Что такое свобода личности и в чем смысл жизни?

развитие человека.

Часть 3. СМЫСЛ И ЦЕЛЬ ЖИЗНИ

При изучении философской антропологии невозможно обойти вопрос о

смысле и цели человеческого существования. Если вопрос о соотношении духа и

природы, мышления и бытия называют основным вопросом философии, то вопрос о

смысле жизни можно назвать одним из основных «человеческих» вопросов,

который задает себе, наверное, каждый человек, не только философ.

На данный вопрос разные философские учения отвечают по-разному.

Представители идеалистических концепций обращают свой взор к Богу, духу,

идеям, представители материализма концентрируют внимание на объективной

действительности и реальной жизнедеятельности людей. До сих пор этот вопрос

остается открытым. На наш взгляд, он и останется таковым: каждая личность

должна решить и будет решать его по-своему.

Применительно к жизни отдельной личности данный вопрос имеет реальный

смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал для себя как-то на

этот вопрос, то само существование человека было бы действительно

бессмысленным. Ф.М.Достоевский по этому поводу сказал, что без твердого

представления себе, для чего ему жить, человек «не согласится жить и скорей

истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлебы».

Преобладающим направлением античных исследований является направление

«Смысл жизни - в самой жизни человека». Первоначально размытые, нечеткие

контуры этого направления по мере развития философской мысли становятся все

более определенными. Процесс их внутренней дифференциации постепенно

приобретает все более очевидное выражение. Выделяют подходы:

V Человек живет, чтобы чувствовать и наслаждаться (гедонистический

подход)

V Человек живет, чтобы быть счастливым (эвдеменистский подход)

V Человек живет, чтобы действовать (деятельностный подход)

V Человек живет, чтобы страдать и быть пассивным

Последний подход ближе к эпохе Нового Времени и философии Востока.

В античности считалось, что человек – существо природное. Этим и

объясняется преобладание данной парадигмы в том временном периоде: человек,

подобно растению и животному, должен жить, получать удовольствие, выполнять

свое предназначение – продолжить цикличность жизни.

В чем, на наш взгляд, отрицательная сторона жизни ради удовольствий:

без страданий, бездумно предаваясь чувственным наслаждениям, человек

оказывается рабом своих страстей, погоня за наслаждениями становится путем

к разврату и другим порокам. Насладившись одним, человек испытывает

потребность в более сильных наслаждениях, впечатлениях, которые могут быть

сопряжены с затратой значительных ресурсов, что может приводить к очень

серьезным последствиям.

Каков тут выход? Данная парадигма имеет право на существование,

необходима лишь поправка на «духовность» наслаждений.

Например, Эпикур, говоря об удовольствиях и наслаждении как цели жизни

человека, предлагает средство их достижения – добродетель. Так как

добродетель – это средство в отношении к удовольствию, то необходима

организация этих средств и искусное подчинение их желаний цели. А это и

есть дело разума, задача науки и мудрости. Эпикур и Сократ единодушно

признают тождество знания с добродетелью. Эпикур усматривает в знании

конкретное и осязаемое благо – удовольствие. Добродетель, знание, мудрость

– все они одинаково потеряли бы всякий смысл, если бы перестали доставлять

удовольствие.

Жить и действовать сегодня – жизнь и есть цель в каждый данный момент,

отмечает автор учебника «Основы философии»[2]. Никакой будущий рай на небе

или блага на земле не могут сами по себе придать ей смысл. Вместо того

чтобы поклоняться кумиру прогресса, а это уже мысль А.И.Герцена, - «не

проще ли понять, что человек живет не для совершения судеб, не для

воплощения идеи, не для прогресса, а единственно потому, что родился и

родился (как ни дурно это слово) для настоящего, что вовсе не мешает ему ни

получать наследство от прошедшего, ни оставлять кое-что по завещанию».

В эпоху Средневековья получает развитие парадигма «Смысл жизни – вне

жизни человека».

Социальным основанием, благоприятным для развития этой парадигмы,

явилось кризисное состояние средневекового общества, когда четко проявилась

дисгармония между личным и общественным, препятствующая упованиям человека

на общество как надежную опору в жизни.

Недовольство действительностью, осознание недолжного характера сущего

может реализоваться в различных способах мировоззренческой и деятельностной

ориентации, предполагающей либо примирение с действительностью, либо

стремление ее изменить.

И в том, и другом случае утрата веры в силы и разум человека ведет к

поискам потусторонних средств для оправдания его бытия.

В качестве источника высших жизненных ценностей могут выступать Бог,

идея и пр. Классическим образцом подобного истолкования мира явилось

христианское учение, поддерживающее доминантную значимость парадигмы «Смысл

жизни – вне жизни человека», на протяжении всей эпохи Средневековья.

Позже начинает развиваться подход «Человек живет, чтобы действовать».

Сторонниками этой концепции выступают М.Монтень, Ж.-Ж.Руссо, П.А.Гольбах,

Фейербах, Спенсер.

«Смысл жизни в служении высшему существу» видели Декарт и Спиноза.

Самопознание и самосовершенствование – вот истинная цель жизни человека. У

Спинозы более чем у кого-либо проявляется тенденция: Бог, религия – путь к

обретению человеком высшего блага – путь к самосовершенствованию человека.

Здесь Спиноза выступает непосредственным предшественником немецкой

классической философии с ее утверждением самопознания и самореализации.

И в настоящее время это наиболее массовое направлении в сознании

миллионов людей. У верующих это доминанта. Однако они ставят себе и

светские цели, в том числе самосовершенствования и самореализации, правда в

религиозном аспекте.

«Смысл жизни – в служении идее». Эту точку зрения разделяли Т.Мор, А.

Сен-Симон, Ф.Бэкон, Дж.Локк, К.Маркс. Под идеей они понимали социальное

равенство, коммунизм, благополучное будущее, новую форму организации

общества.

В ХХ веке получает развитие парадигма «Смысл жизни – в

самореализации». Особенность подхода заключается в том, что человек

оказывается должным сам выработать свой смысл жизни и «сделать себя».

В отличие от других парадигм она обусловливает постоянное творчество

человека, направленное на становление собственной индивидуальности. Если до

этого личность воспринималась как данность, то философия Нового времени

считает личность сотворенной, созданной самим человеком. Личность не ищет

смысл, а вырабатывает его. Этой парадигмы придерживались Н.А.Бердяев,

В..Соловьев, С.Н.Трубецкой, Л.А.Шестов, а также И.Кант, Фихте.

Поскольку человек по своей сути – существо общественное, поэтому и

смысл его жизни может быть найдет только на пути сопряжения интересов и

целей общества и личности, считают авторы учебника «Философия» под ред.

В.Н.Лавриненко и В.П.Ратникова[3]. «Общность индивида и рода, личности и

социума дает основание оптимистически смотреть на бытие человека в мире и

смысле его жизни. Трагизм индивидуальной смерти преодолевается тем, что

человек и после смерти остается в результатах своей деятельности, своего

творчества и благодарной памяти потомков».

Замечательные слова, воодушевляющие на добрые дела… Но вот что по

этому поводу сказано у Германа Гессе:

«…Всегда так было и всегда так будет, что время и мир, деньги и

власть принадлежат мелким и плоским, а другим, действительно людям,

ничего не принадлежит. Ничего, кроме смерти.

- И ничего больше?

- Нет, еще вечность.

- Ты имеешь в виду имя, славу в потомстве?

- Нет, волчонок, не славу – разве она чего-то стоит? И неужели ты

думаешь, что все действительно настоящие и в полном смысле слова люди

прославились и известны потомству?

- Нет, конечно.

- Ну, вот, значит, не славу! Слава существует лишь так, для образования,

это забота школьных учителей. Не славу, о нет! А то, что я называю

вечностью. Верующие называют это Царством Божьим. Мне думается, мы,

люди, мы все, более требовательные, знающие тоску, наделенные одним

лишним измерением, мы и вовсе не могли бы жить, если бы, кроме воздуха

этого мира, не было для дыханья еще и другого воздуха, если бы, кроме

времени, не существовало еще и вечности, а она-то и есть царство

истинного. В нее входит музыка Моцарта и стихи твоих великих поэтов, в

нее входят святые, творившие чудеса, претерпевшие мученическую смерть и

давшие людям великий пример. Но точно также входит в вечность образ

каждого настоящего подвига, сила каждого настоящего чувства, даже если

никто не знает о них, не видит их, не запишет и не сохранит для

потомства. В вечности нет потомства, а есть только современники. Это

царство по ту сторону времени и видимости. Там наше место, там наша

родина, туда устремляется наше сердце, и потому мы тоскуем по

смерти[4]».

Достичь вечности, или Царства Божьего, непросто. Сделать это можно

путем всестороннего развития своей личности, путем самосовершенствования.

Как писал Кант, существование человека «имеет в себе самом высшую цель,

которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу[5]».

Так же считали и многие наши современники. «Николай Константинович Рерих

всегда думал, что, в конце концов, главная задача жизни – это

самоусовершенствование. Искусство или какие-либо другие творческие

достижения могут быть очень большими, но в центре внимания всего остается

жизнь самого человека, его личность. Он считал, что его творческая жизнь,

его искусство – только пособники самоусовершенствования[6]». Л.Н.Толстой

много размышлял над вопросом о смысле и цели жизни. В результате он пришел

к выводу, что и то и другое заключается в самосовершенствовании личности.

Вместе с тем ему было ясно, что смысла жизни отдельной личности нельзя

искать отдельно от смысла жизни других людей.

В заключение нам хочется обратиться к творчеству Андре Моруа.

«Люди живут, едят, любят, рожают детей, трудятся. Зачем? Гёте отвечал:

«Чтобы пирамида моей жизни, основание которой было заложено еще до меня,

поднялась как можно выше». Попытаться сделать из своей жизни шедевр –

занятие достойное.

Ваш выбор может пасть на предметы, которые другие сочли бы

недостойными. Достаточно, если они удовлетворяют вас. Друзьям Фабра и

Флеминга, вероятно, казалось странным, что можно посвятить жизнь насекомым

или бактериям; друзья Валери не понимали, зачем этот молодой человек годами

отшлифовывает никому не понятные стихи. Стихи и открытия обретают

бессмертие, а с ними и их творцы. Впрочем, быть может, вам не суждено войти

в славную когорту гениев. Неважно. Что бы вы ни избрали, правила остаются

прежними. Нужно «уметь быть великим и в малом».

Можно быть великим торговцем или промышленником, здесь тоже необходимы

сосредоточенность, четкость, обдуманное сочетание осторожности и смелости.

Понимаете?

Главное не «преуспеть» в смысле «блистать». Это приложится – или не

приложится – в зависимости от обстоятельств. Главное – отдать все силы

избранному делу. Делайте свое маленькое дело, но овладейте им в

совершенстве и относитесь к нему как к делу великому. В своей области вы

станете великим человеком.

И о Вас пойдет молва. Ибо совершенство – редкость. Я знал

ремесленников, которые трудились в полной безвестности, не помышляя о

славе, и, пройдя через множество испытаний, получили в конце концов

признание.

Я не хочу сказать, что счастливая развязка – правило. Я не могу

поручиться за успех Ваших начинаний. Случай играет здесь не меньшую роль,

чем труд и талант. Цель жизни не в том, чтобы стяжать себе бессмертную

славу. «Бессмертье жалкое, увенчанное лавром». Она в том, чтобы превращать

каждый день в маленькую вечность»[7].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Сегодня наше общество испытывает колоссальную потребность в людях

свободных, инициативных, творческих. Но появятся ли они? Нельзя с

сожалением не констатировать, что не только новая, но и традиционная элита

эпохи, которую впору определить как эпоху масс, сама тяготеет к безликости,

вынуждена подделываться под нее. Личности нестандартные, выдающиеся

становятся все большим исключением. Складывается устойчивое впечатление,

что почти все они – в прошлом.

Не может быть по-настоящему сильным общество, члены которого безлики.

Важно, казалось бы, во всех отношениях дорожить личностью. Но сегодня мало

кто способен на личностный поступок. На первый план выходит желание

освободиться от ответственности, своеобразная потребность в идолах. Отсюда

если и не тяготение к тирании, то согласие примириться с ней, фанатизм»[8].

Мы согласны с автором цитаты, но только отчасти. Действительно,

последнее десятилетие ХХ века в Росси было отмечено сменой ценностей,

принижением ценности личности, повсеместной безответственностью. Это

находит отражение и в молодежной культуре, и в деловой сфере, и в

структурах государства. Множественные проблемы общества являются симптомами

эмоционального, интеллектуального и духовного упадка в сознании большинства

россиян. Однако у нас есть надежда на по-настоящему эффективное и

окончательное разрешение глобального кризиса и произойти оно должно путем

радикальной внутренней трансформации человека и его постепенным

восхождением к более высокому уровню осознания и зрелости. Столь серьезная

и кардинальная смена государственного строя, которая произошла в нашем

государстве, не могла сразу провести и преобразования в сознании миллионов

людей. Ценности свободы личности, ответственности, демократии, равенства

перед законом, интеллекта не смогли стать превалирующими. Однако сейчас, на

пороге нового тысячелетия, начали появляться люди, придерживающиеся данных

идеалов. Это люди, получившие образование уже в новой России или за

рубежом. Постепенно в бизнесе их становится все больше. С ними мы и

связываем надежды на обновление и оздоровление нашего общества.

Что выбрать жизненной целью? Подводя итог, хочется еще раз процитировать

Гёте: «Чтобы пирамида моей жизни, основание которой было заложено еще до

меня, поднялась как можно выше». А это подразумевает постоянное

самосовершенствование, всесторонне развитие. Однако этого недостаточно –

необходимо постоянное использование и приложение полученных навыков,

умений, знаний. Приложение на благо своей семьи, своей страны,

человечества. Проще говоря, надо делать добро. Знания должны быть

фундаментальными, дела реальными и бескорыстными. Герой одного из романов

В.Пикуля выбрал своим девизом слова «Лучше быть, чем казаться». Это верно.

Созерцание своего роста и личных достижений, результатов своих дел должно

сделать человека счастливым, наполнить его жизнь смыслом, чтобы в конце

жизни можно было сказать: «ДА! Это была моя жизнь, это был мой выбор, я

горд и счастлив!»*.

* При этом не обязательно расставаться с идеей о «Царствии Божьем» или

«вечности». Все самые достойные, талантливые и успешные игроки должны быть

вознаграждены «призовой игрой»…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Анисимова В.Е. Личность как способ бытия и проявления целостности человека

М. 1996 кандидатская диссертация

Агапов В.И. Проблемы философии. – Рязань. 1998.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.Учебник. – М.: «Проспект», 1999.

Бах Р. «Бегство от безопасности» Пер. с англ. – К.: «София», Ltd., 1998

Бахарев В.В. Структура личности и диалектика ее становления М. 1989

кандидатская диссертация

Вальяно М.В. «Основы философии: Учебник». – М.: Издательство «Дело и

Сервис», 1999

Великие мыслители Запада /Пер. с англ. – М.:КРОН-ПРЕСС, 1998

Воложанина М.Н. Свобода личности как предмет социально-философского анализа

–М. 1991 кандидатская диссертация

Гессе Г. Собрание сочинений: В 4-х т. Т.2 – спБ.: Северо-Запад, 1994.

Горбачев В.Г.. Основы философии: Курс лекций. 1997.

Грунт Е.В. Смысл жизни как проблема европейской философии Екатеринбург,

1997 докторская диссертация

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. «Философия.

Учебник» – М.:ИНФРА-М, 1999.

Мир философии. М.,1991. Ч.2.

Моруа А. «Байрон. Письма незнакомке. Открытое письмо молодому человеку о

науке жить.» – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998

Проблема человека в западной философии. М., 1988.

Рерих Н.К. «О Вечном…» – М.: Республика, 1994

Спиркин А.Г. «Философия: Учебник» – М.: Гардарики, 1999.

Таранов П.С. Энциклопедия высокого ума – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»,

1999.

Толстой Л.Н. «Исповедь», «Смерть Ивана Ильича»

«Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф.

В.П.Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998

Философия: Учебник для высших учебных заведений/под ред. В.П.Кохановского.

Ростов н/Д. «Феникс», 1996.

Философия: Часть вторая: Основная проблемы философии: Учебное пособие для

вузов / Под ред. проф. В.И.Кириллова – М.:Юристъ.,1999.

Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности» – СПб: Издательство «Питер», 2000.

-----------------------

[1] Ричард Бах «Бегство от безопасности» Пер. с англ. – К.: «София», Ltd.,

1998, стр. 150-151.

[2] Вальяно М.В. «Основы философии: Учебник». – М.: Издательство «Дело и

Сервис», 1999, стр.384.

[3] «Философия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф.

В.П.Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998 – 584с.

[4] Гессе Г. Собрание сочинений: В 4-х т. Т.2, стр.334-336

[5] Кант И. Соч. в 6 т. Т.5. – М.: Мысль, 1966, стр. 469.

[6] Рерих Н.К. «О Вечном…» – М.: Республика, 1994, стр.10.

[7] Моруа А. «Байрон. Письма незнакомке. Открытое письмо молодому человеку

о науке жить.» – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998

[8] Вальяно М.В. «Основы философии: Учебник». – М.: Издательство «Дело и

Сервис», 1999, стр.389.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты