повседневные наблюдения в сочетании с особым философским образом мысли
служили нередко толчком к открытию удивительных черт и закономерностей
окружающего мира (перехода количества в качество, внутренней
противоречивости различных явлений и многих других ). Повседневный опыт,
жизненная практика участвуют во всех формах философского освоения мира
людьми постоянно, а не только на ранних этапах истории. Базис для
философских обобщений существенно обогащался по мере развития, углубления
конкретно-научных знаний.
Философия в культуре выполняет также важную критическую функцию. Поиск
решений сложных философских вопросов, формирование нового мировидиния
обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков,
ошибок, стереотипов, восстающих на пути к истинному познанию, правильному
действию.
По отношению к предшествующему и наличному культуро-историческому опыту
философия выполняет роль своего рода мировоззренческого «сита». Передовые
мыслители, как правило, ставят под сомнение, разрушают устаревшие взгляды,
догмы, схемы миропонимания. Вместе с тем они стремятся сохранить в
отвергаемых формах мировоззрения все ценное, рациональное, истинное,
оказать ему поддержку, обосновать, развить.
Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. В
качестве формы теоретической мысли она обладает мощными конструктивными
возможностями творческого формирования принципиально новых идей,
мировоззренческих образов, идеалов. Философия способна выстраивать
различные варианты миропонимания, как бы заготавливая пробные системы
мировоззрения для будущего, которое полно неожиданностей, никогда не бывает
всецело ясным для ныне живущих людей. Это подтверждается существованием в
истории философии разных вариантов понимания и решения мировоззренческих
проблем.
Важнейшей функцией философии в культурно-исторической жизни людей являются
согласование, интеграция всех форм человеческого опыта – практического,
познавательного и ценностного. Их целостное философское осмысление –
необходимое условие гармоничной и сбалансированой общественной жизни.
Соответствующая интересам человечества мировоззренческая ориентация требует
интеграции всех основных задач, ценностей человеческой культуры. Их
согласование посильно лишь для универсального мышления, обеспечеваемого той
сложной духовной работой, которую в человеческой культуре взяла на себя
философия.
Анализ важнейших функций философии в системе культуры показывает, что
культурно-исторический подход внес заметные изменения в классические
представления о предмете, целях, способах и результатах философской
деятельности.
Понятие научно-философского мировоззрения.
Философия и наука: общее и различия.
Сщность философского мировоззрения не исчерпыватся ответом на вопросы о
том, что принимается за первичное – материальное или идеальное и признается
ли познаваемость мира. Для характеристики любой философской системы важно
так же учитывать, какой метод познания используется при философском
рассмотрении окружающего мира. Если мы обратимся к истории философии, то
увидим, что существуют два основных метода познания, два взаимно
противоположных способа мышления – диалектика и метафизика.
Диалектика – слово греческое. Древние мыслители понимали под диалектикой
такой способ ведения беседы, споров, посредством которого раскрываются
противоречия в суждениях собеседника, выясняется истина и уточняются
понятия. Позже под диалектикой стали понимать философский метод, т.е. общие
правила и средства познания окружающего мира, тот способ, с помощью
которого мышление изучает данный предмет.
Диалектика рассматривает мир как единое, связаное целое. Она исходит из
того, что все вещи, явления, а также наши понятия как их мысленные
отражения находятся во взаимной связи, в непрпрывном движении и
противоречивом развитии. Диалектический взгляд на природу, историю и
человеческое мышление требует исследования изучаемого предмета во всех его
связях и отношениях, прослеживания действительной истории его развития,
раскрытия подлинных причин сложного и противоречивого процесса его
изменения.
Метафизика тоже слово греческое. В древности оно означало учение о началах
всего существующего. В дальнейшем под метафизикой стали понимать такой
способ мышления, при котором предметы и явления рассматриваются вне их
взаимной связи, как неподвижные, раз навсегда данные, лишенные внутренних
противоречий.
История философии начиная с древних времен и до наших дней насыщена борьбой
материализма и идеализма, диалектики и метафизики. За этой борьбой
философских взглядов, философских мировоззрений нужно видеть в конечном
счете борьбу реальных общественных сил – определенных классов и социальных
групп.
Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания, познания.
Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное
взаимодействие. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом
масштабе, имеют ввиду преобладающие на том или ином этапе истории предельно
общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то
есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного
настроя той или иной эпохи. Но в реальной действительности мировоззрение
формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и
социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это
значит, что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи
живет, действует во множестве груповых и индивидуальных вариантов.
Мировоззрение – образование интегральное. В состав мировозрения входят и
играют в нем важную роль обобщенные знания – повседневные, или жизненно-
практические, профессиональные, научные.
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих
самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем
жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении в
обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая
подсистемы в их взаимосвязи.
Мировоззрение – система взглядов, понятий и представлений об окружающем
мире в целом. Мировоззрение в широком смысле включает в себя совокупность
всех взглядов на окружающий мир, на явления природы и общества:
философские, общественно-политические, этические, эстетические, естественно-
научные воззрения и т.д.
Основное ядро всякого мировоззрения, мировоззрение в собственном смысле
слова, составляют философские взгляды. Главным вопросом мировоззрения
является основной вопрос философии, т.е. вопрос об отношении мышления к
бытию, сознания к материи. В зависимости от того, что считается первичным –
материя или сознание, существуют два основных вида мировоззрения, два
основных философских лагеря: материалистический и идеалистический.
Мировоззрение является отражением материального общественного бытия людей.
Оно зависит от уровня человеческих знаний, достигнутых в данный
исторический период, а также от господствующего общественного строя.
Мировоззрение, следовательно, имеет исторический характер. С развитием
общества изменяется и мировоззрение людей. В антогонистическом классовом
обществе не может быть единого мировоззрения. Мировоззрение в классовом
обществе носит классовый характер; господствующим мировоззрением является
мировоззрение господствующего класса. Так, в условиях феодального строя
господствовало религиозно-идеалистическое мировоззрение крупных
землевладельцев, светских и духовных. А в условиях феодально-
крепостнической России возникло мировоззрение революционных демократов
Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Некрасова, Салтыкова-
Щедрина и др., выражавших революционные устремления угнетенного
крестьянства.
Мировоззрение имеет не только теоретическое, познавательное, но и огромное
практическое значение: выражая общий взгляд на мир в целом, оно определяет
отношение людей к окружающему миру и служит руководством для действия.
Передовое, научное мировоззрение, раскрывая объективные законы природы и
общества, направляет деятельность людей в соответствии с прогресивным
развитием общества и тем ускоряет развитие общества.
Предмет философии как науки изменялся в ходе исторического развития. Почти
вплоть до возникновения марксизма философия выступала как наука наук,
включающая в себя все положительные знания о мире и заменяющая собой все
науки. Исторически это было оправдано слабым развитием конкретных знаний о
природе и обществе, недифференцированностью науки. Развитие конкретных наук
положило конец такой философии. Дифференциация наук, способность опытных
наук вскрывать действительные связи явлений природы и заменять
фантастические вымыслы старой, особенно идеалистической философии
конкретными положительными знаниями о вещах и явлениях сделали излишней
философию как «науку наук», стремящуюся к построению всеобъемлющих систем,
в которых отдельные науки являются лишь подчиненными философии частями и
звеньями. Последней попыткой создания такого рода системы была философия
Гегеля.
Существенно то, что все это многообразие знаний объединено в целостность.
Эта целостность обеспечивается не только теми взаимосвязями между
теоретическим и эмпирическим уровнями знания. Структура научного знания не
исчерпывается этими уровнями - она включает также и то, что принято
называть основаниями научного знания. Эти основания помимо того, что за
счет них достигается целостность предметной области, вместе с тем
определяют стратегию научного поиска и во многом обеспечивают включение его
результатов в культуру соответствующей исторической эпохи. Именно в
процессе формирования, перестройки и функционирования оснований наиболее
отчетливо прослеживается социокультурная размерность научного познания.
Основания каждой конкретной науки, в свою очередь, имеют достаточно сложную
структуру. Можно выделить по меньшей мере три главных составляющих блока
оснований науки: идеалы и нормы исследования, научную картину мира и
философские основания.
Философские основания науки наряду с функцией обоснования уже добытых
знаний выполняют также эвристическую функцию. Они активно участвуют в
построении новых теорий, целенаправляя перестройку нормативных структур
науки и картин реальности. Используемые в этом процессе философские идеи и