философа, становится в определенное политическое отношение со всеобщностью
государства.
Несмотря на недостатки данного анализа, большим прогрессом в истории
философии была сама постановка проблемы о ней.
Основой прогрессивного развития общества и государства Гегель считает
наличие в них социальных противоречий. Он признает, что с одной стороны
увеличивается накопление богатства, а с другой усиливается зависимость и
бедственное положение прикрепленного к труду класса.
В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентрация
“чрезмерных богатств в немногих руках и рост роскоши сопровождает
“бесконечный рост зависимости и нужды”.[43]
Отмечая развитие социальных антагонистских противоречий в современном
ему обществе, Гегель не видит возможности для их преодоления. Гегель не
мыслит иного общества, кроме буржуазного, он всецело остается в плену
представлений о незыблемости основ этого строя.
Гражданское общество и государство, по Гегелевской концепции,
соотносятся как рассудок и разум: гражданское общество - это “внешнее
государства”, “государство нужды и рассудка”[44], а подлинное государство -
разумно. Поэтому в философско-логическом плане гражданское общество
расценивается Гегелем как магнит государства, как то, что снимается в
государстве.
Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие
государства как его основания. “Поэтому в действительности, - подчеркивает
он, - государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в
гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два
момента”.[45]
Гражданское общество в трактовке Гегеля - это опосредованная трудом
система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и
всеобщем формальном равенстве людей. К теоретическим заслугам Гегеля
относится четкая принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи
социально-экономических и политических сфер гражданского общества и
государства, о необходимом и закономерном, диалектическом характере этих
связей и соотношений.
“Государство есть действительность нравственной идеи, - нравственный
дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и
знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает.”[46]
Государство для Гегеля есть нечто “в себе и для себя разумное в
государстве, свобода достигает наивысшего, подобающего ей права”.[47]
Поэтому государство. по учению Гоголя, есть самоцель.
Из утверждения абсолютного значения государства Гегель делает два
вывода:
во-первых, государство имеет преимущественное значение по сравнению с
интересами отдельного лица, оно “обладает наивысшим правом в отношении
отдельных людей, наивысшей обязанностью которых является быть членом
государства”.[48]
во-вторых, нельзя рассматривать государство лишь как средство для
охраны интересов отдельной личности. Усматривать назначение государства в
обеспечении и защите собственности и личной свободы отдельного гражданина
означает и признание интересов отдельных лиц окончательной целью их
существования в государстве.
“Государство на самом деле находится в совершенно другом отношении к
индивидууму, так как оно есть объективный дух”. Отдельная личность черпает
из жизни о государстве истинные понятия о нравственности, она лишь в
государстве осуществляет свою подлинную свободу, ибо здесь достигается, по
мнению Гегеля, единство объективной свободы, то есть всеобщей воли и
субъективной свободы отдельной личности, который в своих действиях
руководствуется законами, нравственными основоположениями, имеющими
всеобщее значение. Свое понимание государства Гегель противопоставляет
идеям французской революции.
Гегель обосновывает разумность существующего государства для того,
чтобы обосновать примирение с окружающей действительностью и показать, что
борьба с существующими порядками является бессмысленными мечтаниями -
“пустым мнением”.
Государство Гегель рассматривает как осуществление подлинной свободы.
“Государство есть дух, стоящий в мире и реализующийся в нем сознательно,
между тем как в природе он получает действительность лишь как иной, чем он,
как спящий дух”.[49] Но так как дух в философии Гегеля есть лишь
философский псевдоним бога, то Гегель не только объявляет государство
осуществлением свободы, но и шествием бога в мире. благодаря этому
Гегелевское понятие о государстве приобретает сугубо мистический характер.
Поэтому всякое революционное выступление против существующего государства
Гегель готов был объявить выступлением против самого господа бога”.[50]
Гегелевская идея государства представляет собой правовую
действительность, в иерархической структуре которой государство, само
будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство.
Свобода же означает достигнутость такой ситуации правового государства.
Наличие идеи государства Гегель констатирует лишь применительно к
развитым европейским государствам современной ему исторической эпохи, в
которых реализована христианская идея свободы, достигнуты личная
независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительство и
конституционное правление.
Представление о таком государстве отражают ряд существенных
характеристик буржуазной государственности в Англии и Франции. В Германии и
в то время были полуфеодальные полубуржуазные общественные государственно-
правовые порядки, иначе говоря, Прусское государство того времени
находилось ниже уровня обоснованной Гегелем идеи государства, поэтому идея
государства была скорее в кантовском, чем в гегелевском, смысле -
долженствованием, а не действительностью.
Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля - не агрегат
атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм,
а живой организм. Поэтому у Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны,
индивида, гражданина, а с другой - государства, не о противостоянии их
автономных и независимых прав и свобод, а об органически целостной свободе
- свободе государственно организованного народа (нации), включающей в себя
свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни.
Различные трактовки государства в гегелевской философии права:
государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое
образование, как единый организм, как конституционная монархия, как
“политическое государство” - являются взаимосвязанными аспектами единой
идеи государства.[51]
В философии права Гегеля античная мысль о полисном правлении
синтезируется с доктриной “господства права”; результатом этого синтеза и
является гегелевская концепция правового государства. Поскольку у Гегеля
само государство есть правовое образование (конкретное право), а различные
права и свободы действительны лишь на базе и в рамках государства,
гегелевская концепция права и государства представляет собой специфический
этатистский вариант буржуазной доктрины “господства права”.
Подобно тому как у Платона и Аристотеля только полисная форма общности
обеспечивает справедливость и право, так и у Гегеля свобода, право,
справедливость действительны лишь в государстве, соответствующем идее
государства.
Гегелевская этатическая версия правового государства существенно
отличается как от концепций демократизма (суверенитет народа) и
либерализма, так и от различных архаических и новейших деспотических форм
правления, в которых господствующий произвол и насилие, а не конституция,
право и закон.
Согласно Гегелю, античное представление о государстве у Платона и
Аристотеля субстанционально, но лишено момента субъективности воли и
индивидуальной свободы, в воззрениях же Руссо, напротив, отсутствует
субстанциональный взгляд на государство. Гегелевский синтез субъективной и
объективной воли, субстанционального и индивидуального исходит из того, что
государство как субстанциональное нравственное целое, первичное по
отношению к своим составным моментам и есть разумная в себе и для себя
всеобщая воля.
Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко:
1) как непосредственная действительность в виде индивидуального
государства;
2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право;
3) во всемирной истории.
Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное
государство. В своем развитом и разумном виде такое государство
представляет собой основанную на разделении властей конституционную
монархию.
Тремя разными властями, на которых подразделяется политическое
государство являются: законодательная власть, правительственная власть и
власть государя.
Гегель, в целом соглашаясь с идеей своих предшественников, считает
надлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.
Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного
ограничения ложной, поскольку при таком подходе предполагается враждебность
каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он
выступает за ограниченное единство различных властей, при котором все
власти исходят из мощи целого и являются его “текучими членами”. В
господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей
государственному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего
суверенитета государства.
Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и
обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Поясняя
характер компетенции монарха, отличает, что в благоустроенной
конституционной монархии объективная сторона государственного дела
определяется законами, а монарху остается лишь присоединить к этому свое
субъективное “я хочу”.[52]
Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную,
определяется им как власть, которая подводит особенные сферы и отдельные
случаи под всеобщее. Задача правительственной власти - выполнение решений
монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Члены правительства
и государственная чиновничья бюрократия характеризуются Гегелем как главная
составная часть среднего сословия, в которой сосредоточены государственное
сознание и образованность. Восхваляя чиновничество, Гегель считает его