Философия Эпикура

пустота была безгранична, а тела ограничены [по числу], то тела нигде не

останавливались бы, но неслись бы рассеянные по безграничной пустоте,

потому что не имели бы других тел, которые поддерживали бы их и

останавливали бы обратными ударами. А если бы пустота была ограничена, то

безграничные [по числу] тела не имели бы места, где остановиться. Далее,

миры безграничны [по числу], как похожие на этот [наш мир], так и не

похожие. Ибо атомы, число которых безгранично, как только что было

доказано, несутся даже очень далеко. Ибо такие атомы, из которых может

образоваться мир и которыми он может быть создан, не израсходованы ни на

единый мир, ни на ограниченное число миров, как тех, которые таковы, [как

наш], так и тех, которые отличны от них. Поэтому нет ничего, что

препятствовало бы [признанию] безграничного числа миров».

Все миры и все сложные тела в них выделились из материальных масс, и

все со временем разлагается с различной скоростью. Не исключение здесь и

душа. Она также есть тело, состоящее из тонких частиц, рассеянных по всему

нашему телу, и «очень похожа на ветер». Когда разлагается тело, с ним

вместе разлагается душа, она перестает чувствовать и прекращает свое

существование как душа. И вообще ничто бестелесное нельзя мыслить, кроме

пустоты, пустота же «не может ни действовать, ни испытывать действие, но

только доставляет через себя движение [возможность движения] телам.

Поэтому, — заключает Эпикур, — говорящие, что душа бестелесна, говорят

вздор». Во всех астрономических и метеорологических вопросах Эпикур — не

меньше, чем в учении о знании, — решающее значение придавал чувственным

восприятиям. «Ибо исследовать природу, — разъяснял он, — не должно на

основании пустых [не доказанных] предположений [утверждений] и

[произвольных] законоположений, но должно исследовать ее так, как взывают к

этому [требуют] видимые явления».

Настолько велико у Эпикура доверие к непосредственным чувственным

впечатлениям, что вразрез, например, с мнением Демокрита, который, опираясь

на обработку прямых наблюдений, считал Солнце огромным по своим размерам,

Эпикур заключал о величине небесных тел на основе не научных умозаключений,

а чувственных восприятий. Так, он писал Пифоклу: «А величина Солнца, Луны и

остальных светил, с нашей точки зрения, такая, какою кажется: а сама по

себе она или немногим больше видимой, или немногим меньше, или такая

же».Надежным средством избежать фантастических измышлений при изучении

природных явлений Эпикур считал метод аналогий, основанных на учете данных

и явлений чувственного восприятия. Такие вероятные аналогии, думал он,

могут обеспечивать безмятежность души в большей мере, чем привлечение

противоборствующих и исключающих друг друга теорий.

Подобный метод исследования допускает не одно единственное, а

множество возможных и вероятных объяснений. Он допускает как бы

гносеологический плюрализм, то, что каждое явление может иметь несколько

объяснений (например, затмения Солнца и Луны могут происходить и вследствие

погасания этих светил, и вследствие их заслонения другим телом.

Единственное условие, которое им ставится, — безусловная их естественность,

отсутствие сверхъестественных допущений, божественных сил, и полная свобода

от противоречий с известными из опыта данными чувственного восприятия.

Говоря о методе исследования философов эпикурейской школы, Эпикур пояснял

Пифоклу: «Они (т. е. небесные явления) допускают и несколько (более чем

одну) причин возникновения своего и несколько суждений о бытии своем

(природе своей), согласных с чувственными восприятиями». В иных местах

Эпикур прямо отвергает попытки дать сложным и непонятным явлениям,

наблюдаемым в природе, одноединственное объяснение: «Но давать одно

(единственное) объяснение этим явлениям — это прилично только тем, кто

хочет морочить толпу». Множественность объяснений удовлетворяет не только

теоретическую любознательность, не только проливает свет на физическую

картину и физический механизм явлений. Она содействует главной задаче

познания — освобождает душу от гнетущих ее тревог и страхов.. «Нашей жизни

нужны уже не неразумная вера и необоснованные мнения, но то, чтобы жить нам

без тревоги. Итак, все (вся жизнь) происходит без потрясений по отношению

ко всему, что может быть объяснено различным образом в согласии с видимыми

явлениями, когда допускают, как и должно, правдоподобные [убедительные]

высказывания об этом. Но если кто одно оставляет, а другое, в такой же

степени согласное с видимыми явлениями, отбрасывает, тот очевидно оставляет

область всякого научного исследования природы и спускается в область мифов»

Этика Эпикура

Аристипп определял удовольствие как положительное состояние

наслаждения, порождаемого ровным движением. Эпикур, по крайней мере в

дошедших до нас сочинениях, определял удовольствие отрицательным признаком

— как отсутствие страдания. «Предел величины удовольствия, — пояснял Эпикур

Менекею, — есть устранение всякого страдания, а где есть удовольствие, там,

пока оно есть, нет страдания или печали, или нет и того и другого».

Принцип, или цель, этики Эпикура не имеет, согласно его собственному

заявлению, ничего общего с теорией наслаждения, или гедонизмом, с которым

ее часто смешивали. «Когда мы говорим, — пояснял Эпикур Менекею, — что

удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствие распутников

и не удовольствие, заключающееся в чувственном наслаждении, как думают

некоторые, не знающие или не соглашающиеся или неправильно понимающие, но

мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог». Именно

посредством освобождения от них достигается цель счастливой жизни —

здоровье тела и безмятежность души (атараксия)

Эпикур различал при этом два вида удовольствий: удовольствие покоя и

удовольствие движения. Из них основным он считал удовольствие покоя

(отсутствие страданий тела).

В понятом таким образом удовольствии Эпикур видел критерий поведения

человека. «С него начинаем мы, — писал он Менекею, — всякий выбор и

избегание; к нему возвращаемся мы, судя внутренним чувством, как мерилом, о

всяком благе»

Принятие удовольствия за критерий блага вовсе не означает, будто

человек должен предаваться любому виду удовольствия. Уже киренаик Аристипп

говорил, что здесь необходим выбор и что для получения истинных наслаждений

требуется благоразумие. Еще в большей мере Эпикур считал благоразумие

величайшим благом, — большим даже, чем сама философия: «От благоразумия

произошли все остальные добродетели: оно учит, что нельзя жить приятно, не

живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно,

нравственно и справедливо, не живя приятно».

На этих положениях строится у Эпикура его классификация удовольствий.

Он делит желания на естественные и вздорные (пустые). В свою очередь,

естественные делятся на такие, которые естественны и необходимы, и на

такие, которые, будучи естественными, не являются в то же время

необходимыми: "Надо принять во внимание, что желания бывают: одни —

естественные, другие — пустые, и из числа естественных одни — необходимые,

а другие — только естественные; а из числа необходимых одни — необходимы

для счастья, другие — для спокойствия тела, третьи — для самой жизни.

Свободное от ошибок рассмотрение этих фактов при всяком выборе и избегании

может содействовать здоровью тела и безмятежности души, так как это есть

цель счастливой жизни: ведь ради этого мы все делаем, именно чтобы не иметь

ни страданий, ни тревог... Мы имеем надобность в удовольствии тогда, когда

страдаем от отсутствия удовольствия; а когда не страдаем, то уже не

нуждаемся в удовольствии. Поэтому-то мы и называем удовольствие началом и

концом счастливой жизни..."[3] Таким образом, Эпикур призывает

удовлетворять лишь естественные и необходимые потребности, а естественные,

но не необходимые либо, а тем более искусственные, надуманные он требует

оставить без удовлетворения.

Эпикур исследует тревожащие человека мнения и находит их прежде всего

в трех видах страха: в страхе перед небесными явлениями, перед богами и

перед смертью. На преодоление этих страхов и направлено все атеистическое

учение Эпикура.

В отдельных случаях необходимо избегать удовольствий и выбирать или

предпочитать страдания: «Так как удовольствие есть первое и прирожденное

нам благо, то поэтому мы выбираем не всякое удовольствие, но иногда обходим

многие удовольствия, когда за ними следует для нас большая

неприятность: также мы считаем многие страдания лучше удовольствия, когда

приходит для нас большее удовольствие, после того как мы вытерпим страдания

в течение долгого времени. Таким образом. всякое удовольствие, по

естественному родству с нами. есть благо, но не всякое удовольствие следует

выбирать, равно как и страдание всякое есть зло, но не всякого страдания

следует избегать».

При этом Эпикур считал страдания души худшими по сравнению со

страданиями тела: тело страдает только из-за настоящего, душа же — не

только из-за этого, но и из-за прошлого и будущего; соответственно и

удовольствия души Эпикур расценивал как более значительные.

Этика Эпикура вполне индивидуалистична. Основное ее требование — «живи

незаметно». Ее индивидуализму не противоречит и восхваление у Эпикура

дружбы. Хотя к дружбе стремятся ради нее самой, но ценится она ради

приносимой ею безопасности и, в конечном счете, ради безмятежности души. В

«Главных мыслях» Эпикур утверждает: «То же самое убеждение, которое дает

нам безбоязненность относительно того, что ничто страшное не бывает вечным

или долговременным, усмотрело и то, что безопасность, даже в нашем

ограниченном существовании, благодаря дружбе наиболее полно

осуществляется».

Отсюда ясно, что этическое мировоззрение Эпикуpa — утилитаризм. Ему

соответствует учение о происхождении справедливости из договора:

«Справедливость, происходящая от природы, есть договор о полезном — с целью

не вредить друг другу и не терпеть вреда». И еще в другом месте:

«Справедливость не есть нечто само по себе, но в сношениях людей друг с

другом в каких бы то ни было местах всегда она есть некоторый договор о

том, чтобы не вредить и не терять вреда».

Являясь результатом договора, соглашения между людьми, предписания

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты