Философия, ее предназначение, сущность и функции

предостеречь нас от повторения ошибок и заблуждений, свойственных

мыслителям прошлого.

Созданное Марксом материалистическое учение об обществе внесло существенные

изменения в ренее сложившееся понимание философии. Суть этого изменения

состояла в рассмотрении философии как особой формы общественного,

историчекого знания. В свете новых материалистических взглядов на общество,

к которым пришел Маркс, представления об особой, сверхисторической позиции

философского разума стали принципиально невозможными. Всякое сознание, в

том числе философское, предстало как выражение исторически изменяющегося

бытия, само вплетенное в исторический процесс и подверженное различным его

воздействиям. В абстрактной, внеисторической форме философии Маркс усмотрел

симптом определенной ушербности традиционного философского сознания,

которое в целом он высоко ценил. Вековым представлениям о философии как

автономном «царстве разума» был противопоставлен совсем иной взгляд:

импульсы для теоретического мышления дает жизнь, практика; филоофия же

должна осмысливать опыт исторического развития и указывать пути, идеалы,

цели на основе анализа этого опыта. В новом марксовом видении философия

предстала, таким образом, как форма социально-исторического знания. Это

относилось прежде всего к предмету философского осмысления. Общественное

сознание было понято как выражение общественного бытия.

Общественное бытие – совокупность условий материальной жизни общества,

прежде всего способ производства материальных благ и экономический строй.

Общественное бытие определяет собой общественное сознание людей. Под

общественным сознанием понимаются философские, политические, религиозные

взгляды и т. п. Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и

общественного сознания – основной вопрос философии применительно к

общественным явлениям. Общественное бытие является первичным, определяет

общественное сознание, духовную жизнь общества. Каким является бытие

общества, какими являются условия материальной жизни общества, такими

являются и идеи, теории, политические взгляды, политические учреждения

общества.

В свете такого понимания предложенное ранее описание отношений человека к

миру можно конкретизировать следующим образом: человек не вынесен за рамки

мира, он - внутри него; ближайшим бытием для людей выступает общественное

бытие, их отношение к природе опосредовано общественным бытием – трудом,

знанием; границы в системе «человек – общество – природа» подвижны.

Общественные отношения – отношения между людьми, устанавливающиеся в

процессе их совместной деятельности. Общественные отношения делятся на

материальные и идеологические. Производство материальных благ составляет

основу существования и развития человеческого общества. Поэтому из всех

общественных отношений важнейшими являются производственные, экономические

отношения. Производственные отношения определяют характер всех других

общественных отношений – политических, правовых и т.д. Понимание

зависимости всех общественных отношений от производственных впервые

позволило объяснить действительный ход человеческой истории.

Философия в новой ее интерпритации раскрылась как обобщенная концепция

общественной жизни в целом и различных ее подсистем – практики, познания,

политики, права, морали, искусства, науки, в том числе естествознания, на

основе которого во многом воссоздается научно-философская картина природы.

Наиболее емкое уяснение общественно-исторической жизни людей в единстве,

взаимодействии, развитии всех ее составляющих осуществляется сегодня в

рамках культурно-исторического подхода. Историко-материалистическое

понимание общества позволило выработать широкий взгляд на философию как на

явление культуры, понять ее функции в сложном комплексе социально-

исторической жизни людей, осознать реальные сферы приложения, процедуры и

результаты философского мироуяснения.

Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет

охватить весь динамический комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций.

Общественная жизнь людей при культурно логическом ее рассмотрении предстает

как единый, целостный процесс, связанный с формированием,

функционированием, хранением, трансляцией культурно-исторических ценностей,

с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта, со

сложными системами корреляции многообразных проявлений человеческой

деятельности в различных исторически конкретных типах типах культур.

Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический

подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или

иных социальных явлений, поскольку таковая выступает как резюме, обобщение

их реальной истории. Заключая, что философия базируется на осмыслении

человеческой истории, К.Маркс имел в виду не фактическое описание

исторического процесса, а выявление закономерностей, тенденций истории.

Соответственно и философ, в отличие от историка, представлялся ему

теоретиком, особым образом обобщающий исторический материал и формирующим

на этой основе философско-теоритическое миропонимание.

С исторической точки зрения философия – не первичная, а простейшая форма

сознания. К моменту возникновения философии человечеством был пройден

большой путь, накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания

и другой опыт. Появление философии – это рождение особого, вторичного типа

общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм

практики, культуры. Не случайно воплощенный в философии способ мышления,

обращенный ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных

человечеством в процессе общественно-исторической практики. Культура есть

общественное явление, выражающее достигнутый на данном этапе развития

общества уровень в области технического прогресса, производственного опыта

и навыков людей к труду, в области образования и воспитания, в области

науки, литературы, искусства и соответствующих им учреждений. В более узком

смысле под культурой понимают совокупность форм духовной жизни общества,

возникающих и развивающихся на основе исторически определенного способа

производства материальных благ. В связи с этим к культуре относят

достигнутый в обществе уровень в развитии образования, в развитии науки,

литературы, искусства, философии, нравственности и др. и соответствующих им

учреждений. Важнейшими показателями исторически достигнутого уровня

развития культуры является степень применения технических

усовершенствований, научных открытий в общественном производстве, культурно-

технический уровень производителей материальных благ, а также степень

распространения образования, литературы, искусства среди населения.

Всякая новая культура исторически связана с культурой прошлого.

Прежде всего, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы

опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или

общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями

культуры. Важное место среди них занимают категории, к которым относят

такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс,

свойство, отношение, изменение, развитие, причина – следствие, случайное –

необходимое, часть – целое, элемент – структура и др. Категории отражают

наиболее общие связи, отношения вещей. В своей совокупности они отражают

основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Эти понятия приложимы

не к какой-то одной области явлений, а к любым явлениям. Ни в повседневной

жизни, ни в науке, ни в различных формах практической деятельности нельзя

обойтись, скажем без понятия причины. Такие понятия присутствуют во всяком

мышлении, на них держится человеческая разумность. Вот почему их относят к

предельным основаниям, универсальным формам культуры. Классическая

философия от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятия философии с учением

о категориях. В схеме ромашка сердцевина соответствует общему понятийному

аппарату философии – системе категорий.

Многие века философы считали категории вечными формами «чистого» разума.

Историко-материалистический подход выявил иную картину: категории

формируются исторически с развитием человеческого мышления и воплощаются в

речевых структурах, в языке. Обращаясь к языку как культурно-историческому

образованию, анализируя формы высказываний и действия людей, философы

выявляют наиболее общие основания речевого мышления и практики.

В комплексе самых общих оснований культуры важное место занимают обобщенные

образы бытия и его различных частей (природа, общество, человек) в их

взаимосвязи, взаимодействии. Подвергшись теоретической проработке, такие

образы трансформируются в философское учение о бытии – онтологию (от

греческого ontos – сущее и logos – учение). Кроме того, теоретическому

осмыслению подлежат различные формы отношений мира и человека –

практические, познавательные и ценностные; отсюда и название

соответствующих разделов философии: праксиология (от греческого praktikos –

деятельный), гносеология (от греческого gnoseos – познание) и аксиология

(от греческого axios – ценный).

Философская мысль выявляет не только интеллектуальные, но также нравственно-

эмоциональные и другие «универсалии», всегда относящиеся к конкретным

историческим типам культур и вместе с тем принадлежащие человечеству в

целом, всемирной истории.

Помимо функции экспликации «универсалий» философия как рационально-

теоретическая форма мировоззрения берет на себя и задачу рационализации –

перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизаци,

теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех

его формах.

Разработка обобщенных идей и представлний с самого начала входила в задачу

философии как рационально-теоретической формы мировоззрения. В процессе

исторического развития база философских обобщений меняла свой вид,

охватывая все более обширные опытные, а затем и теоретические знания. На

первых порах философская мысль обращалась к разным вненаучным и донаучным,

в том числе обыденным, формам опыта. Широта охвата явлений, рассмотрение

под единым углом зрения, казалось бы, далеких друг от друга форм опыта,

знаний вкупе с силой теоретической, поднимающейся над частностями мысли

способствовали формированию общей концепции атомистики. Самые обычные,

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты