Этногенез. Теория Л.Н.Гумилева

позволяющий вести исследование на заданном уровне».

Исходя из этого принципа, мы имеем право рассматривать этнос как

систему социальных и природных единиц с присущими им элементами. Этнос – не

просто скопище людей, теми или иными чертами похожих друг на друга, а

система различных по вкусам и способностям личностей, продуктов их

деятельности, традиций, вмещающей географической среды, этнического

окружения, а также определенных тенденций, господствующих в развитии

системы. Последнее, являющееся направлением развития, особенно важно, ибо

«общим для всех случаев множеств является свойство элементов обладать всеми

видами активности, приводящими к образованию статических или динамических

структур». Применение этого подхода к процессам этногенеза связано и с

решением проблемы историзма, так как все наблюдаемые факты укладываются в

динамическую систему исторического развития, и нам только остается

анализировать ту часть Всемирной истории, которая непосредственно связана с

нашей темой.

Таким образом, реальную этническую целостность мы можем определить как

динамическую систему, включающую в себя не только людей, но и элементы

ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями. В такой системе

первоначальный заряд энергии постепенно расходуется, а энтропия непрерывно

увеличивается. Поэтому система должна постоянно удалять накапливающуюся

энтропию, обмениваясь с окружающей средой энергией и энтропией. Этот обмен

регулируется управляющими системами, использующими запасы информации,

которые передаются по наследству. В нашем случае роль управляющих систем

играет традиция, которая равно взаимодействует с общественной и природной

формой движения материи. Передача опыта потомству наблюдается у большинства

теплокровных животных. Однако наличие орудий, речи и письменности выделяет

человека из числа прочих млекопитающих, а этнос – форма коллективного

бытия, присущая лишь человеку.

3. Этническая иерархия

Принятый подход позволяет заменить этническую классификацию этнической

систематикой (табл. 1). Классификация может быть проведена по любому

произвольно взятому признаку: по языку, расе, религии, роду занятий,

принадлежности к тому или иному государству. В любом случае это будет

весьма условное деление. Систематика же отражает именно то, что заложено в

природе вещей, позволяет исследовать человечество с техникой и

доместикатами (ручными животными и культурными растениями). Крупнейшей

единицей после человечества в целом (как аморфной антропосферы - одной из

оболочек Земли) является суперэтнос, т.е. группа этносов, возникшая

одновременно в одном регионе и проявляющая себя в истории как мозаичная

целостность, состоящая из этносов. Именно они являются этническими

таксонами, наблюдаемыми непосредственно. Этносы, в свою очередь, делятся на

субэтносы, т.е. подразделения, существующие лишь благодаря тому, что они

входят в единство этноса. Без этноса они рассыпаются и гибнут.

Принадлежность к тому или иному разделу таксономии определяется не

абсолютной идентичностью особей, чего в природе никогда не бывает, а

степенью сходства в определенном аспекте на заданном уровне. На уровне

суперэтноса (для примера возьмем Средневековье) мусульмане – араб, перс,

туркмен, бербер были ближе друг к другу, чем к членам западнохристианского

этноса – «франкам», как называли всех католиков Западной Европы. А француз,

кастилец, шотландец, входившие в общий суперэтнос, были ближе между собой,

чем к членам других суперэтносов – мусульманского, православного и т.д. На

уровне этноса французы были между собой ближе, чем по отношению к

англичанам. Это не мешало бургундцам поддерживать Генриха V и брать в плен

Жанну д'Арк, хотя они понимали, что идут против своих. Но ни в коем случае

не следует сводить все многообразие видимой истории к осознанию этнического

единства, которое лишь иногда является главным фактором, определяющим

поведение человека. Зато ощущение этнической близости присутствует всегда и

может быть отнесено к природе человека как инвариант. Иными словами, как бы

ни был этнос мозаичен и как бы разнообразна ни была его структура, на

заданном уровне он – целостность.

Историки практически уже нащупали возможность такого подхода. Невольно

они группируют этносы в конструкции, которые называют либо «культурами»,

либо «цивилизациями», либо «мирами». Например, для XII-XIII вв. мы находим

смысл в таких понятиях, которые в то время обозначали реально существующие

целостности. Так, Западная Европа, находившаяся под идеологическим

главенством римского папы и формальным, никогда не осуществлявшимся на

деле, суверенитетом германского императора, называла себя «Христианский

мир». При этом западноевропейцы противопоставляли себя не только

мусульманам, с которыми они воевали в Испании и Палестине, но и

православным грекам и русским, а также, что удивительно, ирландским и

уэльским кельтам. Совершенно очевидно, что они подразумевали не религиозную

общность, а системную целостность, которая получила название по произвольно

взятому индикатору.

Л.Н. Гумилев показывает, что феномен суперэтноса лежит на порядок выше

этноса и определяется не размером и мощью, а исключительно степенью

межэтнической близости (табл. 2).

Из истории известно, что часто жестокие войны ведутся между близкими

родственниками. Вместе с тем они имеют коренное различие с войнами на

уровне больших систем. В последнем случае противник рассматривается как

нечто инородное, мешающее и подлежащее устранению. Но личные эмоции – гнев,

ненависть, зависть и т.п. не становятся мотивом проявляемой жесткости. Чем

дальше отстоят системы друг от друга, тем хладнокровнее ведется

взаимоистребление, превращаясь в подобие опасной охоты. А разве можно

гневаться на тигра или крокодила? И наоборот, борьба внутри системы имеет

целью не истребление противника, а победу над ним. Поскольку противник

также составляет часть системы, то без него система не может существовать.

Борьба ведется не для истребления, а за преобладание в системе. Так, вождь

флорентийских гибеллинов Фарината дельи Уберти помог врагам своей родины

одержать победу, но не допустил уничтожения Флоренции. Он заявил: «Я

сражался с этим городом для того, чтобы жить в нем». И он жил там до

смерти, после того как Арбия побагровела от крови его противников –

флорентийских гвельфов.

Способ поддержания целостности системы зависит от эпохи, точнее – от

фазы этногенеза. В молодых системах элементы контактируют весьма

напряженно, можно сказать, страстно, и вызывают столкновения. Часто

кровавые распри не несут ни идейного, ни классового смысла, происходя в

пределах одного социального слоя, например война Алой и Белой розы в

Англии, арманьяков и бургундцев во Франции. Но эти усобицы поддерживают

целостность этнической системы и государства лучше, нежели при апатии

населения – хотя тогда жить легко, этносы распадаются и исчезают как

целостности.

Часто этнические системы, как мы уже упоминали, не эквивалентны

государственным образованиям: один этнос может жить в разных государствах

или несколько – в одном. Так в каком же смысле мы можем трактовать их как

системы?

Принято деление на два идеальных типа систем: жесткие и корпускулярные,

или дискретные. В жестких системах все части (элементы) подогнаны друг к

другу так, что для нормального функционирования необходимо их одновременное

существование. В корпускулярных системах элементы взаимодействуют свободно,

легко заменяются на аналогичные, причем система не перестает действовать, и

возможна даже утрата части элементов с последующим восстановлением. Если же

таковое не воспоследует, то идет упрощение системы, имеющее в лимите ее

уничтожение.

Возможно и другое деление систем: на открытые, получающие энергию

постоянно и обменивающиеся со средой положительной и отрицательной

энтропией, и замкнутые, только тратящие первоначальный заряд до уравнивания

своего потенциала с потенциалом среды. При сопоставлении обеих

характеристик возможны четыре варианта систем: 1) жесткая открытая; 2)

жесткая замкнутая; 3) корпускулярная открытая; 4) корпускулярная замкнутая.

Деление это условно, так как любая действующая система совмещает черты

обоих типов, но, поскольку она находится ближе к тому или другому

поскольку, такое деление практически оправдано, ибо позволяет

классифицировать системы по степени соподчиненности элементов.

При изучении истории, как государственной, так и этнической, мы

встречаем любые градации систем описанных типов, за исключением крайних,

т.е. только жестких или только дискретных, ибо те и другие нежизнеспособны.

Жесткие системы не могут при поломках самовосстанавливаться, а дискретные

лишены способности к сопротивлению ударам извне. Поэтому на практике мы

встречаем системы с разной степенью жесткости, причем она тем больше, чем

больше в нее привнесено трудом человека, и тем меньше, чем создание системы

инициировано процессами природы, постоянно преображающей составляющие ее

элементы. В пределе это – противопоставление техносферы и биосферы.

Но где граница биосферы и технооферы, если сам человеческий организм -

часть природы? Очевидно, рубеж социо(техно) сферы и биосферы проходит не

только за пределами человеческих тел, но и внутри их. Однако от этого

различие не пропадает. Наоборот, мы здесь нащупали реальный момент

взаимодействия социального с биологическим. Это самостоятельное явление

природы, всем хорошо известное - этнос.

В идеале этнос – система корпускулярная, но для того чтобы не быть

уничтоженными соседями, люди, его составляющие, устанавливают выработанные

или заимствованные институты, являющиеся по отношению к этносу

вспомогательными жесткими системами. Таковы, например, власть старших в

роде, предводительство на охоте или на войне, обязательства по отношению к

семье и, наконец, образование государства. Таким образом, жесткие системы –

это социально-политические образования: государства, племенные союзы,

кланы, дружины и т.п. Совпадение систем обоих типов, т.е. этноса и

государства или племенного союза, необязательно, хотя и кажется

естественным. Вспомним великие империи древности, объединявшие

разнообразные этносы или средневековую феодальную раздробленность этносов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты