Философия государства и права Гегеля

философа, становится в определенное политическое отношение со всеобщностью

государства.

Несмотря на недостатки данного анализа, большим прогрессом в истории

философии была сама постановка проблемы о ней.

Основой прогрессивного развития общества и государства Гегель считает

наличие в них социальных противоречий. Он признает, что с одной стороны

увеличивается накопление богатства, а с другой усиливается зависимость и

бедственное положение прикрепленного к труду класса.

В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентрация

“чрезмерных богатств в немногих руках и рост роскоши сопровождает

“бесконечный рост зависимости и нужды”.[43]

Отмечая развитие социальных антагонистских противоречий в современном

ему обществе, Гегель не видит возможности для их преодоления. Гегель не

мыслит иного общества, кроме буржуазного, он всецело остается в плену

представлений о незыблемости основ этого строя.

Гражданское общество и государство, по Гегелевской концепции,

соотносятся как рассудок и разум: гражданское общество - это “внешнее

государства”, “государство нужды и рассудка”[44], а подлинное государство -

разумно. Поэтому в философско-логическом плане гражданское общество

расценивается Гегелем как магнит государства, как то, что снимается в

государстве.

Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие

государства как его основания. “Поэтому в действительности, - подчеркивает

он, - государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в

гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два

момента”.[45]

Гражданское общество в трактовке Гегеля - это опосредованная трудом

система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и

всеобщем формальном равенстве людей. К теоретическим заслугам Гегеля

относится четкая принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи

социально-экономических и политических сфер гражданского общества и

государства, о необходимом и закономерном, диалектическом характере этих

связей и соотношений.

“Государство есть действительность нравственной идеи, - нравственный

дух как явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и

знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает.”[46]

Государство для Гегеля есть нечто “в себе и для себя разумное в

государстве, свобода достигает наивысшего, подобающего ей права”.[47]

Поэтому государство. по учению Гоголя, есть самоцель.

Из утверждения абсолютного значения государства Гегель делает два

вывода:

во-первых, государство имеет преимущественное значение по сравнению с

интересами отдельного лица, оно “обладает наивысшим правом в отношении

отдельных людей, наивысшей обязанностью которых является быть членом

государства”.[48]

во-вторых, нельзя рассматривать государство лишь как средство для

охраны интересов отдельной личности. Усматривать назначение государства в

обеспечении и защите собственности и личной свободы отдельного гражданина

означает и признание интересов отдельных лиц окончательной целью их

существования в государстве.

“Государство на самом деле находится в совершенно другом отношении к

индивидууму, так как оно есть объективный дух”. Отдельная личность черпает

из жизни о государстве истинные понятия о нравственности, она лишь в

государстве осуществляет свою подлинную свободу, ибо здесь достигается, по

мнению Гегеля, единство объективной свободы, то есть всеобщей воли и

субъективной свободы отдельной личности, который в своих действиях

руководствуется законами, нравственными основоположениями, имеющими

всеобщее значение. Свое понимание государства Гегель противопоставляет

идеям французской революции.

Гегель обосновывает разумность существующего государства для того,

чтобы обосновать примирение с окружающей действительностью и показать, что

борьба с существующими порядками является бессмысленными мечтаниями -

“пустым мнением”.

Государство Гегель рассматривает как осуществление подлинной свободы.

“Государство есть дух, стоящий в мире и реализующийся в нем сознательно,

между тем как в природе он получает действительность лишь как иной, чем он,

как спящий дух”.[49] Но так как дух в философии Гегеля есть лишь

философский псевдоним бога, то Гегель не только объявляет государство

осуществлением свободы, но и шествием бога в мире. благодаря этому

Гегелевское понятие о государстве приобретает сугубо мистический характер.

Поэтому всякое революционное выступление против существующего государства

Гегель готов был объявить выступлением против самого господа бога”.[50]

Гегелевская идея государства представляет собой правовую

действительность, в иерархической структуре которой государство, само

будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство.

Свобода же означает достигнутость такой ситуации правового государства.

Наличие идеи государства Гегель констатирует лишь применительно к

развитым европейским государствам современной ему исторической эпохи, в

которых реализована христианская идея свободы, достигнуты личная

независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительство и

конституционное правление.

Представление о таком государстве отражают ряд существенных

характеристик буржуазной государственности в Англии и Франции. В Германии и

в то время были полуфеодальные полубуржуазные общественные государственно-

правовые порядки, иначе говоря, Прусское государство того времени

находилось ниже уровня обоснованной Гегелем идеи государства, поэтому идея

государства была скорее в кантовском, чем в гегелевском, смысле -

долженствованием, а не действительностью.

Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля - не агрегат

атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм,

а живой организм. Поэтому у Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны,

индивида, гражданина, а с другой - государства, не о противостоянии их

автономных и независимых прав и свобод, а об органически целостной свободе

- свободе государственно организованного народа (нации), включающей в себя

свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни.

Различные трактовки государства в гегелевской философии права:

государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое

образование, как единый организм, как конституционная монархия, как

“политическое государство” - являются взаимосвязанными аспектами единой

идеи государства.[51]

В философии права Гегеля античная мысль о полисном правлении

синтезируется с доктриной “господства права”; результатом этого синтеза и

является гегелевская концепция правового государства. Поскольку у Гегеля

само государство есть правовое образование (конкретное право), а различные

права и свободы действительны лишь на базе и в рамках государства,

гегелевская концепция права и государства представляет собой специфический

этатистский вариант буржуазной доктрины “господства права”.

Подобно тому как у Платона и Аристотеля только полисная форма общности

обеспечивает справедливость и право, так и у Гегеля свобода, право,

справедливость действительны лишь в государстве, соответствующем идее

государства.

Гегелевская этатическая версия правового государства существенно

отличается как от концепций демократизма (суверенитет народа) и

либерализма, так и от различных архаических и новейших деспотических форм

правления, в которых господствующий произвол и насилие, а не конституция,

право и закон.

Согласно Гегелю, античное представление о государстве у Платона и

Аристотеля субстанционально, но лишено момента субъективности воли и

индивидуальной свободы, в воззрениях же Руссо, напротив, отсутствует

субстанциональный взгляд на государство. Гегелевский синтез субъективной и

объективной воли, субстанционального и индивидуального исходит из того, что

государство как субстанциональное нравственное целое, первичное по

отношению к своим составным моментам и есть разумная в себе и для себя

всеобщая воля.

Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко:

1) как непосредственная действительность в виде индивидуального

государства;

2) в отношениях между государствами как внешнее государственное право;

3) во всемирной истории.

Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное

государство. В своем развитом и разумном виде такое государство

представляет собой основанную на разделении властей конституционную

монархию.

Тремя разными властями, на которых подразделяется политическое

государство являются: законодательная власть, правительственная власть и

власть государя.

Гегель, в целом соглашаясь с идеей своих предшественников, считает

надлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.

Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного

ограничения ложной, поскольку при таком подходе предполагается враждебность

каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он

выступает за ограниченное единство различных властей, при котором все

власти исходят из мощи целого и являются его “текучими членами”. В

господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей

государственному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего

суверенитета государства.

Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и

обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Поясняя

характер компетенции монарха, отличает, что в благоустроенной

конституционной монархии объективная сторона государственного дела

определяется законами, а монарху остается лишь присоединить к этому свое

субъективное “я хочу”.[52]

Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную,

определяется им как власть, которая подводит особенные сферы и отдельные

случаи под всеобщее. Задача правительственной власти - выполнение решений

монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Члены правительства

и государственная чиновничья бюрократия характеризуются Гегелем как главная

составная часть среднего сословия, в которой сосредоточены государственное

сознание и образованность. Восхваляя чиновничество, Гегель считает его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты