Философия, ее предназначение, сущность и функции

принципы могут применятся и для обоснования полученных результатов (новых

картин реальности и новых представлений о методе). Но совпадение

философской эвристики и философского обоснования не является обязательным.

Может случится, что в процессе формирования новых представлений

исследователь использует одни философские идеи и принципы, а затем развитые

им представления получают другую философскую интерпретацию, и только на

этой основе они обретают признание и включаются в культуру.

На первом этапе основной установкой, которая пронизывала разнообразные

философские принципы, применяемые при обосновании научных знаний о природе,

была идея абсолютной суверенности познающего разума, который, как бы со

стороны созерцая мир, раскрывает в явлениях природы их истинную сущность.

Считалось, например, что объективность и предметность знания достигается

лишь тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к

субъекту, средствам и процедурам его познавательной деятельности. Эти

процедуры принимались как раз и навсегда данные, неисторические. Идеалом

познания было построение окончательной, абсолютно истинной картины природы;

главное внимание уделялось поиску очевидных, наглядных и "вытекающих из

опыта" онтологических принципов.

На втором этапе обнаруживается кризис этих установок и осуществляется

переход к новому типу философских оснований. Этот период характеризуется

отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности

картины природы, выработанной на том или ином этапе развития

естествознания. Допускается истинность различных конкретных теоретических

описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них содержится

момент объективно-истинного знания. Осмысливаются взаимосвязи между

онтологическими постулатами науки и характеристиками метода, посредством

которого осваивается объект. В связи с этим принимаются такие типы

объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и

операции познавательной деятельности.

На третьем этапе, становление которого охватывает эпоху становления

современной НТР, по-видимому, складываются новые структуры философских

оснований естествознания. Они характеризуются осмыслнием исторической

изменчивости не только онтологий, но и самих идеалов и норм научного

понания, видением науки в контексте социальных условий ее бытия и ее

социальных последствий, обоснованием допустимости и даже необходимости

включения аксиологических (ценностных) факторов при объяснении и описании

ряда сложных системных объектов (примеры тому - теоретическое описание

экологических процессов, глобальное моделирование, обсуждение проблем

генной инженерии и т.д.).

Переход от одной структуры философских оснований к другой означает

пересмотр ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является

глобальной научной революцией.

Философские основания науки не стоит отождествлять с общим массивом

философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов

ее решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука

использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и

принципы. Философия не является рефлексией над наукой. Она - рефлексия над

основаниями всей культуры. В ее задачу входит анализ под определенным углом

зрения не только науки, но и других аспектов человеческого бытия - анализ

смысла человеческой жизни, обоснование желательного образа жизни и т.д.

Обсуждая и решая эти проблемы, философия вырабатывает и такие

категориальные структуры, которые могут быть использованы в науке.

Таким образом, философия в целом обладает опредленной избыточностью

содержания по отношению к запросам науки каждой исторической эпохи. При

решении философией мировоззренчеких проблем вырабатываются не только те

наиболее общие идеи и принципы, которые являются предпосылкой освоения

объектов на данной стадии развития науки, но и формируются категориальные

схемы, значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах

эволюции познания. В этом смысле можно говорить об определенных

прогнозирующих функциях философии по отношению к естествознанию.

Источник прогностических функций философии коренится в основных

особенностях философсого познания, нацеленного на постоянную рефлексию над

мировоззренческими основаниями культуры. Здесь можно выделить два основных

аспекта, существенно характеризующих философское познание. Первый из них

связан с обобщением философией предельно широкого материала исторического

развития культуры, который включает не только науку, но и все феномены

творчества. Философия часто сталкивается с фрагментами и аспектами

действительности, которые превосходят по уровню системной сложности

объекты, осваиваемые наукой. Например, человекомерные объекты,

функционирование которых предполагает включенность в них человеческого

фактора, стали предметом естественнонаучного исследования лишь в эпоху

современной НТР, с развитием системного проектирования, применением ЭВМ,

анализом глобальных экологических процессов и т.д. Философский же анализ

традиционно сталкивается с системами, включающими в качестве компонента

"человеческий фактор", например при осмыслении различных феноменов духовной

культуры. Поэтому категориальный аппарат, обеспечивающий освоение таких

систем, торабатывался в философии в общих чертах задолго до его применения

в естествознании.

Второй аспект философского творчества, связанный с генерацией содержания,

потенциально выходящего за рамки необходимых для науки определенной

исторической эпохи философских идей и категориальных структур, обусловлен

внутретеоретическими задачами самой философии. Выявляя основные

мировоззренческие смыслы, свойственные культуре соответствующей эпохи,

философия затем оперирует с ними как с особыми идеальными объектами,

изучает их внутренние отношения, связывает их в целостную систему, где

любое изменение одного элемента прямо или косвенно влияет на другие. В

результате таких внутритеоретических операций могут возникать новые

категориальные смыслы, причем даже такие, для которых трудно подыскать

прямые аналоги в практике соответствующей эпохи. Развивая эти смыслы,

философия готовит своеобразные категориальные матрицы будущих

мировоззренческих структур, будущих способов понимания, осмысления и

переживания человеком мира.

Переход от одного типа философских оснований науки к другому всегда

обусловлен не только внутренними потребностями науки, но и той

социокультурной средой, в которой развиваются и взаимодействуют философия и

наука.

Для науки важно не только существование в сфере философского знания

соответствующей эпохи необходимого спектра идей и принципов, но и

возможность путем селективного заимствования соответствующих категориальных

схем, идей и принципов превратить их в свои философские основания.

Сложное взаимодействие между историческим развитием философии и философских

оснований науки необходимо учитывать и при анализе современных процессов

перестройки этих оснований.

Становление диалектико-материалистической философии знаменовало переход к

новому способу философского мышления, который осознает свои собственные

социальные предпосылки и свою обусловленность историческим развитием

общественных отношений и деятельности людей.

Сами по себе эвристический и прогностический потенциалы диалектико-

материалистической философии не снимают проблемы практического применения в

науке ее идей. Такое применение предполагает особый тип исследований, в

рамках которых выработанные философией категориальные структуры

адаптируются к проблемам науки. Этот процесс связан с конкретизацией

категорий, с их трансформацией в идеи и принципы научной картины мира и в

методологические принципы, выражающие идеалы и нормы той или иной науки.

Указанный тип исследований составляет суть философско-методологического

анализа науки. В результате при решении кардинальных научных проблем

содержание философских категорий весьма часто обретает новые оттенки,

которые затем выявляются философской рефлексией и служат основанием для

нового обагащения категориального аппарата философии. Извращение этих

принципов чревато большими издержками как для науки, так и для философии.

Выводы

Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно

удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от

истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут начало самые

серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится

главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных

понятий и категорий, до самых хитромных мыслительных построений,- в

конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в

их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно

иметь ввиду, что с точки зрения научной философии уразуметь

действительность вовсе не значит просто примирится и во всем согласиться с

нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к

тому, что устаревает и отживает, и одновременно - поиск в самой реальной

действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей,

средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности,

практика, и являются той сферой, где только и могут получить разрешение

философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого

мышления.

Список использованной литературы

1. Акулов В.Л. Философия, ее предмет, структура и место в системе наук. -

Краснодар -1976г.

2. Введение в философию. т.1,т.2 - Москва - Издательство политической

литературы - 1989г.

3. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философкой науки. Л-М. Мысль 1969г.

4. Сагатовский В.Н. Вселенная философа. - Н. - 1972г.

5. Философский энциклопедический словарь. - Н. - 1989г.

6. Энгельс Ф. Людвиг Фенербах и конец классической немецкой философии.

//соч. т. 21 стр. 282-284.

Содержание

Введение

3

Мир и человек.

Основной вопрос философии 4

Общественно-исторический характер

философии. Философия в системе

культуры. Функции философии. 7

Понятие научно-философского

мировоззрения. Философия и

наука: общее и различия. 12

Выводы

19

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ,

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ

Выполнила студентка

з/о гуппы ПВС

Чих Светлана

Валерьевна

Шифр: 981102

Саратов 2000г.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты