некотором смысле – ею обусловленные. Жизнь в «повиновении разуму» приводит
к согласию между всеми человеческими индивидуумами.
Свобода принадлежит не к области волевого или нравственного
индетерминизма, но к интеллектуальному постижению присущих мировому порядку
возможностей. Вопрос, оставленный Спинозой без ответа: возможны ли такое
совершенствование и приносимая им свобода для всех человеческих существ?
Развернутая концепция диалектического единства свободы и
необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное,
диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости
исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и
сознания человека - как вторичного производного.
В обществе свобода личности ограничивается интересами общества.
Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с
интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных
законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать
интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени
общества.
В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы
личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных
организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности,
которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно
охраняются.
Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем
мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на
данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются
их интересы, права и свободы.
Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как
свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность
несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.
Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое
социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству
в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в
социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению
обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и
одновременно социальной и моральной ответственности каждого.
В праве гражданская, административная и уголовная ответственность
устанавливается не только формальным путем выяснения состава преступления,
но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени
сознания вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовую
ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества
в целом и в конечном счете понимания законов поступательного развития
истории.
Сущностные силы человека создают ему все необходимые субъективные
возможности для того, чтобы быть свободным, т.е. действовать в мире по
своему усмотрению. Они позволяют ему ставить под разумный контроль себя и
окружающий мир, выделяться из этого мира и расширять сферу собственной
деятельности. В этой возможности быть свободным и коренятся истоки всех
триумфов и трагедий человека, всех его взлетов и падений.
Свобода рассматривается в соотнесении с необходимостью (законами), с
произволом, анархией, равенством и справедливостью. Исследовался и диапазон
свобод человека: политическая, экономическая, духовная, познавательная и
др. свобода. Позитивный итог этих размышлений, что свобода не может быть
чисто отрицательным, бессодержательным понятием, произволом выбора, фактом,
нарушающим законы природы и социальной жизни.
Логикой своего существования и характером собственной деятельности
каждый человек погружен в поток истории. Бытие человека в этом потоке
противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.
Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который
настойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности, их
последовательность. Он несвободен так как всегда существуют ограничители
его деятельности- уровень физических сил и умственных способностей,
технических возможностей, характер общественного строя и т.д. Он несвободен
еще и потому, что существует так называемое отчуждение человека, которое
проявляется во все времена и существует в различных формах.
Отчуждение означает что, продукты деятельности человека выходят из-под
его контроля и превращаются во внешнюю и неподвластную ему силу. Отчуждение
означает чуждость, внешность мира и даже его враждебность. Отчуждение- это
как бы утрата мира человеком и превращение этого мира в бесчеловечный мир.
Проблема отчуждения является вечной проблемой для человеческого общества.
Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельное
распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути.
Кратко говоря, свобода- это не рабство, раскрепощенность человека. Она
означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как
природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в
соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода – это
постоянный выбор.
«- Выбор. Волшебный резец, при помощи которого жизнь обретает форму.
Но если мы боимся выбрать что-нибудь иное, чем то, что уже имеем, какая
от него польза?
- Кто боится его применять? Что в нем такого страшного?
- Он делает нас другими!
- Да ладно…
- Хорошо, откажись от выбора. Всю жизнь делай только то, что делают
другими. Как это будет выглядеть?
- Я иду в школу.
- Да. И?
- Я получаю образование.
- Да. И?
- Я устраиваюсь на работу.
- Да. И?
- Я женюсь.
- Да. И?
- У меня появляются дети.
- Да. И?
- Я помогаю им делать уроки.
- Да. И?
- Я выхожу на пенсию.
- Да. И?
- Я умираю.
- Подумай, какими будут твои последние слова.
- Он подумал.
- «Ну и что?»
- Верно, хоть ты и делаешь все, чего от тебя ожидают другие, ведешь себя,
как подобает законопослушному гражданину, идеальному мужу и отцу,
голосуешь на выборах, принимаешь участие в благотворительности, любишь
животных. Ты живешь так, как от тебя требуют, и умираешь с вопросом «Ну и
что?»
- Хм.
- Потому что в твоей жизни не было выбора, Дикки! Ты никогда не хотел что-
либо изменить, никогда не искал то, что на самом деле любил, поэтому
никогда этого не имел, ты никогда не бросался очертя голову в мир,
который значил для тебя больше всего, никогда не сражался с драконами,
боясь, что они тебя съедят, никогда не взбирался по скалам, изо всех сил
удерживаясь над тысячефутовой пропастью разрушения, потому что это была
твоя жизнь и ты должен был ее сохранить! Выбор, Дикки! Выбери то, что
любишь, и преследуй это на максимальной скорости, и я – твое будущее –
обещаю, что ты никогда не умрешь со словами «Ну и что?»
- Что из этого, если я научусь делать свой выбор, независимо от мнения
других, и это приведет мой корабль на рифы. Спасет ли меня твой волшебный
меч?
- Дикки, когда это безопасность стала твоим основным стремлением? Бегство
от безопасности – вот единственный способ превратить твои последние слова
из «Ну и что?» в ДА! Отказ от безопасности не означает саморазрушение.
Никто не садится в боевой самолет, вначале не научившись летать на
учебном. Маленькие решения, незначительные приключения до того, как
перейдешь к важным. И в один момент ты вспомнишь: это мой выбор! Я
построил эту жизнь! Я хотел ее больше всего на свете, я полз, я шел, я
бежал к ней, и вот она здесь![1]»
Cвобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна
иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол,
своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми т.е. в
негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека,
социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной
основы существования общества.
При совпадении интересов личности и общества в обретении свободы
понятие свободы должно быть дополнено идеей регулирования деятельности
людей. Государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а
при помощи экономического механизма и строгом соблюдении прав человека.
Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая, что
ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы
людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав
человека. Игнорирование или принижение прав личности ведет к неминуемой
деградации, как личности, так и общества.
Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в
котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата
за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего
она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в
разрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда
конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей.
Необходимо формирование подлинно гуманистических ценностей, выработка
привлекательного социального идеала, включающего как основной момент своего
содержания идею о свободе личности. При этом свобода личности должна
пониматься как взаимодействие гармонично развивающегося общества, в котором
учтены интересы всех его членов, и обладающей максимумом возможностей для
удовлетворения потребностей развития и самовыражения личностью.
Достижение идеала свободы возможно лишь при условии совершенствования
одновременно всех сторон личности и всех условий его социального бытия.
Дальнейшие направления исследования свободы личности как социального
феномена будут сопряжены с расширением и совершенствованием прав и свобод
личности на основе развитой экономики и политического плюрализма.
Свободная экономика, объединившись с правовым государством, основным
принципом которого станет социальная защита личности, обеспечение равенства
всех субъектов прав и свобод по отношению к закону, незыблемость свободы
личности, ее прав и интересов, взаимная ответственность государства и
личности создадут новый вариант демократического и гуманного общества,
способного воплотить в действительность свободу личности и всестороннее