международных конфликтов. Нарушители этого императива независимо от того,
какие цели они преследуют, должны рассматриваться как совершившие
преступление перед человечеством.
Целью внедрения экологического императива в сознание человечества
является достижение коэволюцни Природы и Разума человека. Это поистине
историческая задача, ибо только ее решение способно обеспечить выживание
человека как биологического вида и переход в состояние ноосферы. Человек
станет ответственным за развитие биосферы и общества, научится направлять
это развитие. Для этого необходимо коренное изменение характера и типа
мышления сотен миллионов людей на всей планете, отказ от идеи примитивного
антропоцентризма, когда человеческие потребности могли удовлетворяться за
счет бесконечного расширения масштабов использования природы. Темпы
развития технико-технологической грани цивилизации оказались гораздо выше,
чем естественная эволюция биосферы н самосознание человека. Образно говоря,
руки человечества опередили его мозг н природу. Гармонизация этих отношений
на основе международных программ – задача номер один.
В свое время Ф. М. Достоевский рассматривал историю человечества как
путь от неосознанного “быть”, через осознанное “иметь” к осознанному
“быть”. Разумеется, здесь нет, да и не может быть никаких гарантий, ибо
хитрость Разума и ирония Истории всегда будут спутниками человечества.
Наивно было бы в очередной раз уповать на грядущий золотой век. Среди людей
всегда будут “правильные” и “неправильные”, идущие в стаде и своим, особым
путем. Речь не может идти о выведении особой породы “нового человека”,
который разом преодолеет все несовершенства мира, решит все глобальные
проблемы н т. д. Размышляя над современностью н будущим, приходится все
чаще вспоминать слова Фауста, сказавшего перед смертью, что жизнь и свободу
заслуживает лишь тог, кто “вседневно н ежегодно” живет “трудясь, борясь,
опасностью шутя”. В этом бесконечном движении рождаются мудрость и радость
– вечные спутники философствования.
ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИД
Понятие личности
Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В
русском языке издавна употребляется термин “лик” для характеристики
изображения лица на иконе. В европейских языках слово “личность” восходит к
латинскому понятию “персона”, что означало маску актера в театре,
социальную роль и человека как некое целостное существо, особенно в
юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть
свободным человеком. Выражение “потерять лицо”, которое есть во многих
языках, означает утрату своего места н статуса в определенной иерархии.
Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие
личности связывается не только н не столько с лицом человека, но и со всем
телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так
как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно
понятие “жизненность, куда входят н телесные н духовные качества индивида.
Как в восточном, так н в западном мышлении сохранение своего “лица”,
т. е. личности – это категорический императив человеческого достоинства,
без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В
конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей,
ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества,
которые могут стереть человека с лица Земли.
Интересно отметить, что латинский термин “homo” восходит к понятию
“гумуса” (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских
языках “man” производится от “manus” (рука). В русском языке слово
“человек” имеет корень “чело”, т. е. лоб, верхняя часть человеческого
существа, приближающая его к Творцу. Следовательно, даже этимологически
личностные характеристики человека несут разную смысловую нагрузку в
зависимости от той или иной культуры и цивилизации
Индивид
Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы
личности, является “индивид”. Дословно оно означает неделимую дальше
частицу какого-то целого. Этот своеобразный “социальный атом”, отдельный
человек рассматривается не только как единичный представитель рода
человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая
н абстрактная, характеристика человека, говорящая лишь о том, что он
отделен (прежде всего телесно) от других индивидов. Отдаленность не
составляет его существенную характеристику, ибо отделены друг от друга н в
этом смысле “индивндны” все объекты во Вселенной. В истории философии и
социально-политической мысли известен индивидуализм – фнлософско-этнческая
концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной
общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.
Человек в различных вариантах индивидуализма понимается как
противостоящий миру в целом, а его сознание – как единственная реальность,
что логически ведет к субъективизму н солипсизму. Исторически индивидуализм
возник в классовом обществе, преодолевающем нормы родовой общности н
делающем человека самоцелью развития. В этом смысле индивидуализм был
противоположностью коллективизму и особенно псевдоколлектнвнстскнм
концепциям казарменного коммунизма.
Гораздо более содержателен другой термин “индивидуальностью,
обозначающий уникальность н неповторимость человека во всем богатстве его
личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь,
“случайный индивид” (Маркс), потом как социальный индивид,
персонифицированная социальная группа (сословный индивид) н затем как
личность. В последней своей ипостаси человек как бы вбирает в себя все
многообразие социальных связей н отношений. “...Сущность “особой
личности”,– писал К. Маркс,– составляет не ее борода, не ее кровь, не ее
абстрактная физическая природа, а ее социальны качество...” Вместе с тем,
свойства личности не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Личность
тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено
всеобщих, общечеловеческих характеристик. Индивидуальные свойства личности
– это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т. е. свойства,
характеризующие его как личность.
Индивидуальность – не просто “атомарность” человека, скорее
характеристика его единичности н своеобразия, выводящего за рамки этой
единичности. Иначе индивидуальность человека не отличалась бы от
индивидуальности, скажем стула или стола. Это не является “заслугой”
человека и “самость” не является нашей собственностью. Как хорошо сказал
современный немецкий философ 10. Хабер-мае, “моя концепция меня самого”
имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и
как именно эта индивидуальная личность.
С другой стороны, не менее справедливо утверждение, что человек есть
множественность и у него, как считает, например, Г. И. Гурджнев, “нет
индивидуальности... нет единого большого “Я”. Человек разделен на множество
малых “я”. Современный еврейский религиозный мыслитель Мартин Бубер говорит
так: “Личность видит самое себя. Индивидуальность занята своим мое: мой
характер, моя раса, мое творчество, мой гений”. Стало быть, для личности
характерно утверждение: “я есть”, а для индивидуальности - “я такова”.
Наверно прав и Оскар Уайльд, утверждавший, что душа человека непознаваема:
“Ты сам – последняя из всех тайн”.
Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо обратиться к проблеме
генезиса; происхождения личностных особенностей человека. Прежде всего
возникает вопрос - когда рождается личность, что этому способствует или
препятствует? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин “личность” не
приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды (за исключением так
называемых сиамских близнецов) и как индивидуальности. Под последним
понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым
образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.
Это относится и к врожденным особенностям биохимических реакций,
физиологических параметров, готовности мозга к восприятию внешнего мира и
т. д. При рождении, все дети не только разные, но и уникальные, ибо даже
однояйцевые близнецы различаются по ряду существенных признаков. Получение
генетической копии - двойника человека – в принципе, видимо, возможно уже к
концу XX в., но потребует еще огромных усилий специалистов по генной
инженерии и биотехнологии н вызовет массу сложнейших этических проблем.
В последние годы большое внимание уделяется так называемой
пренатальной общности, т. е. формированию особых отношений между матерью и
плодом. Пренатальная общность ограничена во времени зачатием н рождением н
включает в себя все связи н отношения с миром, реальные н воображаемые, в
которых находится женщина, ожидающая ребенка. Следует отметить, что границы
препатальпого возраста (зачатие – рождение) задаются существующей культурой
и не являются раз и навсегда жестко определенными. В восточных цивилизациях
считается, что “присутствие” человека в мире начинается еще за год до его
зачатия.
Как предполагается, плод предпочтительнее и быстрее осваивает те
воздействия, которые обращены непосредственно к нему. Мать, субъективно
обособляя ребенка, вступая в отношения с ним как с Другим, соединяет его с
миром, готовит предпосылки для его связей с будущей средой. На втором
месяце внутриутробной жизни развивается центральная (ЦНС) и периферическая
нервная система, полуторамесячный эмбрион реагирует на боль, отстраняется
от света, направленного на живот матери, прикосновения к подошвам, в шесть-
семь недель возникает орган вкуса (позднее он начинает ощущать вкус и запах
околоплодных вод). Пятимесячный эмбрион слышит громкие крики, “пугается”,
“сердится”, “грозит”, реагирует на слова и ласки, изменяет поведение в
зависимости от настроения матери. С шести месяцев, согласно Верни, берет
свой отсчет интеллектуальная и эмоциональная жизнь ребенка. Его поведение в
этот период изменяется в ответ на голос матери н отца, эмбрион способен
увязать свое поведение со знакомым голосом, способен даже к опережающему
отражению в своем поведении; он “знает”, какие движения вызовут чувство
удовольствия, какие – неудовольствия.
Иными словами, многие предпосылки личностного развития .закладываются