Философия экзистенциализма

Философия экзистенциализма

Содержание

| |Введение…………………………….………………………….… |2 |

| |Основные представители атеистического |3 |

| |экзистенциализма………………………………………….. | |

| |Феноменологический метод М. Хайдеггера…………………. |3 |

| |Философская концепция Ж.-П. Сартра……………………… |12 |

| |А. Камю: абсурд и бунт…………………………………………. |18 |

| |Представители религиозного экзистенциализма: Г. Марсель и К. |21 |

| |Ясперс…………………………... | |

| |Г. Марсель: «Кто я есть?»……………………………………… |21 |

| |Экзистенциальная философия К. Ясперса…………………... |23 |

| |Заключение…………………………………………………….. |28 |

| |Список использованных источников……………. |30 |

Введение

Впервые об экзистенциализме (философии существования) заговорили в

конце 20-х годов 20 века. Многие считали это направление философии

бесперспективным, но вскоре оно выросло в крупное идейное движение. Условно

это движение разделяется на два направления: атеистическое (представители -

М. Хайдеггер в Германии, Ж.-П. Сартр, А. Камю во Франции) и религиозное -

К. Ясперс (Германия), Г. Марсель (Франция).

Экзистенциализм – философское выражение глубоких потрясений, постигших

общество во время кризисов 20-х, 40-х гг. Экзистенциалисты пытались

постигнуть человека в критических, кризисных ситуациях. Они сосредоточились

на проблеме духовной выдержки людей, заброшенных в иррациональный, вышедший

из-под контроля поток событий.

Кризисный период истории, то есть ХХ век, экзистенциалисты

рассматривают как кризис гуманизма, разума, как выражение «мировой

катастрофы». Но в этой неразберихе пафос экзистенциализма направлен против

личной капитуляции перед «глобальным кризисом». Сознание человека, живущего

в ХХ веке, отличается апокалиптическим страхом, ощущением покинутости,

одиночества. В задачу экзистенциализма входит создание новых определений

предмета философии, ее задач и возможностей новых постулатов.

Тип их философствования отличался от академической мысли.

Экзистенциалисты не предлагали новых философских конструкций. Они ставили в

центр внимания индивидуальные смысложизненные вопросы и проявляли интерес к

проблематике науки, морали, религии, философии истории в той мере, в какой

она соприкасалась с этими вопросами. В работах экзистенциалистов нет

движения от простейших определений предмета ко все более всестороннему и

конкретному его пониманию, что отличает теоретическую мысль от других форм

духовного освоения действительности. Их работы отличает, скорее,

сюжетность, художественность. Не случайно категориальные построения

экзистенциалистов свободно сложились в художественную прозу. Содержательная

сторона их философии заключалась в отказе от теоретически развитого знания

и в нацеленности на подвижные умонастроения, ситуационные переживания

человека современной эпохи[16][1].

Целью данной работы является анализ философских позиций некоторых

представителей экзистенциализма.

Основные представители атеистического

экзистенциализма

и их философские взгляды

Феноменологический метод М. Хайдеггера

С момента публикации работы «Бытие и время», принесшей ему широкую

известность, и вплоть до последних лет своей жизни Хайдеггер (1889 – 1970)

не уставал повторять, что в центре его внимания находится проблема бытия.

Фундаментальная онтология, согласно Хайдеггеру, должна начать с вопроса о

бытии, т.е. о смысле бытия. Он обосновывает необходимость и актуальность

новой постановки вопроса о бытии, потому что старое понимание бытия со

времен Платона превратилось в догму. Более того, последующая работа

философской мысли привела фактически к упразднению вопроса о бытии.

Постепенно господствующим стало мнение, что вопрос о бытии вообще излишен,

ибо:

1.бытие – самое общее понятие, которое охватывает все сущее. Но

всеобщность бытия иного порядка, чем всеобщность материальных родов, по

отношению к которым бытие трансцендентно.

2.понятию бытия нельзя дать определение. Но неопределимость бытия,

напротив, понуждает к вопросу о его смысле.

3.бытие принимается как само собой разумеющееся понятие. Но ведь

именно самопонятное есть истинная и единственная тема философии. Таким

образом, став физикой, метафизика забыла о бытии, более того, забыла о

самом забвении.

Хайдеггеровская онтология есть фундаментальная (или критическая)

онтология, потому что сам вопрос и способ его постановки включается в

существо онтологии. Здесь важно отметить феноменологическое начало

хайдеггеровской философии. Феноменология ищет феномен, а это, прежде всего

- открытость, себя-в-самом-себе-показывающее, т.е. то, что говорит само за

себя. Вопрос о бытии, мыслимый феноменологически, предполагает вопрос-

феномен: этот вопрос задает не онтолог, а некое сущее самим своим

существованием осуществляет вопрос о бытии. Сущее, в бытии которого речь

идет о самом этом бытии, сущее, отличающееся от другого сущего тем, что оно

онто-логично, - т.е. устроено так, что находясь среди сущего, от-носится,

вы-носится из сущего к бытию сущего в возможной целостности его смысла –

именно это интересует Хайдеггера.

Неэффективность традиционного вопроса о бытии преодолевается

Хайдеггером анализом того, кто в состоянии вопрошать. Им может быть сущее,

бытийствующее и одновременно рефлексирующее о бытии. Если вопрос о бытии

ставится отчетливо, развертывается в своей совершенной прозрачности, то,

согласно Хайдеггеру, он должен быть подготовлен пониманием того отдельного

сущего, которое имеет доступ к бытию. Направленность понимания, понятийного

познания и выбора сущего – это конституитивные правила вопрошания и

одновременно модус бытия сущего, в качестве которого выступаем мы сами,

вопрошающие о бытии. Это сущее, имеющее бытийственную возможность

спрашивания, Хайдеггер обозначает термином Dasein. Хайдеггер выбирает

термин «Dasein» и одновременно отказывается от традиционного содержания -

«существование» у Канта, «наличное бытие» у Гегеля - так как для него нет

единого понятия существования. Если у Гегеля понятие Dasein имеет самый

низкий онтологический статус и выступает как своего рода категориальное

клеймо, которым абсолютный дух помечает ограниченность и абстрактность

любых достоверностей индивидуального опыта, то Хайдеггер тем же словом

обозначает независимую от абсолютов целостность этого опыта: всю

реальность, с которой от рождения и до смерти имеет дело данный,

незаместимый в своей самобытности индивид.

Сущее, вопрошающее о бытии – Dasein – должно быть определено в своем

бытии, но в то же время бытие становится доступным только через это сущее.

Тем не менее нельзя говорить о наличии круга в доказательстве, ибо сущее в

своем бытии может быть определено и без эксплицитного понимания бытия. «Не

«круг в доказательстве» лежит в вопросе о смысле бытия, но пожалуй странная

«назад- или вперед-отнесенность» спрошенного (бытия) к спрашиванию как

бытийному модусу сущего”[14][2]. Dasein выделяется из другого сущего, т.е.

выделяется онтически, поскольку «для этого сущего в его бытии речь идет о

самом этом бытии». «Понятность бытия,- подчеркивает Хайдеггер,- сама есть

бытийная определенность присутствия. Онтическое отличие присутствия в том,

что оно существует онтологично»[3],-т.е. устроено так, что, находясь среди

сущего, от-носится, вы-носится из сущего к бытию сущего в возможной

целостности его смысла. Онтически-онтологический круг Хайдеггер замыкает на

Dasein: онтология обосновывается через аналитику Dasein, т.е. через

описание существенных черт человеческого способа существования, через

онтическую укорененность человека в мире; однако все онтическое в Dasein,

все, что связывает его с другим сущим – все эмпирическое, психологическое,

практически-деятельное, - должно получить онтологическое прояснение, т.е.

прояснение из бытия.

Сущность Dasein определяется экзистенцией, важнейшим конституирующим

признаком которой является самопонимание и способ его обнаружения. «Само

бытие,- пишет Хайдеггер, - к которому присутствие так или иначе может

относить себя и всегда каким-либо образом относит, мы называем

экзистенцией»[4]. Содержательно экзистенция означает «пред-стояние в истине

бытия». Термин «экзистенция» – производное от латинского глагола ex-sistere

– выступать, выходить, делаться, становиться. Сущность Dasein, таким

образом состоит в том, чтобы становиться, выходить за пределы наличности –

экс-зистировать.

Смысл бытия равен пониманию бытия, т.е. самопроектированию Dasein.

Структуру человеческого бытия в ее целостности Хайдеггер обозначает как

заботу. Он раскрывает смысл и одновременно указывает на онтическую

укорененность заботы, приводя следующую басню: Забота, переходя реку,

слепила из глины существо, которому Юпитер, по ее просьбе даровал дух.

Затем Забота, Юпитер и Земля начали спорить о том, чьим именем наделить

слепленное существо. Они взяли судьей Сатурна, который рассудил следующим

образом: после смерти Юпитер должен получить дух, Земля – тело, а т.к.

Забота первая образовала это существо, то, пока оно живет, оно принадлежит

Заботе. Названо же существо будет «homo» – по имени материала, из которого

оно сделано.

Забота представляет собой единство трех моментов: бытия-в-мире,

забегания вперед и бытия-при-внутримировом-сущем.

Важнейшей стороной Dasein, благодаря которой оно вообще оказывается

доступным для восприятия, является бытие-в-мире (In-der-Welt-sein). В-мире-

бытие означает принадлежность внутримирового содержания человеческому

субъекту, т.е. неразрывность человеческого бытия и мира, субъективного и

объективного. Немецкое слово ,,Sein” означает не только ,,бытие”, но и

принадлежность некоего предмета или свойства. Соответственно, In-der-Welt-

sein означает раскрытие мира, как нечто, существующее при Dasein, а не

наряду с ним. Хайдеггер провозглашает бытие-в-мире внутренним, априорным

определением человека.

Второй момент заботы как забегание вперед, означает, что человеческое

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты