недопустимо.
2.3 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Сознательная жизнь человека, особенно творческая деятельность,
представляет непрерывную последовательность принятия решений по многим
вопросам и проблемам, вызываемым потребностью общества и его лично.
Вследствие этого необходимо привлечь внимание к данной проблеме и
попытаться разобраться и ответить на следующие вопросы.
На каких принципах (основах) зиждется методология принятия решений в
творческой деятельности? Что есть общего между философской теорией
познания, системным подходом и разнообразными методами принятия решений?
Как разобраться и овладеть многочисленными частными приемами, и в каких
областях они эффективны? Как обучаться этим методам активизации и
интенсификации мыслительного процесса? Какую роль играют в этом современные
компьютеры, информационно-измерительная и другая техника? Могут ли они
заменить творческую деятельность человека? Достаточно ли обучать инженера,
ученого лишь специальным дисциплинам по его профессии? Как не завязнуть в
трясине «глухоты специализации»?
Вам нужно принять решение
Вся творческая и практическая деятельность человека, а проще - вся его
жизнь, постоянно находится в движении между желаемым и действительным.
«Технология» человеческого познания действительности выработала и
отработала до механизма цепочку: задача (цель) - поиск (процесс) -
решение, которую мы постоянно, часто неосознанно, проходим на каждом шагу.
Системная методология также неосознанно и незримо присутствует в
каждом нашем действии. При этом цель вытекает из потребности, а решение -
порождает новую потребность. Пренебрежение целостностью, единством системы,
неучет тех или иных факторов, ограничений, связей, диалектики развития,
человеческого фактора, экологических последствий и др. - приводит к
ошибочным решениям. Здесь движение от желаемого к действительному, в силу
сложности и множественности факторов и процессов, не должно решаться на
интуитивном уровне методом «проб и ошибок».
Д.И. Менделеев, обучая своих учеников, говорил: «Один идет по темному
лабиринту ощупью, может быть, на что-нибудь полезное наткнется, а может
быть, лоб разобьет. Другой возьмет хоть маленький фонарик и светит себе в
темноте. И, по мере того, как он идет, его фонарь, разгораясь все ярче и
ярче, наконец превращается в электрическое солнце, которое ему все
освещает, все разъясняет.»
Особый класс задач, который приходится решать сообществу людей,
представляют технические, инженерные задачи. Мы живем в мире в значительной
мере переделанном против того, что создала природа эволюционным путем за
миллиарды лет. Для решения таких задач разработан целый ряд приемов и
подходов, от эвристических до детально конкретных, облекаемых в форму
алгоритмов, от афористических, облекаемых в форму анекдотов и побасенок
(«Семь раз отмерь - один раз отрежь»), до строгих математических теорий.
Рассмотрим основные современные приемы и методы принятия решений,
начиная с принципов материалистической диалектики до конкретных приемов
решения конкретных инженерных задач и изобретательской деятельности.
Принятие решений. Что это такое.
Дадим содержательное определение понятия «принятие решения». В силу
своей многоплановости оно не может быть простым, тем более - однозначным. В
связи с этим даем описание двух определений понятия «принятие решения», а
именно:
- философское (общее), затрагивающее глубинные мыслительные процессы в
познании мира;
- прагматическое (конкретное), описывающее методологию решения
инженерных задач.
А. философский аспект. В методологии процесса принятия решения
усматриваются все положения диалектического материализма и прежде всего:
- обнаружение (вскрытие) противоречий в рассматриваемом явлении;
- преодоление этих противоречий, т. е. собственно - принятие решения.
Материалистической основой здесь является то, что для обнаружения и
преодоления противоречий используется реальная (истинная, подтверждаемая
экспериментом) информация, анализ которой осуществляется на научной основе
(принципах, законах и конкретных знаниях). Часто противоречия проявляются в
форме определенных недостатков, трудностей принципиального характера. Этапу
вскрытия противоречий предшествует постановка задачи о принятии решения, в
которой определяется цель (или цели, возможно, противоречивые), выбор
критериев, выделяются переменные параметры, ограничения, неизменные
параметры (среда). Здесь особенно проявляется роль человеческого фактора.
Далее - преодоление противоречия, т.е. поиск решения поставочной
задачи, осуществляется с помощью разных приемов. В завершающей стадии
принятия решения (при осмыслении результата), важно понимать, что
достигнутое имеет ценность относительной, а не абсолютной истины, т, е.
преодолевая одни противоречия, мы порождаем другие, и развитие продолжается
и здесь особенно важен взгляд вперед, умение оценить последствия.
Таким образом, принятие решений в философском понимании представляется
как диалектико-материалистический процесс познания, идущий по пути
обнаружения и преодоления противоречий. Это представление согласуется с
ленинской теорией познания истины в известной триаде: чувственное
восприятие - абстрактное мышление- практика.
Постановка задачи осуществляется на первом этапе познания как итог
наблюдения натурных явлений, фактов.
На втором этапе познания в результате абстрагирования создается
содержательная модель явления (системы). Вскрываются внутренние
противоречия системы, определяются пути и средства преодоления этих
противоречий, теоретически решается проблема.
На третьем этапе познания, осмысливая полученные результаты, вновь
обращаются к эксперименту как единственному источнику доказательства
достоверности полученного решения. Здесь устанавливается диалектика
взаимосвязи (причинные связи) результатов с постановкой задачи,
определяются новые задачи, совершенствуются старые решения. В этом суть
циклического процесса познания.
Б. Прагматический аспект. Сюда мы относим многочисленные практические
методы принятия решений, изложенные ниже, в том числе Акоффа, Альтшуллера и
др. Принятие решения рассматривается как процесс, состоящий условно по
меньшей мере из четырех этапов.
Первый этап - исследование проблемы и постановка цели (задачи).
Часто исследование потребности протекает медленно, часто
бессознательно, а то и подспудно. Исследование потребности заканчивается
постановкой задачи на разработку нового решения, на преодоление вскрытого
основного противоречия.
Второй этап - разработка альтернативных вариантов нового (искомого)
решения, т.е. поиск разных путей преодоления основного противоречия.
Третий этап - оценка и ранжирование альтернативных решений с точки
зрения их приближения к требованиям, сформулированным в процессе постановки
задачи.
Четвертый этап - тесно связан с предыдущими, как и все между собой.
После выбора и утверждения одного из альтернативных вариантов необходимо
глубокое и системное осмысление полученного результата, какие новые
проблемы порождаются? Если результаты неудовлетворительны, то необходимо
вернуться к начальной стадии процесса, к следующему витку поиска решения.
Представим алгоритмы процесса принятия решения с различных позиций,
философии, системного подхода и разнообразных практических методов принятия
решений (табл. 1). Из этой таблицы видно, что просматривается единая
диалектико-материалистическая суть и принципиальная сквозная схема поиска
от постановки задачи через вскрытие противоречий к их разрешению
(преодолению) и, наконец, осмыслению результата. Можно сказать, что формы
разные, а суть - одна.
В этом и проявляется универсальность методологии материалистической
диалектики.
АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ.
Таблица 1
| |Постановка задачи |Вскрытие противоречий|Преодоление |Осмысление |
| | | |противоречий. |результата. |
| | |(внутренних) | | |
|В терминах|Теория познания: «Чувственное познание – абстрактное мышление|
|философии |- практика» |
|В терминах|Обоснование |Определения | | Определить |
|принятия |постановки задачи: |трудности, выделить |Инверсология; |причинные |
|решений |анализ процессов |главные трудности |Логика; |связи между |
| |породивших данную |(противоречия); |Эвристика; |переменными и|
| |задачу, вскрытие |построение модели |Интуиция; |конечными |
| |внутренних |задачи; выявить: |Творчество, |результатами,|
| |противоречий этих |управляемые |наука, |оценить |
| |процессах; |переменные |искусство; |последствия |
| |актуальность задачи;|(изменяемые |Математическое|принятого |
| | |параметры) |программирован|решения. |
| |общественная |ограничения к ним; |ие; |Нахождение |
| |потребность |неуправляемые |Оптимизация; |диалектическо|
| |(важность) решения |переменные |Деловые игры, |й взаимосвязи|
| |задачи.; |(неизменяемые |ТРИЗ, АРИЗ и |с исходной |
| |правомерность с |параметры); |др. |задачей. |
| |позиций законов |нельзя ли снять | |Возможность |
| |природы, |ограничения? | |постановки |
| |осуществимость на |Перевести некоторые | |новой задачи |
| |современном уровне |неуправляемые | |(качественно |
| |развития; выбор и |переменные в | |новый замысел|
| |обоснование |управляемые? | |задачи) |
| |критериев оценки |Возможности других | | |
| |результата (лицо, |выходов (целей). | | |
| |принимающее | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11