предостеречь нас от повторения ошибок и заблуждений, свойственных
мыслителям прошлого.
Созданное Марксом материалистическое учение об обществе внесло существенные
изменения в ренее сложившееся понимание философии. Суть этого изменения
состояла в рассмотрении философии как особой формы общественного,
историчекого знания. В свете новых материалистических взглядов на общество,
к которым пришел Маркс, представления об особой, сверхисторической позиции
философского разума стали принципиально невозможными. Всякое сознание, в
том числе философское, предстало как выражение исторически изменяющегося
бытия, само вплетенное в исторический процесс и подверженное различным его
воздействиям. В абстрактной, внеисторической форме философии Маркс усмотрел
симптом определенной ушербности традиционного философского сознания,
которое в целом он высоко ценил. Вековым представлениям о философии как
автономном «царстве разума» был противопоставлен совсем иной взгляд:
импульсы для теоретического мышления дает жизнь, практика; филоофия же
должна осмысливать опыт исторического развития и указывать пути, идеалы,
цели на основе анализа этого опыта. В новом марксовом видении философия
предстала, таким образом, как форма социально-исторического знания. Это
относилось прежде всего к предмету философского осмысления. Общественное
сознание было понято как выражение общественного бытия.
Общественное бытие – совокупность условий материальной жизни общества,
прежде всего способ производства материальных благ и экономический строй.
Общественное бытие определяет собой общественное сознание людей. Под
общественным сознанием понимаются философские, политические, религиозные
взгляды и т. п. Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и
общественного сознания – основной вопрос философии применительно к
общественным явлениям. Общественное бытие является первичным, определяет
общественное сознание, духовную жизнь общества. Каким является бытие
общества, какими являются условия материальной жизни общества, такими
являются и идеи, теории, политические взгляды, политические учреждения
общества.
В свете такого понимания предложенное ранее описание отношений человека к
миру можно конкретизировать следующим образом: человек не вынесен за рамки
мира, он - внутри него; ближайшим бытием для людей выступает общественное
бытие, их отношение к природе опосредовано общественным бытием – трудом,
знанием; границы в системе «человек – общество – природа» подвижны.
Общественные отношения – отношения между людьми, устанавливающиеся в
процессе их совместной деятельности. Общественные отношения делятся на
материальные и идеологические. Производство материальных благ составляет
основу существования и развития человеческого общества. Поэтому из всех
общественных отношений важнейшими являются производственные, экономические
отношения. Производственные отношения определяют характер всех других
общественных отношений – политических, правовых и т.д. Понимание
зависимости всех общественных отношений от производственных впервые
позволило объяснить действительный ход человеческой истории.
Философия в новой ее интерпритации раскрылась как обобщенная концепция
общественной жизни в целом и различных ее подсистем – практики, познания,
политики, права, морали, искусства, науки, в том числе естествознания, на
основе которого во многом воссоздается научно-философская картина природы.
Наиболее емкое уяснение общественно-исторической жизни людей в единстве,
взаимодействии, развитии всех ее составляющих осуществляется сегодня в
рамках культурно-исторического подхода. Историко-материалистическое
понимание общества позволило выработать широкий взгляд на философию как на
явление культуры, понять ее функции в сложном комплексе социально-
исторической жизни людей, осознать реальные сферы приложения, процедуры и
результаты философского мироуяснения.
Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет
охватить весь динамический комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций.
Общественная жизнь людей при культурно логическом ее рассмотрении предстает
как единый, целостный процесс, связанный с формированием,
функционированием, хранением, трансляцией культурно-исторических ценностей,
с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта, со
сложными системами корреляции многообразных проявлений человеческой
деятельности в различных исторически конкретных типах типах культур.
Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический
подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или
иных социальных явлений, поскольку таковая выступает как резюме, обобщение
их реальной истории. Заключая, что философия базируется на осмыслении
человеческой истории, К.Маркс имел в виду не фактическое описание
исторического процесса, а выявление закономерностей, тенденций истории.
Соответственно и философ, в отличие от историка, представлялся ему
теоретиком, особым образом обобщающий исторический материал и формирующим
на этой основе философско-теоритическое миропонимание.
С исторической точки зрения философия – не первичная, а простейшая форма
сознания. К моменту возникновения философии человечеством был пройден
большой путь, накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания
и другой опыт. Появление философии – это рождение особого, вторичного типа
общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм
практики, культуры. Не случайно воплощенный в философии способ мышления,
обращенный ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.
Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных
человечеством в процессе общественно-исторической практики. Культура есть
общественное явление, выражающее достигнутый на данном этапе развития
общества уровень в области технического прогресса, производственного опыта
и навыков людей к труду, в области образования и воспитания, в области
науки, литературы, искусства и соответствующих им учреждений. В более узком
смысле под культурой понимают совокупность форм духовной жизни общества,
возникающих и развивающихся на основе исторически определенного способа
производства материальных благ. В связи с этим к культуре относят
достигнутый в обществе уровень в развитии образования, в развитии науки,
литературы, искусства, философии, нравственности и др. и соответствующих им
учреждений. Важнейшими показателями исторически достигнутого уровня
развития культуры является степень применения технических
усовершенствований, научных открытий в общественном производстве, культурно-
технический уровень производителей материальных благ, а также степень
распространения образования, литературы, искусства среди населения.
Всякая новая культура исторически связана с культурой прошлого.
Прежде всего, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы
опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или
общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями
культуры. Важное место среди них занимают категории, к которым относят
такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс,
свойство, отношение, изменение, развитие, причина – следствие, случайное –
необходимое, часть – целое, элемент – структура и др. Категории отражают
наиболее общие связи, отношения вещей. В своей совокупности они отражают
основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Эти понятия приложимы
не к какой-то одной области явлений, а к любым явлениям. Ни в повседневной
жизни, ни в науке, ни в различных формах практической деятельности нельзя
обойтись, скажем без понятия причины. Такие понятия присутствуют во всяком
мышлении, на них держится человеческая разумность. Вот почему их относят к
предельным основаниям, универсальным формам культуры. Классическая
философия от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятия философии с учением
о категориях. В схеме ромашка сердцевина соответствует общему понятийному
аппарату философии – системе категорий.
Многие века философы считали категории вечными формами «чистого» разума.
Историко-материалистический подход выявил иную картину: категории
формируются исторически с развитием человеческого мышления и воплощаются в
речевых структурах, в языке. Обращаясь к языку как культурно-историческому
образованию, анализируя формы высказываний и действия людей, философы
выявляют наиболее общие основания речевого мышления и практики.
В комплексе самых общих оснований культуры важное место занимают обобщенные
образы бытия и его различных частей (природа, общество, человек) в их
взаимосвязи, взаимодействии. Подвергшись теоретической проработке, такие
образы трансформируются в философское учение о бытии – онтологию (от
греческого ontos – сущее и logos – учение). Кроме того, теоретическому
осмыслению подлежат различные формы отношений мира и человека –
практические, познавательные и ценностные; отсюда и название
соответствующих разделов философии: праксиология (от греческого praktikos –
деятельный), гносеология (от греческого gnoseos – познание) и аксиология
(от греческого axios – ценный).
Философская мысль выявляет не только интеллектуальные, но также нравственно-
эмоциональные и другие «универсалии», всегда относящиеся к конкретным
историческим типам культур и вместе с тем принадлежащие человечеству в
целом, всемирной истории.
Помимо функции экспликации «универсалий» философия как рационально-
теоретическая форма мировоззрения берет на себя и задачу рационализации –
перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизаци,
теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех
его формах.
Разработка обобщенных идей и представлний с самого начала входила в задачу
философии как рационально-теоретической формы мировоззрения. В процессе
исторического развития база философских обобщений меняла свой вид,
охватывая все более обширные опытные, а затем и теоретические знания. На
первых порах философская мысль обращалась к разным вненаучным и донаучным,
в том числе обыденным, формам опыта. Широта охвата явлений, рассмотрение
под единым углом зрения, казалось бы, далеких друг от друга форм опыта,
знаний вкупе с силой теоретической, поднимающейся над частностями мысли
способствовали формированию общей концепции атомистики. Самые обычные,