Философия государства и права Гегеля

Философия государства и права Гегеля

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

ФИЛОСОФИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ГЕГЕЛЯ

Соискатель

Тордия И. В.

ТЮМЕНЬ - 1997

ПЛАН

Введение 3 - 4

Глава I

Метод философии Гегеля 5 - 16

Глава II

Философия права Гегеля 17 - 30

Глава III

Философское учение Гегеля

о государстве 31 - 42

Заключение 43 - 44

Список использованной литературы 45

Введение

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе

Штудгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии

первоначальное образование 1788 г. был зачислен в число студентов

теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал

домашним учителем, далее служил директором гимназии Нюренберге. С 1801 г.

преподавал в Ненском университете. С 1816 г. Гегель - профессор

Гейдельбергского университета, а с 1818 г. - Берлинского, где некоторое

время был и его ректором.[1]

Уже в студенческие годы Гегель был занят творческим освоением и

осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии.

Философия права Гегеля одна из наиболее знаменитых работ во всей истории

правовой, политической мысли. Это синтез философских и политико-правовых

исследований Гегеля на протяжении ряда лет.

Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии.

Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым

представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном

развитии.

Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы

и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как

метод познания её антиподу, метафизике, так как по его мнению явление не

менее объективно, чем сущность.

В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая

задачей науки о праве и государстве не разработку представлений о должном

разумном праве и государстве, а нахождении разумного в самой

действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический

идеал действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой

действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью,

отказ от построения должного разумного права и государства и стремление

оправдать как разумное существующее.

Гегель первым различает гражданское общество и политическое

государство, трактуя гражданское общество, как опосредованная трудом,

система потребностей покоящаяся на господстве частной собственности и

всеобщем формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет

политическое государство на три власти, считая подлежащее разделение

властей в государстве гарантией публичной свободы.

Высшим моментом идеи государства и Гегеля представляет идеализацию

суверенитета. Гегель выделил национальную сущность государства, поделив

всемирную историю мира на четыре всемирно-исторических мира, возвеличивал

при этом германские народы и приукрашивая степень развитости Пруссии и

других немецких государств.

В данной работе основные вопросы Гегелевской философии о государстве и

праве.

Глава I

Метод философии Гегеля

При выработке основных принципов своих учений Гегель использовал

важнейшие выводы философских систем древнего мира нового времени,

естественных и общественных наук. Обобщая предшествующие системы, он

критически развивал и своевременно истолковал элементы философских

воззрений Вольфа, Спинозы, Лейбница, Канта, Рихте, Шеллинга. “Философия

Гегеля - максимально рационализированный и логизированный объективный

идеализм. В основе всего сущего лежат законы мышления, то есть законы

логики. Но логики не формальной, а совпадающей с диалектикой -

диалектической логики. На вопрос откуда взялись эти законы Гегель отвечает

просто: это мысли бога до сотворения мира. Логика есть изображение бога

каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то

ни было конечного духа.”[2]

Гегель считал материализм беспорядочным неправомерным направлением.

Философская система делится Гегелем на три части: 1)логика; 2)философия

природы; 3)философия духа.

Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления

(сознания) и бытия, это тождество представляет собой субстанциональное

единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, то есть

предполагающее и различие. Мышление и бытие подчинены одним и тем же

законам, в этом смысле Гегелевского положения о конкретном тождестве.

Объективное абсолютное мышление есть движущая сила всего сущего и

выступает оно, как абсолютная идея, которая непрерывно развивается.

Восхождение от абстрактного к конкретному - общий принцип развития.

Новаторство Гегеля в том, что его логика прорывает узкий горизонт

формальной логики. Логические формы не только содержательны, но и находятся

во взаимной связи и развитии. Гегель провозглашает единство. тождество

диалектики, логики и теории познания.[3]

Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости

мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает

в них проявление абсолютного духа, отсюда вывод : все действительное

разумно, все разумное действительно. Гегель полагал, что существующее

разумно, именно когда оно выражает какую-то необходимость, закономерность.

Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считал природу. природа

есть поражение абсолютной идеи, ее инобытия. Пораженная духом, природа не

имеет независимо от него существования.

Третья ступень гегелевской системы - философия духа. Здесь абсолютная

идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое

выражение в абсолютном духе.

Саморазвитие духа идет по трем ступеням:

1) “субъективный дух” - индивидуальное человеческое сознание

2) “объективный дух” - человеческое общество, и три главные формы :

право, нравственность, государство.

3) “абсолютный дух” - включает искусство, религию, философию.

Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития,

перехода от низменного к высшему. Движущей силой развития духа Гегель

считает диалектическое противоречие субъекта и объекта мысли и предмета.

Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы.

С точки зрения Гегеля мир, как совокупность природы и духа, находящихся

не вне абсолютного (абсолютного духа), а в нем самом. Саморазвитие мира,

есть история абсолютного духа; признание этого Гегелем, влекло за собой

важный в методологическом отношении вывод для построения всей гегелевской

философии - способ, каким может быть познано абсолютное, вовсе не должен

быть принципиально иным, чем способ познания мира природы и мира духа.

В философии Гегеля триада выполняет не только методологическую функцию,

но и функцию системосозидающую. Это не только содержательный принцип. или

закон диалектики, как способ построения системы. Вся структура Гегелевской

философии подчиняется тройственному ритму, строится в соответствии с

требованиями триады.

Разрабатывая свою теорию диалектики Гегель исходит из идеи единства

диалектической логики для всех сфер духа: для общества, государства, права,

политики, законодательства, человеческой жизни, всемирной истории.

Логическое изображение, подчеркивает Гегель, есть “всеобщий способ, в

котором все остальные способы сняты и заключены.[4] Абсолютность

диалектического метода Гегель видит в том, что один объект (в том числе

государственно-правовая сфера и тематика) не может оказать ему (методу)

сопротивления.

Философский подход Гегеля к сфере объективного духа (общество,

государство, право и так далее) предполагает реализацию принципов, моделей

и правил его диалектики в данной предметной области исследования, поскольку

“сам метод расширяется в систему”.[5]

Философия права по Гегелю не имеет своих специфических методов

исследования.

Постановка и решение Гегелем вопроса о предмете и методе философии

права опирается на диалектику в ее спекулятивно-идеалистической форме,

метод предопределяет понятийный характер предмета исследования и по

существу не исследует объект, а создает его, предмет же исследования

сводится к понятийному аппарату метода. то есть тождества предмета и

метода. Гегелевская философия права означает равенство их понятийного

содержания.

“Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, - писал

Маркс, - отнюдь не помешала тому. что именно Гегель первый дал

всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У

Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть

под мистической оболочкой рациональное зерно”.[6]

Сам Гегель заявлял, что его диалектический метод не есть некое чисто

“внешнее искусство” или субъективная игра в доказательства и опровержения.

что его метод опровергает всякую школьную метафизику, руководствующуюся

формальными определениями и что диалектический метод, есть “душа всякого

научного развертывания мысли” и именно он, и только он, вносит необходимую

внутреннюю связь в содержании науки и его непреодолимая сила состоит во

внутренне противоречивом поступательном движении и развитии.

Открытие диалектического метода, составление целой эпохи в философском

мышлении, не было случайностью. Гегель неоднократно подчеркивал, что в

истории философской мысли существует известная преемственность, обогащение

последующих философских учений. Подчеркивание Гегелем заслуг предшествующих

философских учений не помешало ему с успехом расширить рамки предыдущих

достижений и представил весь исторический и духовный мир в виде

бесконечного процесса движения и развития. Все что нас окружает, заявил он,

моет быть рассмотрено как образец диалектики.

Выступая против одностороннего абстрактно аналитического метода. он

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты