Философия экзистенциализма
Содержание
| |Введение…………………………….………………………….… |2 |
| |Основные представители атеистического |3 |
| |экзистенциализма………………………………………….. | |
| |Феноменологический метод М. Хайдеггера…………………. |3 |
| |Философская концепция Ж.-П. Сартра……………………… |12 |
| |А. Камю: абсурд и бунт…………………………………………. |18 |
| |Представители религиозного экзистенциализма: Г. Марсель и К. |21 |
| |Ясперс…………………………... | |
| |Г. Марсель: «Кто я есть?»……………………………………… |21 |
| |Экзистенциальная философия К. Ясперса…………………... |23 |
| |Заключение…………………………………………………….. |28 |
| |Список использованных источников……………. |30 |
Введение
Впервые об экзистенциализме (философии существования) заговорили в
конце 20-х годов 20 века. Многие считали это направление философии
бесперспективным, но вскоре оно выросло в крупное идейное движение. Условно
это движение разделяется на два направления: атеистическое (представители -
М. Хайдеггер в Германии, Ж.-П. Сартр, А. Камю во Франции) и религиозное -
К. Ясперс (Германия), Г. Марсель (Франция).
Экзистенциализм – философское выражение глубоких потрясений, постигших
общество во время кризисов 20-х, 40-х гг. Экзистенциалисты пытались
постигнуть человека в критических, кризисных ситуациях. Они сосредоточились
на проблеме духовной выдержки людей, заброшенных в иррациональный, вышедший
из-под контроля поток событий.
Кризисный период истории, то есть ХХ век, экзистенциалисты
рассматривают как кризис гуманизма, разума, как выражение «мировой
катастрофы». Но в этой неразберихе пафос экзистенциализма направлен против
личной капитуляции перед «глобальным кризисом». Сознание человека, живущего
в ХХ веке, отличается апокалиптическим страхом, ощущением покинутости,
одиночества. В задачу экзистенциализма входит создание новых определений
предмета философии, ее задач и возможностей новых постулатов.
Тип их философствования отличался от академической мысли.
Экзистенциалисты не предлагали новых философских конструкций. Они ставили в
центр внимания индивидуальные смысложизненные вопросы и проявляли интерес к
проблематике науки, морали, религии, философии истории в той мере, в какой
она соприкасалась с этими вопросами. В работах экзистенциалистов нет
движения от простейших определений предмета ко все более всестороннему и
конкретному его пониманию, что отличает теоретическую мысль от других форм
духовного освоения действительности. Их работы отличает, скорее,
сюжетность, художественность. Не случайно категориальные построения
экзистенциалистов свободно сложились в художественную прозу. Содержательная
сторона их философии заключалась в отказе от теоретически развитого знания
и в нацеленности на подвижные умонастроения, ситуационные переживания
человека современной эпохи[16][1].
Целью данной работы является анализ философских позиций некоторых
представителей экзистенциализма.
Основные представители атеистического
экзистенциализма
и их философские взгляды
Феноменологический метод М. Хайдеггера
С момента публикации работы «Бытие и время», принесшей ему широкую
известность, и вплоть до последних лет своей жизни Хайдеггер (1889 – 1970)
не уставал повторять, что в центре его внимания находится проблема бытия.
Фундаментальная онтология, согласно Хайдеггеру, должна начать с вопроса о
бытии, т.е. о смысле бытия. Он обосновывает необходимость и актуальность
новой постановки вопроса о бытии, потому что старое понимание бытия со
времен Платона превратилось в догму. Более того, последующая работа
философской мысли привела фактически к упразднению вопроса о бытии.
Постепенно господствующим стало мнение, что вопрос о бытии вообще излишен,
ибо:
1.бытие – самое общее понятие, которое охватывает все сущее. Но
всеобщность бытия иного порядка, чем всеобщность материальных родов, по
отношению к которым бытие трансцендентно.
2.понятию бытия нельзя дать определение. Но неопределимость бытия,
напротив, понуждает к вопросу о его смысле.
3.бытие принимается как само собой разумеющееся понятие. Но ведь
именно самопонятное есть истинная и единственная тема философии. Таким
образом, став физикой, метафизика забыла о бытии, более того, забыла о
самом забвении.
Хайдеггеровская онтология есть фундаментальная (или критическая)
онтология, потому что сам вопрос и способ его постановки включается в
существо онтологии. Здесь важно отметить феноменологическое начало
хайдеггеровской философии. Феноменология ищет феномен, а это, прежде всего
- открытость, себя-в-самом-себе-показывающее, т.е. то, что говорит само за
себя. Вопрос о бытии, мыслимый феноменологически, предполагает вопрос-
феномен: этот вопрос задает не онтолог, а некое сущее самим своим
существованием осуществляет вопрос о бытии. Сущее, в бытии которого речь
идет о самом этом бытии, сущее, отличающееся от другого сущего тем, что оно
онто-логично, - т.е. устроено так, что находясь среди сущего, от-носится,
вы-носится из сущего к бытию сущего в возможной целостности его смысла –
именно это интересует Хайдеггера.
Неэффективность традиционного вопроса о бытии преодолевается
Хайдеггером анализом того, кто в состоянии вопрошать. Им может быть сущее,
бытийствующее и одновременно рефлексирующее о бытии. Если вопрос о бытии
ставится отчетливо, развертывается в своей совершенной прозрачности, то,
согласно Хайдеггеру, он должен быть подготовлен пониманием того отдельного
сущего, которое имеет доступ к бытию. Направленность понимания, понятийного
познания и выбора сущего – это конституитивные правила вопрошания и
одновременно модус бытия сущего, в качестве которого выступаем мы сами,
вопрошающие о бытии. Это сущее, имеющее бытийственную возможность
спрашивания, Хайдеггер обозначает термином Dasein. Хайдеггер выбирает
термин «Dasein» и одновременно отказывается от традиционного содержания -
«существование» у Канта, «наличное бытие» у Гегеля - так как для него нет
единого понятия существования. Если у Гегеля понятие Dasein имеет самый
низкий онтологический статус и выступает как своего рода категориальное
клеймо, которым абсолютный дух помечает ограниченность и абстрактность
любых достоверностей индивидуального опыта, то Хайдеггер тем же словом
обозначает независимую от абсолютов целостность этого опыта: всю
реальность, с которой от рождения и до смерти имеет дело данный,
незаместимый в своей самобытности индивид.
Сущее, вопрошающее о бытии – Dasein – должно быть определено в своем
бытии, но в то же время бытие становится доступным только через это сущее.
Тем не менее нельзя говорить о наличии круга в доказательстве, ибо сущее в
своем бытии может быть определено и без эксплицитного понимания бытия. «Не
«круг в доказательстве» лежит в вопросе о смысле бытия, но пожалуй странная
«назад- или вперед-отнесенность» спрошенного (бытия) к спрашиванию как
бытийному модусу сущего”[14][2]. Dasein выделяется из другого сущего, т.е.
выделяется онтически, поскольку «для этого сущего в его бытии речь идет о
самом этом бытии». «Понятность бытия,- подчеркивает Хайдеггер,- сама есть
бытийная определенность присутствия. Онтическое отличие присутствия в том,
что оно существует онтологично»[3],-т.е. устроено так, что, находясь среди
сущего, от-носится, вы-носится из сущего к бытию сущего в возможной
целостности его смысла. Онтически-онтологический круг Хайдеггер замыкает на
Dasein: онтология обосновывается через аналитику Dasein, т.е. через
описание существенных черт человеческого способа существования, через
онтическую укорененность человека в мире; однако все онтическое в Dasein,
все, что связывает его с другим сущим – все эмпирическое, психологическое,
практически-деятельное, - должно получить онтологическое прояснение, т.е.
прояснение из бытия.
Сущность Dasein определяется экзистенцией, важнейшим конституирующим
признаком которой является самопонимание и способ его обнаружения. «Само
бытие,- пишет Хайдеггер, - к которому присутствие так или иначе может
относить себя и всегда каким-либо образом относит, мы называем
экзистенцией»[4]. Содержательно экзистенция означает «пред-стояние в истине
бытия». Термин «экзистенция» – производное от латинского глагола ex-sistere
– выступать, выходить, делаться, становиться. Сущность Dasein, таким
образом состоит в том, чтобы становиться, выходить за пределы наличности –
экс-зистировать.
Смысл бытия равен пониманию бытия, т.е. самопроектированию Dasein.
Структуру человеческого бытия в ее целостности Хайдеггер обозначает как
заботу. Он раскрывает смысл и одновременно указывает на онтическую
укорененность заботы, приводя следующую басню: Забота, переходя реку,
слепила из глины существо, которому Юпитер, по ее просьбе даровал дух.
Затем Забота, Юпитер и Земля начали спорить о том, чьим именем наделить
слепленное существо. Они взяли судьей Сатурна, который рассудил следующим
образом: после смерти Юпитер должен получить дух, Земля – тело, а т.к.
Забота первая образовала это существо, то, пока оно живет, оно принадлежит
Заботе. Названо же существо будет «homo» – по имени материала, из которого
оно сделано.
Забота представляет собой единство трех моментов: бытия-в-мире,
забегания вперед и бытия-при-внутримировом-сущем.
Важнейшей стороной Dasein, благодаря которой оно вообще оказывается
доступным для восприятия, является бытие-в-мире (In-der-Welt-sein). В-мире-
бытие означает принадлежность внутримирового содержания человеческому
субъекту, т.е. неразрывность человеческого бытия и мира, субъективного и
объективного. Немецкое слово ,,Sein” означает не только ,,бытие”, но и
принадлежность некоего предмета или свойства. Соответственно, In-der-Welt-
sein означает раскрытие мира, как нечто, существующее при Dasein, а не
наряду с ним. Хайдеггер провозглашает бытие-в-мире внутренним, априорным
определением человека.
Второй момент заботы как забегание вперед, означает, что человеческое