Диалектика инженерного творчества

недопустимо.

2.3 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Сознательная жизнь человека, особенно творческая деятельность,

представляет непрерывную последовательность принятия решений по многим

вопросам и проблемам, вызываемым потребностью общества и его лично.

Вследствие этого необходимо привлечь внимание к данной проблеме и

попытаться разобраться и ответить на следующие вопросы.

На каких принципах (основах) зиждется методология принятия решений в

творческой деятельности? Что есть общего между философской теорией

познания, системным подходом и разнообразными методами принятия решений?

Как разобраться и овладеть многочисленными частными приемами, и в каких

областях они эффективны? Как обучаться этим методам активизации и

интенсификации мыслительного процесса? Какую роль играют в этом современные

компьютеры, информационно-измерительная и другая техника? Могут ли они

заменить творческую деятельность человека? Достаточно ли обучать инженера,

ученого лишь специальным дисциплинам по его профессии? Как не завязнуть в

трясине «глухоты специализации»?

Вам нужно принять решение

Вся творческая и практическая деятельность человека, а проще - вся его

жизнь, постоянно находится в движении между желаемым и действительным.

«Технология» человеческого познания действительности выработала и

отработала до механизма цепочку: задача (цель) - поиск (процесс) -

решение, которую мы постоянно, часто неосознанно, проходим на каждом шагу.

Системная методология также неосознанно и незримо присутствует в

каждом нашем действии. При этом цель вытекает из потребности, а решение -

порождает новую потребность. Пренебрежение целостностью, единством системы,

неучет тех или иных факторов, ограничений, связей, диалектики развития,

человеческого фактора, экологических последствий и др. - приводит к

ошибочным решениям. Здесь движение от желаемого к действительному, в силу

сложности и множественности факторов и процессов, не должно решаться на

интуитивном уровне методом «проб и ошибок».

Д.И. Менделеев, обучая своих учеников, говорил: «Один идет по темному

лабиринту ощупью, может быть, на что-нибудь полезное наткнется, а может

быть, лоб разобьет. Другой возьмет хоть маленький фонарик и светит себе в

темноте. И, по мере того, как он идет, его фонарь, разгораясь все ярче и

ярче, наконец превращается в электрическое солнце, которое ему все

освещает, все разъясняет.»

Особый класс задач, который приходится решать сообществу людей,

представляют технические, инженерные задачи. Мы живем в мире в значительной

мере переделанном против того, что создала природа эволюционным путем за

миллиарды лет. Для решения таких задач разработан целый ряд приемов и

подходов, от эвристических до детально конкретных, облекаемых в форму

алгоритмов, от афористических, облекаемых в форму анекдотов и побасенок

(«Семь раз отмерь - один раз отрежь»), до строгих математических теорий.

Рассмотрим основные современные приемы и методы принятия решений,

начиная с принципов материалистической диалектики до конкретных приемов

решения конкретных инженерных задач и изобретательской деятельности.

Принятие решений. Что это такое.

Дадим содержательное определение понятия «принятие решения». В силу

своей многоплановости оно не может быть простым, тем более - однозначным. В

связи с этим даем описание двух определений понятия «принятие решения», а

именно:

- философское (общее), затрагивающее глубинные мыслительные процессы в

познании мира;

- прагматическое (конкретное), описывающее методологию решения

инженерных задач.

А. философский аспект. В методологии процесса принятия решения

усматриваются все положения диалектического материализма и прежде всего:

- обнаружение (вскрытие) противоречий в рассматриваемом явлении;

- преодоление этих противоречий, т. е. собственно - принятие решения.

Материалистической основой здесь является то, что для обнаружения и

преодоления противоречий используется реальная (истинная, подтверждаемая

экспериментом) информация, анализ которой осуществляется на научной основе

(принципах, законах и конкретных знаниях). Часто противоречия проявляются в

форме определенных недостатков, трудностей принципиального характера. Этапу

вскрытия противоречий предшествует постановка задачи о принятии решения, в

которой определяется цель (или цели, возможно, противоречивые), выбор

критериев, выделяются переменные параметры, ограничения, неизменные

параметры (среда). Здесь особенно проявляется роль человеческого фактора.

Далее - преодоление противоречия, т.е. поиск решения поставочной

задачи, осуществляется с помощью разных приемов. В завершающей стадии

принятия решения (при осмыслении результата), важно понимать, что

достигнутое имеет ценность относительной, а не абсолютной истины, т, е.

преодолевая одни противоречия, мы порождаем другие, и развитие продолжается

и здесь особенно важен взгляд вперед, умение оценить последствия.

Таким образом, принятие решений в философском понимании представляется

как диалектико-материалистический процесс познания, идущий по пути

обнаружения и преодоления противоречий. Это представление согласуется с

ленинской теорией познания истины в известной триаде: чувственное

восприятие - абстрактное мышление- практика.

Постановка задачи осуществляется на первом этапе познания как итог

наблюдения натурных явлений, фактов.

На втором этапе познания в результате абстрагирования создается

содержательная модель явления (системы). Вскрываются внутренние

противоречия системы, определяются пути и средства преодоления этих

противоречий, теоретически решается проблема.

На третьем этапе познания, осмысливая полученные результаты, вновь

обращаются к эксперименту как единственному источнику доказательства

достоверности полученного решения. Здесь устанавливается диалектика

взаимосвязи (причинные связи) результатов с постановкой задачи,

определяются новые задачи, совершенствуются старые решения. В этом суть

циклического процесса познания.

Б. Прагматический аспект. Сюда мы относим многочисленные практические

методы принятия решений, изложенные ниже, в том числе Акоффа, Альтшуллера и

др. Принятие решения рассматривается как процесс, состоящий условно по

меньшей мере из четырех этапов.

Первый этап - исследование проблемы и постановка цели (задачи).

Часто исследование потребности протекает медленно, часто

бессознательно, а то и подспудно. Исследование потребности заканчивается

постановкой задачи на разработку нового решения, на преодоление вскрытого

основного противоречия.

Второй этап - разработка альтернативных вариантов нового (искомого)

решения, т.е. поиск разных путей преодоления основного противоречия.

Третий этап - оценка и ранжирование альтернативных решений с точки

зрения их приближения к требованиям, сформулированным в процессе постановки

задачи.

Четвертый этап - тесно связан с предыдущими, как и все между собой.

После выбора и утверждения одного из альтернативных вариантов необходимо

глубокое и системное осмысление полученного результата, какие новые

проблемы порождаются? Если результаты неудовлетворительны, то необходимо

вернуться к начальной стадии процесса, к следующему витку поиска решения.

Представим алгоритмы процесса принятия решения с различных позиций,

философии, системного подхода и разнообразных практических методов принятия

решений (табл. 1). Из этой таблицы видно, что просматривается единая

диалектико-материалистическая суть и принципиальная сквозная схема поиска

от постановки задачи через вскрытие противоречий к их разрешению

(преодолению) и, наконец, осмыслению результата. Можно сказать, что формы

разные, а суть - одна.

В этом и проявляется универсальность методологии материалистической

диалектики.

АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ.

Таблица 1

| |Постановка задачи |Вскрытие противоречий|Преодоление |Осмысление |

| | | |противоречий. |результата. |

| | |(внутренних) | | |

|В терминах|Теория познания: «Чувственное познание – абстрактное мышление|

|философии |- практика» |

|В терминах|Обоснование |Определения | | Определить |

|принятия |постановки задачи: |трудности, выделить |Инверсология; |причинные |

|решений |анализ процессов |главные трудности |Логика; |связи между |

| |породивших данную |(противоречия); |Эвристика; |переменными и|

| |задачу, вскрытие |построение модели |Интуиция; |конечными |

| |внутренних |задачи; выявить: |Творчество, |результатами,|

| |противоречий этих |управляемые |наука, |оценить |

| |процессах; |переменные |искусство; |последствия |

| |актуальность задачи;|(изменяемые |Математическое|принятого |

| | |параметры) |программирован|решения. |

| |общественная |ограничения к ним; |ие; |Нахождение |

| |потребность |неуправляемые |Оптимизация; |диалектическо|

| |(важность) решения |переменные |Деловые игры, |й взаимосвязи|

| |задачи.; |(неизменяемые |ТРИЗ, АРИЗ и |с исходной |

| |правомерность с |параметры); |др. |задачей. |

| |позиций законов |нельзя ли снять | |Возможность |

| |природы, |ограничения? | |постановки |

| |осуществимость на |Перевести некоторые | |новой задачи |

| |современном уровне |неуправляемые | |(качественно |

| |развития; выбор и |переменные в | |новый замысел|

| |обоснование |управляемые? | |задачи) |

| |критериев оценки |Возможности других | | |

| |результата (лицо, |выходов (целей). | | |

| |принимающее | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты