Что такое свобода личности и в чем смысл жизни?

человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и

потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с

другими людьми.

При философском исследовании человека существует и биосоциальная

проблема. Она имеет большое значение для практики воспитания, поскольку

характеризует природу человека.

Биосоциальная проблема- это проблема соотношения и взаимодействия

социального и биологического, приобретенного и унаследованного,

«культурного» и «дикого» в человеке.

Под биологическим в человеке принято понимать анатомию его тела,

физиологические процессы в нем. Биологическое образует природные силы

человека как живого существа. Биологическое сказывается на индивидуальности

человека, на развитие его некоторых способностей- наблюдательность, формы

реакции на внешний мир. Все эти силы передаются от родителей и дают

человеку саму возможность существования в мире.

Под социальным в человеке философия понимает, прежде всего, его

способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность,

и отношение к внешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе составляет

социальные силы человека. Они приобретаются им в обществе через механизмы

социализации, т.е. приобщения к миру культуры как кристаллизации духовно-

практического опыта человечества, и реализуются в ходе разнообразной

деятельности.

Распространено три позиции по вопросу соотношения социального и

биологического.

Первый подход- это биологизаторская трактовка человека (З.Фрейд,

Ф.Гальтон). Основными в человеке предлагается считать его природные

качества. Все, что есть в поведении и действии людей, - все это обусловлено

их наследственными генетическими данными.

Второй подход представляет собой преимущественно социологизаторскую

трактовку человека (Т.Мор, Т. Кампанелла). Его сторонники либо полностью

отрицают биологическое начало в человеке, либо явно недооценивают его

значение.

Третий подход в решении биосоциальной проблемы старается избежать выше

названные крайности. Эта позиция характеризуется стремлением рассматривать

человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального

начал. Признается, что человек одновременно живет по законам двух миров-

природного и социального. Но подчеркивается, что основные качества

(способность мыслить и практически действовать) имеют все же социальное

происхождение.

В ХХ в. биологическое начало в человеке весьма быстро изменяется под

активным воздействием неблагоприятных социальных, технологических и

экологических факторов. Эти изменения все чаще носят негативный характер.

Природное в человеке- необходимое условие развития в индивиде его

социальных качеств. Суть биосоциальной проблемы состоит в том, что человек,

чтобы остаться человеком, должен сохранить свою биологическую природу как

основу существования. Задача заключается в том, чтобы совместить природное

и социальное в человеке, привести их в состояние согласия и гармонии.

З.Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между

непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Термин

«психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между

разными аспектами личности. В представлении, согласно которому личность

является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом

конфликте, выражена суть психодинамического подхода. Понятие динамики

применительно к личности подразумевает, что поведение человека является

скорее детерминированным, чем произвольным или случайным. Это подчеркивает

значение бессознательных психических процессов в регуляции поведения

человека.

Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и

суперэго. Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее

как некоторые процессы, чем как особые «структуры» личности. Ид означает

исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид

функционирует целиком в бессознательном. Эго - это компонент психического

аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и

удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми

внешним миром. Это помогает обеспечивать безопасность и самосохранение

организма. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он

должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми,

что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе социализации

– посредством формирования суперэго. Это последний компонент личности,

представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов

поведения.

Ни один теоретик не смог настолько выразительно обрисовать социальные

детерминанты личности, как Эрих Фромм. Как представитель гуманистического

направления, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято

только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент

истории. С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического

взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм

и предписаний. Он подчеркивал роль социологических, политических,

экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании

личности.

С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит

болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных,

политических, религиозных, экономических ограничений потребовала

компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму.

Пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных

трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и

автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и

общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и

иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и

связанными с другими людьми.

Многие люди избавляются от одиночества путем абсолютного подчинения

социальным нормам, регулирующим поведение. «Индивидуум прекращает быть

собой, он превращается в такой тип личности, какого требует модель

культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других – таким, каким

они хотят его видеть». Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности

прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей.

Как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся

неотличимыми от своего окружения.

Однако Фромм считал, что люди могут быть автономными и уникальными, не

теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Этот вид

свободы он называл «позитивной свободой». Достижение такой свободы требует

от людей спонтанной активности в жизни. В своей книге «Искусство любви»

Фромм подчеркивал, что любовь и труд – это ключевые компоненты, с помощью

которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления

спонтанной активности. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с

другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или

целостности.

В качестве альтернативы психоанализу Фрейда и бихевиоризму под

руководством А.Маслоу была разработана в начале 60-х годов гуманистическая

психология личности. Она уходит корнями в экзистенциальную философию,

разработанную С.Кьеркегором, К.Ясперсом, М.Хайдеггером, Ж-П Сартром.

Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных

факторов, либо влияния окружающей среды, экзистенциалисты подчеркивают идею

о том, что в конце концов каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем

становимся. Каждому из нас брошен вызов – мы все стоим перед задачей

наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Люди осознают, что они

в ответе за свою судьбу и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество и

тревогу. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и

мудрым.

Очень важна у гуманистических психологов концепция становления.

Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе

становления.

С экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного

существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических

потребностей. Будет ошибкой, если люди откажутся от возможности сделать

каждый момент своего бытия максимально насыщенным и наилучшим образом

выявить свои способности. Тот, кто отказывается принять вызов и создать

достойную жизнь, совершает предательство. Тот, кто предал свою человеческую

сущность, не в состоянии решить основные вопросы своего существования.

Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление

своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они

ответственны за одну человеческую жизнь – свою собственную. Избегать

свободы и ответственности – значит быть не подлинным, вести себя

предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности.

Часть 2.СВОБОДА ЛИЧНОСТИ

Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях, их

нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое

проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме

коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может

выступать и как самобытная индивидуальность.

В современных условиях ускоренного развития цивилизации роль личности

в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает

проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

Первая попытка обоснования точки зрения взаимосвязи свободы и

необходимости ее признания, их органической взаимосвязи принадлежит

Спинозе, который определил свободу как познанную необходимость. Спиноза

отрицает «свободу воли». Весь конечный порядок причинно обусловлен и

предрасположен быть таким, каков он есть. Тем не менее Спиноза признает,

что мы обладаем опытом свободы, особенно в виде свободы от внешнего

принуждения. Он говорит также о свободе духа и о подчинении эмоций разуму –

о свободе, отвечающей различению между рациональным познанием мирового

порядка и «воображением», непосредственно возникающим из ощущений.

Понимание и разум выступают в роли естественного средства раскрыть перед

личностью более высокие возможности, имманентные природе как целому и – в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты