Рассмотрение процесса осуществления якобы подлинной свободы в
действительности не является в учении Гегеля предметом философии права.
Понятие о праве в представлении Гегеля имеет своей основой не волю
отдельного лица, а некую себе и для себя сущую, всеобщую волю, имеющую
самостоятельное существование во времени, пространстве и выражающую
объективно разумную, а не субъективный произвол отдельного лица, что
существенно отлично от понятия о праве данное Кантом и всеми сторонниками
критической философии. Категорический императив Канта в области права
гласит: “Поступай так, чтобы твоя свобода могла сосуществовать со свободой
всех людей, исходное положение - свобода отдельной личности”. Гегель же
стремиться постигнуть разумную сущность права и государства самих по себе,
независимо от прав и интересов отдельной личности. Он трактует
положительное право как выражение самого разума, чтобы тем самым обосновать
неправомерность, но революцию уничтожения, не отрицая при этом возможности
элементов насилия и тирании в положительном праве, но считает их для самого
права чем-то случайным, не касающимся природы права самого по себе, как
нечто разумного, как в себе и для себя сущей свободы воли.
В “философии права” как составной части системы гегелевской философии
развитие духа дается через развитие диалектического движения понятия права
от его абстрактных форм до конкретных - от абстрактного права к
моральности, а затем к нравственности( семье, гражданскому обществу и
государству ).
Философия права в качестве части философии имеет “определенную исходную
точку, которая есть результат и истина того, что ей предшествует и что
составляет ее так называемое доказательство. Поэтому понятие права по
своему становлению трактуется вне науки права, его дедукция предполагается
здесь уже имеющейся и его следует принимать как должное.”[18]
“Философская наука о праве, - отмечает Гегель, - имеет своим предметом
идею права - понятие права и его осуществление”.[19] Идея права которая и
есть свобода, по замыслу и исполнению Гегеля, развертывается в мир права,
ее сфера объективного духа предстает как идеальная правовая деятельность -
объективация форм права и свободы.
Идея права как предмет философии права означает единство понятия права
и наличного бытия права, получаемого в ходе объективации понятия права.
Свою концепцию философии права Гегель разрабатывает и трактует именно
как философскую науку о праве, отличную от юриспруденции, а занимаясь
позитивным правом (законодательством) имеет дело по его характеристике,
лишь с противоречиями.[20]
Задача философии права, по Гегелю, состоит в постижении мыслей, лежащих
в основании права, а подлинная мысль о праве есть его понятие. Эта
понятейная трактовка права “Философия права”, содержит систему объективных
формообразований, которые получаются в процессе саморазвертывания понятия
права при диалектическом его восхождении от абстрактного к конкретному. Без
уяснения особого смысла категории “понятие” невозможно понять ни один из
разделов гегелевской философии.
Философия, поясняет Гегель, “есть наивысший способ постижения
абсолютной идеи, потому что ее способ есть наивысший - понятие”.[21]
Абсолютная идея, как “единственный предмет и содержание философии”
имеет различные формации (“по Гегелю это самоопределения и обособления”
абсолютной идеи) и философское постижение их - “дело особенных философских
наук”.[22] Такой “особенной философской наукой” является и “Философия
права”.
Понятие “право” употребляется в гегелевской философии права в следующих
основных значениях:
I) право как свобода (идея права)
II) право как определенная ступень и форма свободы (особое право)
III) право как закон (позитивное право).
I. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей
свободы - “свобода” и “право” выражают единый смысл.
II. Система права как царство реализованной свободы представляет собой
иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных).
Конкретизация понятия права есть определенное наличное бытие свободы, а
значит и особое право. Подобная характеристика относится к абстрактному
праву, морали, семье, обществу, государству. Эти “особые права” даны в
рамках одной формации объективного духа, они ограничены, соподчинены и
могут вступать во взаимные коллизии.
Последующее “особое право”, диалектически “снимающее” предыдущее, более
абстрактное “особое право”, представляет его основание и истину. Более
конкретное “особое право” первичнее и сильнее более абстрактного.
На вершине “особых прав” стоит право государства, над ним лишь право
мирового духа. Поскольку в реальной действительности “особые права” всех
ступеней (личности, ее совести, семьи, государства) даны одновременно и,
следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, так как по
гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право высшей ступени.
III. Право как закон (позитивное право) является одним из “особых
прав”.
Гегель пишет : “То, что есть право в себе, положено в его объективном
наличном бытии, то есть определено для сознания мыслью и известно как то,
что есть и признано правом, как закон; посредством этого определения право
есть вообще позитивное право”.[23]
Превращение права в себе в закон путем законодательства придает праву
форму всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства
может быть лишь внимание стороны гегелевских отношений. Различая право и
закон, Гегель в то же время стремится исключить их противопоставление.
Гегель признает, что содержание права может быть искажено в процессе
законодательства, поэтому не все данное в форме закона есть право. В
гегелевской философии речь идет о внутреннем различении одного и того же
понятия права на разных ступенях ее конкретизации.
“То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом
позитивного права, - подчеркивал он, - является для него чем-то случайным
и не затрагивает его природу”.[24]
Закон (по понятию) - это конкретная форма выражения права. Отстаивая
это, Гегель вместе с тем отвергает противоправный закон, то есть позитивное
право, не соответствующее понятию права вообще.
Специфика философии права Гегеля проявляет себя не в развертывании
признаваемого им принципа различения права и закона в некую независимо от
позитивного права действующую и ему критически противостоящую систему
естественного права.[25] Напротив, Гегель стремится доказать неистинность и
недействительность такой трактовки различия права и закона.
Предметом гегелевского философского рассмотрения является лишь
идеальное (право и закон едины по своей идеальной природе).
Гегель утверждает, что в законах отражаются национальный характер
данного народа, ступень его исторического развития, естественные условия
его жизни, но вместе с тем отмечает, что чисто историческое исследование и
сравнительно-историческое познание отличаются от философского способа
рассмотрения, находятся вне его.
Исторический материал, не будучи сам по себе философски-разумным,
приобретает в гегелевской концепции философское значение лишь тогда, когда
он раскрывается как момент развития философского понятия.[26]
В гегелевском учении тремя главными формообразованиями свободной воли и
соответственно тремя основными уровнями развития понятия права являются:
1) абстрактное право
2)мораль
3)нравственность
I. Сфера абстрактного или формального права есть область
непосредственного внешнего самоопределения воли отдельной личности, внешнее
наличное бытие свободы воли.
II. Сфера морали есть внутреннее наличное бытие воли, внутреннее
самоопределение воли отдельной личности, находящее свое выражение в ее
действиях.
III. Сфера нравственности есть область конкретного единства внешнего
внутреннего бытия свободы, абстрактного права и морали. В этой сфере
всеобщее, разумное, подлинная свобода получает свое существование и в
системе общественных отношений и в самоопределении воли отдельного лица,
действующего согласно требованиям разумного порядка.
Эти три этапа в развитии понятия права осуществляет общий путь развития
понятия в гегелевской философии.
Процесс развития понятия права определялся развитием самих категорий
гегелевской идеалистической диалектики. При этом задача философии права
понять работу разума в развитии идеи права. наше субъективное мышление с
точки зрения лишь как бы наблюдает за развитием идеи, как собственной
работой разума. Дело науки заключается в том, чтобы понять эту
“самостоятельную работу разума предмета”.
Маркс в “Светлом семействе” указывал на эту черту всей гегелевской
философии : “Истина... для Гегеля, автомат, который сам себя доказывает”.
Человеку остается следовать за ней, результат действительного развития есть
не что иное, как доказанная, то есть доведенная до сознания истина”.[27]
Абстрактное право - первая ступень в движении понятия права от
абстрактного к конкретному. В основе права - свобода отдельного человека.
“Личность начинается только здесь, поскольку субъект имеет самосознание о
себе не только вообще, как о конкретном и каким-то образом определенном
“я”, а скорее имеет самосознание о себе, как о совершенно абстрактном
“я”.[28]
Понятие о личности представляет собой основу абстрактного права. “Будь
лицом и уважай других в качестве лиц” - является основной заповедью
абстрактного права.[29] Тем самым абстрактное право предполагает
определенные отношения между отдельными личностями”.[30]
Понятие Гегеля об абстрактном праве было абстрактным понятием о
правоотношениях, свойственных буржуазному обществу, которое обосновывается
Гегелем на почве объективного идеализма, как определенный этап в процессе
диалектического развития духа. Понятие абстрактного права есть лишь
наименее развитое понятие о праве и не является еще истинным. “Абстрактное
понятие права содержит в себе, как в зародыше, все более конкретные
правовые определения , но в начале понятие абстрактно, то есть все
определения, правда, содержатся в нем, но вместе с тем только содержатся:
они суть только в себе и еще не развиты в самих себе в целостность”.[31]
По мысли Гегеля абстрактное право заключает в себе в качестве возможных
все определения области морали и в области нравственности. Свою реализацию