Философ Алексей Федорович Лосев
А. Ф. ЛОСЕВ ЦЕЛОСТНОСТЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
А. Ф. Лосев (23.09.1893 — 24.05.1988) родился в Новочеркасске (столице
Области Всевеликого Войска Донского) в скромной семье Ф. П. Лосева, учителя
математики, страстного любителя музыки, скрипача-виртуоза, и Н. А. Лосевой,
дочери настоятеля храма Михаила Архангела, протоиерея о. Алексея Полякова.
Однако отец оставил семью, когда сыну было всего три месяца, и воспитанием
мальчика занималась мать. От отца А. Ф. унаследовал страсть к музыке и, как
он сам признавался, «разгул и размах идей», «вечное искательство и
наслаждение свободой мысли». От матери — строгое православие и нравственные
устои жизни. Мать и сын жили в собственном доме, который в 1911 г., когда
Алексей кончил с золотой медалью классическую гимназию, пришлось продать —
нужны были деньги для обучения в Московском Императорском Университете
(доходов со сдаваемого матерью в аренду казачьего наследственного надела не
хватало).
Алексей Лосев в 1915 г. окончил Университет по двум отделениям историко-
филологического факультета — философии и классической филологии, получил он
и профессиональное музыкальное образование (школа итальянского скрипача Ф.
Стаджи) и серьезную подготовку в области психологии.
Со студенческих лет он член Психологического Института, который основал и
которым руководил профессор Г. И. Челпанов. Обоих, учителя и ученика,
связывало глубокое взаимопонимание. Г. И. Челпанов рекомендовал студента
Лосева в члены Религиозно -философского общества памяти Вл. Соловьева, где
молодой человек лично общался с Вяч. Ивановым, С. Н. Булгаковым, И. А.
Ильиным, С. Л. Франком, Е- Н. Трубецким, о. П. Флоренским. Оставленный при
Университете для подготовки к профессорскому званию, Алексей Лосев
одновременно преподавал в московских гимназиях древние языки и русскую
литературу, а в трудные революционные годы ездил читать лекции в только что
открытый Нижегородский Университет, где и был избран по конкурсу
профессором (1919), в 1923 г. Лосева утвердил в звании профессора уже в
Москве Государственный Ученый Совет.
На родину, где никого из близких за годы революции не осталось в живых,
Лосев не возвращался.
В 1922 г. он вступил в брак (венчал в Сергиевом Посаде о. П. Флоренский)
с Валентиной Михайловной Соколовой, математиком и астрономом, которой мы
обязаны напечатанием книг А. Ф. в 20-х годах.
Все эти годы А. Ф. Лосев был действительным членом Государственной
Академии Художественных наук, профессором Государственного Института
музыкальной науки (ГИМН), где он работал в области эстетики, профессором
Московской консерватории.
Начал он печататься с 1916 г. («Эрос у Платона», «Два мироощущения», «О
музыкальном ощущении любви и природы»).
В 1919 г. на немецком языке вышла в Швейцарии в сборнике «Russland» важная
статья Лосева Russische Pholosophie. В 1918 г. молодой Лосев совместно с С.
Н. Булгаковым и Вяч. Ивановым готовил по договоренности с издателем М. В.
Сабашниковым серию книг. Называлась эта серия под ред. А. Ф. Лосева
«Духовная Русь». В ней, кроме вышеназванных, участвовали Е. Н. Трубецкой,
С. Н. Дурылин, Г. И. Чулков, С. А. Сидоров. Однако издание это не увидело
света, что и неудивительно для революционных лет.
Однако в эти же годы началась подготовка т. н. «восьмикнижия», которое А.
Ф. Лосев опубликовал с 1927 по 1930 гг. Это были «Античный космос и
современная наука» (1927), «Философия имени» (1927), «Диалектика
художественной формы» (1927), «Музыка как предмет логики» (1927),
«Диалектика числа у Плотина» (1928), «Критика платонизма у Аристотеля»
(1929), «Очерки античного символизма и мифологии» (1930), «Диалектика мифа»
(1930).
Уже в конце 20-х годов автор этих книг подвергся травле и проработке в
печати. На XVI партсъезде ВКП(б) его осудил (в первую очередь за
«Диалектику мифа») Л. М. Каганович, как классового врага. В ночь на
Страстную пятницу 18 апреля 1930 г. А. Ф. Лосева арестовали, приговорив к
10 годам лагерей (его супругу к 5 годам), обвиняя в антисоветской
деятельности и в участии в церковно-монархической организации. Уже
отбывшего 18 месяцев заключения во внутренней тюрьме Лубянки (4 месяца в
одиночке) и находящегося в лагере на стройке Беломорско-Балтийского канала
на Лосева в статье «О борьбе с природой» обрушился М. Горький.
С удивительной стойкостью переносили Лосевы свое лагерное бытие, о чем
свидетельствует переписка А. Ф. с В. М., заключенной в лагере на Алтае.
Поддерживала силу духа супругов Лосевых их глубокая вера и тайно принятый
ими (под именами Андроника и Афанасии) монашеский постриг (1929 г., 3
июня), совершенный известным афонским старцем, архимандритом о. Давидом.
Однако сфабрикованное дело потерпело в конечном счете крах. Лосевых
освободили в 1933 г. в связи с завершением стройки канала. Правда, А. Ф.
вышел из лагеря, почти потеряв зрение, но зато с разрешением (сказалась
помощь Е. П. Пешковой, жены Горького, главы Политического Красного Креста)
вернуться с восстановлением гражданских прав в Москву.
В ЦК ВКП(б) бдительно следили за вернувшимся философом. Ему наложили запрет
на работу по его прямой специальности, разрешив заниматься античной
эстетикой и мифологией. Все 30-е годы А. Ф. переводил античных авторов:
Платона, Аристотеля, Плотина, Прокла, Секста Эмпирика, мифо-графов и
комментаторов философии, Николая Кузанского, а также знаменитый
ареопагитский корпус. Штатного места в высших учебных заведениях для
бывшего арестанта не было, и он вынужден был выезжать из Москвы раза два в
год для чтения курсов античной литературы в провинцию.
В 1941 г. семья Лосевых пережила новую катастрофу — гибель дома от
немецкой фугасной бомбы, полное разорение, смерть близких. Жить пришлось
начинать сначала еще раз. Появилась надежда на университетскую
деятельность. Пригласили на философский факультет МГУ им. Ломоносова. Но
читавшего лекции и руководившего гегелевским семинаром проф. Лосева
(1942—1944 гг.) изгнали из Московского университета по доносу (в нем принял
участие и бывший друг), как идеалиста.
В 1943 г. А. Ф. присудили степень доктора филологических наук.
Классическая филология оказалась спасительной. Власть перевела Лосева
(оставить без работы не решились) в Московский государственный пединститут
им. Ленина на открывшееся там классическое отделение, где он мешал как
конкурент зав. кафедрой. Правда, через несколько лет отделение закрыли, и
Лосев оказался сначала на кафедре русского языка, а затем на кафедре общего
языкознания, где он преподавал древние языки аспирантам, проработав до
самой своей кончины.
С 1930 по 1953 гг. А. Ф. Лосев не издал ни одного своего труда (перевод
из Николая Кузанского не в счет) — издательства боялись печатать рукописи
Лосева по античной эстетике и мифологии, обставляя их отрицательными
рецензиями, обвиняя в антимарксизме, что граничило с антисоветчиной,
грозило новым арестом. Спасла смерть Сталина.
С 1953 г. А. Ф. Лосева начали интенсивно печатать. Теперь, в 1998 г., в
списке трудов Лосева более 700 наименований, из них более 40 монографий. С
1963 по 1994 гг. выходило новое лосевское «восьмикнижие» — «История
античной эстетики» в 8 томах и 10 книгах (т. VIII в двух книгах, готовый
еще в 1985 г., вышел посмертно в 1992 и 1994 гг.). Этот труд явился
подлинной историей античной философии, которая вся, по определению ее
автора, выразительна, а значит, эстетична. Более того, этот труд дает нам
картину античной культуры в единении ее духовных и материальных ценностей.
На склоне лет А. Ф. смог вернуться к любимой еще с 20-х годов
проблематике. Впервые за советское время вышло собрание сочинений Платона
под редакцией А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса со статьями А. Ф. и комментариями
А. А. Тахо-Годи. Наконец, А. Ф. Лосев официально вернулся в философию,
сотрудничая в пятитомной философской энциклопедии (1960—1970), где ему
принадлежат 100 статей, иные из которых представляют большие глубокие
исследования. Выпустил он (тоже впервые в русской науке) «Античную
музыкальную эстетику» (1960—1961), не говоря уже о серьезных и объективных
статьях, посвященных Рихарду Вагнеру, о котором не принято было говорить
положительно (1968, 1978).
В 1983 г. вышла книга «Знак. Символ. Миф». Но еще раньше, в 1976-м,
появилась книга «Проблема символа и реалистического искусства» (2-е изд.,
1995). Именно Лосев впервые за советское время заговорил о символе, о
предмете, долгие годы закрытом для исследователей и читателей, и заговорил
положительно, вопреки ленинской критике. Впервые поднял А. Ф. и ряд
наболевших вопросов, связанных с эпохой Возрождения. А. Ф. Лосев, несмотря
на противодействие защитников марксистской доктрины, представил обратную
сторону так называемых титанов Ренессанса с их вседозволенностью и
абсолютизацией человеческой личности. «Эстетика Возрождения» (1978)
оказалась, как всегда у Лосева, больше, чем эстетика. Это выразительный лик
культуры целой эпохи.
Вернулся А. Ф. и к русской философии, о которой он писал в давние времена.
Он подготовил большую книгу об учителе своей юности, Вл. Соловьеве,
напечатав ее сокращенную редакцию под названием «Вл. Соловьев» (1983). Это
вы звало невероятные гонения и на книгу (первую при советской власти о
русском философе), и на ее автора. Книгу пытались уничтожить, а потом
сослали на окраины страны (за невозможностью сослать самого автора).
Рукописи Лосева в разных издательствах были задержаны на основе приказа
Председателя Комиздата Б. Н. Пастухова. Полностью книга «Вл. Соловьев и его
время» появилась в печати после кончины А. Ф., уже в 1990 г.
Так хотя бы в конце жизни, но снова были подняты Лосевым и восстановлены
в своих правах излюбленные им с 20-х годов идеи (причем уже не только на
античном материале) и выражены в чрезвычайно острой, яркой и полемической
форме.
А. Ф. Лосев скончался 24 мая 1988 г. в день памяти славянских
просветителей св. Кирилла и Мефодия, покровителей Лосева с детских лет (в
гимназии домовый храм был посвящен этим святым). Последнее, что написал А.
Ф. Лосев, — «Слово о Кирилле и Мефодии — Реальность общего», с которым А.
Ф. собирался выступить в год празднования Тысячелетия Крещения Руси. Это
слово на 9-й день по кончине А. Ф. я прочитала на Международной
конференции, посвященной великому празднеству, в присутствии многочисленных
гостей и участников почтенного собрания, светских и духовных лиц, в том
числе высоких иерархов.
В 1995 г. мне пришлось познакомиться со следственным делом А. Ф. Лосева,
причем выяснилось, что в Центральном архиве ФСБ РФ сохранились изъятые при
аресте философа рукописи (2350 страниц), которые были переданы мне 25 июля
1995 г. в «Доме Лосева» (на Арбате) в торжественной обстановке.
Интереснейшие архивные материалы, сохранившиеся дома после катастрофы 1941
г. и пополненные вернувшимися с Лубянки, регулярно публикуются в журналах,