Экзистенциализм
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН
АГУ им. Абая
Кафедра: Философии
Реферат
На тему:
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
Выполнила:
Студентка 2 МТР
Михайлова А.Н.
Проверил:
Аюпов Н.Г.
Алматы 2000 г.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
Экзистенциализм (от лат. existentia — существование) — философское
направление середины ХХ в., выдвигающее на первый план абсолютную
уникальность человеческого бытия, невыразимую на языке понятий.
Истоки Экзистенциализма содержатся в учении датского мыслителя ХIХ в.
Серена Кьеркегора, который ввел понятие экзистенции как осознания
внутреннего бытия человека в мире. Поскольку предметное внешнее бытие
выражает собой “неподлинное существование”, обретение экзистенции
предполагает решающий “экзистенциальный выбор”, посредством которого
человек переходит от созерцательно-чувственного бытия, детерминированного
внешними факторами среды, к единственному и неповторимому “самому себе”.
Кьеркегор выделил три стадии восхождения личности к подлинному
существованию: эстетическую, которой правит ориентация на удовольствие;
этическую — ориентация на долг; религиозную — ориентация на высшее
страдание, отождествляющее человека со Спасителем.
В ХХ в. Экзистенциализм взрос на почве пессимистического взгляда на
технический, научный и нравственный прогресс, обернувшийся кошмаром мировых
войн и тоталитарных режимов. Война с фашизмом стала эпохой расцвета
Экзистенциализма В своей основе Экзистенциализм — это нонконформизм,
призывающий личность делать выбор в сторону истинных человеческих
ценностей.
Принято делить Экзистенциализм на религиозный и атеистический.
Представители первого и более раннего направления Экзистенциализма — Мартин
Хайдеггер, Карл Ясперс, Габриель Марсель. Представители второго,
расцветшего во время второй мировой войны — Жан-Поль Сартр и Альбер Камю.
Религиозная направленность Экзистенциализма носит не конфессиональный
характер, она близка к учению Толстого. Например, Марсель понимает Бога как
“абсолютное Ты”, как самого интимного и надежного друга (пользуясь
лингвистической терминологией — ср. модальности, - можно сказать, что Бог
Экзистенциализма существует в модальности императива, молитвы, внутреннего
диалога).
Основная проблема Экзистенциализма - проблема духовного кризиса, в
котором оказывается человек, и того выбора, который он делает, чтобы выйти
из этого кризиса. Признаками кризиса могут быть такие понятия, как страх,
“экзистенциальная тревога”, тошнота, скука. “Человеку открывается вдруг
зияющая бездна бытия, которая раньше была ему неведома, когда он жил
спокойно, прозябая в сутолоке повседневных дел. Теперь покоя нет, остался
только риск решения, которое не гарантирует успеха”. Это и есть “подлинное
существование”, спокойно-трагическое в мире религиозного Экзистенциализма и
безнадежнотрагическое в мире атеистического Экзистенциализма.
Экзистенциализм — философия жизни. В этом смысле он составляет резко
контрастирующую пару с аналитической философией, не менее влиятельной, чем
Э., и надолго его пережившей. Как философское направление Экзистенциализм
кончился в 1960-е гг., аналитическая философия жива до сих пор. Сравним
схематически эти два направления мысли ХХ в.:
|Зкзистенциализм |аналитическая ф-я |
|Следование традиционным философ- |резкий разрыв с традиционными |
|ским ценностям |философскими ценностями |
|Главное — бытие и этика |главное — язык и познание |
|ориентация на реальную жизнь |игнорирование философских ценностей |
|и личность |проблемы жизни и личности |
|ориентация на интуицию |ориентация на логику |
|активная жизненная позиция |позиция академического философа |
Интересно, что последнему пункту основатели обоих направлений
решительно не соответствовали: Хайдеггер был исключительно академическим
человеком, Витгенштейн — исключительно эксцентричным.
Для культуры характерен билингвизм в широком смысле, так как
недостаток знания она компенсирует его стереоскопичностью. Поэтому столь
противоположные направления одинаково служили культуре в самые тяжелые ее
годы.
В конце 1960-х гг. Экзистенциализм полностью переходит в
художественную беллетристику, на экраны фильмов и страницы романов.
Я хотела бы выступить здесь в защиту экзистенциализма от ряда упреков,
высказанных в адрес этого учения.
Прежде всего, экзистенциализм обвиняют в том, будто он призывает
погрузиться в квиетизм отчаяния.
С другой стороны, экзистенциалистов обвиняют в том, что они
подчеркивают человеческую низость, показываем всюду гнусное, темное, липкое
и пренебрегают многим приятным и красивым, отворачиваемся от светлой
стороны человеческой натуры.
Со своей стороны христиане упрекают их еще и в том, что они отрицают
реальность и значение человеческих поступков, так , как, уничтожая
божественные заповеди и вечные ценности, не оставляют ничего, кроме
произвола: всякому позволено поступать, как ему вздумается, и никто не
может судить о взглядах и поступках других людей.
На все эти обвинения я постараюсь здесь ответить. Можно сказать с
самого начала, что под экзистенциализмом понимается такое учение, которое
делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что
всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую
субъективность.
Основное обвинение состоит в том, что они обращают особое внимание на
дурную сторону человеческой жизни. экзистенциалисткой”. А экзистенциалистов
объявляют “натуралистами”. Но, если они действительно натуралисты, вызывает
крайнее удивление, что они могут пугать и шокировать в гораздо большей
степени, чем натурализм в собственном смысле. Человек, относящийся терпимо
к такому роману Золя, как “Земля”, испытывает отвращение, читая
экзистенциалистский роман; человек, ссылающийся на народную мудрость,—
которая весьма пессимистична,— находит их законченными пессимистами. И в то
же время трезво рассуждают по поводу того, что “своя рубашка ближе к телу”
или что “собака любит палку”. Есть множество других общих мест, говорящих о
том же самом: не следует бороться с установленной властью; против силы не
пойдешь; выше головы не прыгнешь; любое не подкрепленное традицией действие
— романтика; всякая попытка, не опирающаяся на опыт, обречена на неудачу, а
опыт показывает, что люди всегда скатываются вниз, что для того, чтобы их
удержать, нужно нечто твердое, иначе воцарится анархия. И, однако, те самые
люди, которые пережевывают эти пессимистические поговорки, которые заявляют
всякий раз, когда они видят какой-нибудь более или менее отвратительный
поступок: “Да, таков человек!”, и которые кормятся этими “реалистическими
напевами”,— эти же люди упрекают экзистенциализм в излишней мрачности, и
притом так упрекают, что иногда спрашиваешь себя: не за то ли они им
недовольны, что он, наоборот, слишком оптимистичен? Что, в сущности, пугает
в этом учении? Не тот ли факт, что оно дает человеку возможность выбора?
Чтобы это выяснить, надо рассмотреть вопрос в строго философском плане.
Итак, что такое экзистенциализм?
Большинству людей, употребляющих это слово, было бы очень трудно его
разъяснить, ибо когда оно стало модным, экзистенциалистами стали объявлять
и музыкантов, и художников. Это исключительно строгое учение, меньше всего
претендующее на скандальную известность и предназначенное, прежде всего для
специалистов и философов. Тем не менее, можно легко дать ему определение.
Дело, впрочем, несколько осложняется тем, что существуют две
разновидности экзистенциалистов: во-первых, это христианские
экзистенциалисты, и, во-вторых, экзистенциалисты-атеисты, экзистенциалисты.
Тех и других объединяет лишь убеждение в том, что существование
предшествует сущности, или, если хотите, что нужно исходить из субъекта.
Как это, собственно, следует понимать?
Возьмем изготовленный человеческими руками предмет, например книгу или
нож для разрезания бумаги. Он был сделан ремесленником, который
руководствовался при его изготовлении определенным понятием, а именно
понятием ножа, а также заранее известной техникой, которая предполагается
этим понятием и есть, в сущности, рецепт изготовления. Таким образом, нож
является предметом, который, с одной стороны, производится определенным
способом, а с другой — приносит определенную пользу. Невозможно представить
себе человека, который бы изготовлял этот нож, не зная, зачем он нужен.
Следовательно, мы можем сказать, что у ножа его сущность, то есть сумма
приемов и качеств, которые позволяют его изготовить и определить,
предшествует его существованию. И это обусловливает наличие данного ножа
или данной книги. В этом случае мы имеем дело с техническим взглядом на
мир, согласно которому изготовление предшествует существованию.
Когда мы представляем себе бога-творца, то этот бог по большей части
уподобляется своего рода ремесленнику высшего порядка. Какое бы учение мы
ни взяли — будь то учение Декарта или Лейбница,— везде предполагается, что
воля в большей или меньшей степени следует за разумом или, по крайней мере,
ему сопутствует и что бог, когда творит, отлично себе представляет, что
именно он творит. Таким образом, понятие “человек” в божественном разуме
аналогично понятию “нож” в разуме ремесленника. И бог творит человека,
сообразуясь с техникой и замыслом, точно так же, как ремесленник
изготовляет нож в соответствии с его определением и техникой производства.
Так же и индивид реализует какое-то понятие, содержащееся в божественном
разуме.
В XVIII веке атеизм философов ликвидировал понятие бога, но не идею о
том, что сущность предшествует существованию. Человек обладает некой