в производственной

деятельности обреченного на одиночество, поскольку центром работы и

источником досуга в будущем окажется дом. "Концепция деятельности вокруг

компьютера, - отмечает А.Кинг, - будет способствовать тому, что семья

окажется прикованной к одному месту, как это сейчас имеет место во многих

случаях с телевизором, однако в гораздо большей степени"/3/.

При анализе изменений, протекающих в материальном производстве,

западная социологическая мысль в качестве предмета исследования берет лишь

технологический способ производства. Вне поля ее исследований остается

структура производственных отношений, образующих экономическую структуру

любого доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества.

На современном этапе развития материального производства многие

буржуазные ученые осознают необходимость анализа происходящих социальных

процессов и прогнозирования будущего. Однако, констатируя реально

существующие проблемы, признавая необходимость качественных преобразований

в социальном организме, они высказывают различные идеи, идущие в разрез с

теоретическими условиями науки об обществе.

2.3 Влияние техники на человека

Н.Бердяев считает, что человечество стоит перед основным парадоксом:

"без техники невозможна культура, с нею связано самое возникновение

культуры, и окончательная победа техники в культуре, вступление в

техническую эпоху влечет культуру к гибели" /6/. В культуре всегда есть два

элемента – элемент технический и элемент природно-органический. И

окончательная победа элемента технического над элементом природно-

органическим означает перерождение культуры во что-то иное, на культуру уже

не похожее. "Романтизм есть реакция природно-органического элемента

культуры против технического его элемента" /6/. Поскольку романтизм

восстает против классического сознания, оно восстает против преобладания

технической формы против природной. "Возврат к природе есть вечный мотив в

истории культуры, в нем чувствуется страх гибели культуры от власти

техники, гибели целостной человеческой природы" /6/. Техническая эпоха

требует от человека фабрикации продуктов, и при том в наибольшем количестве

при наименьшей затрате сил. Человек делается орудием производства

продуктов. "Вещь ставится выше человека" /6/.

Техника раскрывает новую ступень действительности, и эта

действительность есть сознание человека, результат прорыва духа в природу и

внедрение разума в стихийные процессы.

И вот трагедия в том, что "творение восстает против своего творца,

более не повинуется ему" /6/. Мы это видим во всех процессах рационализации

в техническую эпоху, когда человек заменяется машиной. техника заменят

органически-иррациональное организованно-рациональным. Но она порождает

новые иррациональные последствия в социальной жизни. Так рационализация

промышленности порождает безработицу, величайшее бедствие нашего времени.

Труд человека заменяется машиной, что есть положительное завоевание,

которое должно было бы уничтожить рабство и нищету человека. Но машина

совсем не повинуется тому, что требует от нее человек, она диктует свои

законы. "Человек сказал машине: ты мне нужна для облегчения моей жизни, для

увеличения моей силы, машина же ответила человеку: а ты мне не нужен, я без

тебя все буду делать, ты же можешь пропадать" /6/. Система Тейлора есть

крайняя форма рационализации труда, но она превращает человека в

усовершенствованную машину. Машина хочет, чтобы человек принял ее образ и

подобие. "Но человек есть образ и подобие Бога и не может стать образом и

подобием машины, не перестав существовать. Самый дух, создавший технику и

машину, не может быть технизирован и машинизирован без остатка, в нем

всегда останется иррациональное начало" /6/. Но техника, по мнению

Н.Бердяева, хочет овладеть духом и рационализировать его, превратить в

автомат, поработить его. И это "титаническая борьба человека и

технизируемой им природы".

Сначала человек зависел от природы и зависимость эта была растительно-

животной. Но вот начинается новая зависимость человека от природы, от новой

природы, технически-машинная зависимость. В этом вся мучительность

проблемы. Организм человека был приспособлен к старой природе. Это было

приспособление растительно-животное. Но человек совсем еще не приспособился

к той новой действительности, которая раскрывается через технику и машину,

он не знает, в состоянии ли будет дышать в новой электрической и

радиоактивной атмосфере, в новой холодной, металлической действительности,

лишенной душевной теплоты. "Мы совсем еще не знаем, на сколько

разрушительна для человека та атмосфера, которая создается его собственными

техническими открытиями и изобретениями"/6/.

Техника дает человеку "чувство страшного могущества, и она есть

порождение воли к могуществу и к экспансии" /6/. Новая форма массовой

организации жизни, эта технизация жизни разрушает красоту старой культуры,

старого быта. Массовая техническая организация жизни уничтожает всякую

индивидуализацию, всякое своеобразие и оригинальность, все делается

безлично-массовым, лишенным образа. Производство в эту эпоху массовое и

анонимное.

Техника наносит удары гуманизму, гуманистическому миросозерцанию,

гуманистическому идеалу человека и культуры. Машина о природе своей

антигуманистична. "Техническое понимание науки совершенно противоположно

гуманистическому пониманию науки и вступает в конфликт с гуманистическим

пониманием полноты человека" /6/. Техника, по мнению Бердяева, менее опасна

для духа, хотя это на первый взгляд может удивить. В действительности можно

сказать, что мы живем в эпоху техники и духа. "Религиозный смысл

современной техники именно в том, что она все ставит под знак духовного

вопроса, а потому может привести и к одухотворению. Она требует напряжения

духовности" /6/.

Техника перестает быть нейтральной, она делает человека космиургом. По

сравнению с орудиями, которые современная техника дает в руки человека,

прежние его орудия кажутся игрушечными. Это особенно видно на технике

войны. Разрушительная сила прежних орудий войны была очень ограничена, все

было очень локализовано. Старыми пушками, ружьями и саблями нельзя было

истребить большой массы человечества, уничтожить большие города,

подвергнуть опасности самое существование культуры. Между тем как новая

техника дает ему эту возможность. И во всем техника дает человеку страшную

силу, которая может стать истребительной. Скоро мирные ученые смогут

производить потрясения не только исторического, но и космического

характера. Небольшая кучка людей, обладающая секретом технических

изобретений, сможет тиранически держать в своей власти все человечество.

Это вполне можно себе представить. Но когда человеку дается сила, которой

он может управлять миром и может истребить значительную часть человечества

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты