подход в деле воспитания. "Пусть учитель спрашивает с ученика
не только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его
и судит о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти
своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо
ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит
ко множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли
ученик как следует и в какой мере усвоил это; и в последова-
тельности своих разъяснений пусть он руководствуется примером
Платона. Если кто изрыгает пищу в том самом виде, в каком
поглотил ее, то это свидетельствует о неудобоваримости пищи и
о несварении желудка. Если желудок не изменил качества и фор-
мы того , что ему надлежало сварить, значит, он не выполнил
своего дела.
Пусть он заставит ребенка пройтись перед ним и таким обра-
зом получит возможность судить о его походке, а следовательно,
и о том, насколько ему самому нужно умерить себя, чтобы прис-
пособиться к силам ученика. Не соблюдая здесь соразмерности,
мы можем испортить все дело; уменье отыскать такое соответс-
твие и разумно его соблюдать - одна из труднейших задач,какие
только я знаю. Способность снизойти до влечений ребенка и ру-
ководить ими присуща лишь душе возвышенной и сильной. Что до
меня, то я тверже и увереннее иду в гору, нежели спускаюсь с
горы." Становится ясным, почему при просвещении современными
учителями многочисленных учеников, при преподнесении им одина-
кового урока и требовании от них одинакового поведения (хотя
способности каждого из них отличаются от способностей другого)
среди большого числа обучающихся находится один, два, для ко-
торых обучение действенно, которые извлекают пользу из подоб-
ного преподавания. Монтень акцентирует также и практическую
направленность воспитания. "Хотел бы я поглядеть, как Палюэль
или Помпей - эти превосходные танцовщики нашего времени - стали
бы обучать пируэтам, только проделывая их перед нами и не сдви-
гая нас с места.Точно так же многие наставники хотят образовать
наш ум, не будоража его. Можно ли научить управлять конем,
владеть копьем, лютней или голосом, не заставляя изо дня в
день упражняться в этом, подобно тому как некоторые хотят нау-
чить нас здравым рассуждениям и искусной речи, не заставляя
упражняться ни в рассуждениях, ни в речах? А между тем при
воспитании в нас этих способностей все, что представляется на-
шим глазам, стоит назидательной книги; проделка пажа, тупость
слуги, застольная беседа - все это новая пища для нашего ума.
В этом отношении особенно полезно общение с другими людьми,
а также поездки в чужие края, не для того, разумеется, чтобы,
следуя обыкновению нашей французской знати, привозить с собой
оттуда разного рода сведения о том, например, сколько шагов
имеет в ширину церковь Санта-Мария Ротонда, или до чего рос-
кошны панталоны синьоры Ливии, или, подобно иным, насколько
лицо Нерона на таком-то древнем изваянии длиннее и шире его же
изображения на такой-то медали, но для того, чтобы вывезти от-
туда знание духа этих народов и их образа жизни, и для того
также, чтобы отточить и отшлифовать свой ум в соприкосновении
с умами других. Я бы посоветовал посылать нашу молодежь за
границу в возможно более раннем возрасте и, чтобы одним ударом
убить двух зайцев, именно к тем из наших соседей, чья речь на-
именее близка к нашей, так что если не приучить к ней свой
язык смолоду, то потом уж никак ее не усвоить."
Мне кажется, что подобный подход в воспитанию заслуживает
достаточно внимательного изучения, ибо не только в средневе-
ковье, но и в наши дни достаточно распространена ситуация,
когда искания ума человеческого либо вообще отсутствуют, либо
направлены далеко не в сторону познания истинных ценностей.
6. ОБ УЧЕНОСТИ
Монтень выступает и против самоценности знаний, против пе-
дантов, защищающих сухое начетничество."Мои земляки перигорцы
очень метко называют таких ученых мужей "окниженные", то есть
те, кого наука как бы оглушила, стукнув по черепу. И действи-
тельно, чаще всего они кажутся нам пришибленными, лишенными
даже самого обыкновенного здравого смысла. Возьмите крестьяни-
на или сапожника: вы видите, что они просто и не мудрствуя лу-
каво живут помаленьку, говоря только о тех вещах, которые им в
точности известны. А наши ученые мужи, стремясь возвыситься
над остальными и щегольнуть своими знаниями, на самом деле
крайне поверхностными, все время спотыкаются на своем жизнен-
ном пути и попадают впросак. Они умеют красно говорить, но
нужно, чтобы кто то другой применил их слова на деле." Мне ос-
тается только добавить здесь, что сегодня подобные ученые му-
жи, о которых говорит Монтень, достаточно "адаптировались" в
жизни и "попадают впросак" ничуть не чаще, чем остальная часть
человечества. Вот что значит прогресс!
Делая вывод о сомнительности самоценного приобретения зна-
ний, Монтень приводит в пример Спарту, где общее воспитание
считалось важнее, чем овладение многочисленными конкретными
знаниями. "Многочисленные примеры, которые являют нам и это
управляемое на военный лад государство, и другие подобные ему,
заставляют признать, что занятия науками скорее изнеживают ду-
ши и способствуют их размягчению, чем укрепляют и закаляют их.
Самое мощное государство на свете, какое только известно нам в
настоящее время, это империя турок, народа, воспитанного в
почтении к оружию и в презрении к наукам. Я полагаю, что и Рим
был гораздо могущественнее, пока там не распространилось обра-
зование. И в наши дни воинственные народы являются вместе с
тем и самыми дикими и невежественными. Доказательством могут
служить также скифы, парфяне, Тамерлан. Во время нашествия го-
тов на Грецию ее библиотеки не подверглись сожжению только
благодаря тому из завоевателей, который счел за благо оставить
всю эту утварь, как он выразился, неприятелю, дабы она отвлек-
ла его от военных упражнений и склонила к мирным и оседлым за-
бавам..." Наш мир еще не идеален, и остается только надеяться,
что времена, когда укрепление души не науками, а подготовкой к
войне станет жизненно необходимым, канули в Лету. На первый
взгляд может показаться, что Монтень несколько негативно отно-
сится к науке, однако это совсем не так:
" Я люблю и почитаю науку, равно как и тех, кто ею вла-
деет. И когда наукой пользуются как должно, это самое благо-
родное и великое из достижений рода человеческого. Но в тех (а
таких бесчисленное множество), для кого она главный источник
самодовольства и уверенности в собственном значении, чьи поз-
нания основаны лишь на хорошей памяти, кто все черпает только
из книг, в тех, осмелюсь сказать, я ненавижу ученость даже
несколько больше, чем полное невежество. В нашей стране и в
наше время ученость может быть полезной для кармана, но душе
она редко что-либо дает - ( насколько актуально для сегод-
няшней России! - прим.С.Г.).Для слабой души она является тяже-
лым и труднопереваримым материалом, отягощает и губит ее. Души
возвышенные она еще больше очищает, просветляя и утончая их до
того, что в них уже как бы ничего не остается. Ученость как
таковая , сама по себе, есть нечто безразличное. Для благород-
ной души она может быть добавлением очень полезным, для ка-
кой-нибудь иной - вредоносным и пагубным."
Наука, философия, должна, по мнению Монтеня, вызывать у
обучающихся ей радость, удовлетворение.
"Глубоко ошибаются те. кто изображает ее недоступною для
детей, с нахмуренным челом, с большими косматыми бровями, вну-
шающими страх. Кто напялил на нее эту обманчивую маску, такую
тусклую и отвратительную! На самом деле не сыскать ничего дру-
гого столь милого, бодрого, радостного, чуть было не сказал
шаловливого..."
7. СКЕПТИЦИЗМ - ЗА И ПРОТИВ
Одна из глав первой книги "Опытов" озаглавлена "Безумие су-
дить, что истинно и что ложно, на основании нашей осведомлен-
ности". Это одно из выражений известного скептицизма, пирро-
низма (по имени древнего философа-скептика Пиррона) Монтеня,
считающего, что судить даже о самом достоверном следует с
очень большой осторожностью. " Самый мудрый человек в мире на
вопрос, что он знает, ответил, что знает только то, что он ни-
чего не знает. Большая часть того, что мы знаем, представляет
собой лишь ничтожную долю того, что мы знаем." Чтобы правильно
понять суть монтеневского скептицизма, не нужно воспринимать
его как оторванную от исторической эпохи философию знания
вообще. Критика Монтеня была направлена не против разума
вообще, а против средневековой схоластики, которая могла пре-
красно разрабатывать абстрактные логические схемы, но не
могла работать с конкретным знанием, не могла идти к общему
от частного, от конкретного опыта.
"В мире зарождается очень много злоупотреблений, или, го-
воря более смело, все в мире злоупотребления возникают оттого,
что нас учат боязни открыто заявлять о нашем невежестве и что
мы якобы должны принимать все, что не в состоянии опроверг-
нуть. Обо всем мы говорим наставительно и уверенно. По римско-
му праву требовалось, чтобы свидетель, даже рассказывая о том,
что он видел собственными глазами, и судья, даже вынося поста-
новление о том, что он доподлинно знал, употребляли формулу:
"Мне кажется". Начинаешь ненавидеть все правдоподобное, когда
его выдают за нечто непоколебимое. Я люблю слова, смягчающие
смелость наших утверждений и вносящие в них некую умеренность:
"может быть", "по всей вероятности", "отчасти", "говорят", "я
думаю" и тому подобные. И если бы мне пришлось воспитывать де-
тей, я бы так усердно вкладывал им в уста эти выражения, сви-
детельствующие о колебании, а не о решимости: "что это зна-
чит", "я не понимаю", "может быть" - что они и в шестьдесят
лет стали бы держаться, как ученики, вместо того, чтобы изоб-
ражать, как это у них в обычае, докторов наук, едва достигнув
десятилетнего возраста. Если хочешь излечиться от невежества,
надо в нем признаться. В начале всяческой философии лежит
удивление, ее развитием является исследование, ее концом -
незнание. Надо сказать, что существует незнание, полное силы и
благородства, в мужестве и чести ничем не уступающее знанию,
незнание, для постижения которого надо ничуть не меньше зна-
ния, чем для права называться знающим..."
На мой взгляд, в большинстве случае действительно излишней
является абсолютная уверенность в чем-либо, однако существует
возможность расммотреть этот вопрос и с несколько иной пози-
ции. Не обсуждая проблему познаваемости истины, наверное, воз-
можно оговорить достаточно корректно некое значение, приписы-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8