Философия государства и права Гегеля
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
ФИЛОСОФИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ГЕГЕЛЯ
Соискатель
Тордия И. В.
ТЮМЕНЬ - 1997
ПЛАН
Введение 3 - 4
Глава I
Метод философии Гегеля 5 - 16
Глава II
Философия права Гегеля 17 - 30
Глава III
Философское учение Гегеля
о государстве 31 - 42
Заключение 43 - 44
Список использованной литературы 45
Введение
Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе
Штудгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии
первоначальное образование 1788 г. был зачислен в число студентов
теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал
домашним учителем, далее служил директором гимназии Нюренберге. С 1801 г.
преподавал в Ненском университете. С 1816 г. Гегель - профессор
Гейдельбергского университета, а с 1818 г. - Берлинского, где некоторое
время был и его ректором.[1]
Уже в студенческие годы Гегель был занят творческим освоением и
осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии.
Философия права Гегеля одна из наиболее знаменитых работ во всей истории
правовой, политической мысли. Это синтез философских и политико-правовых
исследований Гегеля на протяжении ряда лет.
Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии.
Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым
представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном
развитии.
Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы
и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как
метод познания её антиподу, метафизике, так как по его мнению явление не
менее объективно, чем сущность.
В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая
задачей науки о праве и государстве не разработку представлений о должном
разумном праве и государстве, а нахождении разумного в самой
действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический
идеал действительности, а стремился прежде всего найти разумность в самой
действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью,
отказ от построения должного разумного права и государства и стремление
оправдать как разумное существующее.
Гегель первым различает гражданское общество и политическое
государство, трактуя гражданское общество, как опосредованная трудом,
система потребностей покоящаяся на господстве частной собственности и
всеобщем формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет
политическое государство на три власти, считая подлежащее разделение
властей в государстве гарантией публичной свободы.
Высшим моментом идеи государства и Гегеля представляет идеализацию
суверенитета. Гегель выделил национальную сущность государства, поделив
всемирную историю мира на четыре всемирно-исторических мира, возвеличивал
при этом германские народы и приукрашивая степень развитости Пруссии и
других немецких государств.
В данной работе основные вопросы Гегелевской философии о государстве и
праве.
Глава I
Метод философии Гегеля
При выработке основных принципов своих учений Гегель использовал
важнейшие выводы философских систем древнего мира нового времени,
естественных и общественных наук. Обобщая предшествующие системы, он
критически развивал и своевременно истолковал элементы философских
воззрений Вольфа, Спинозы, Лейбница, Канта, Рихте, Шеллинга. “Философия
Гегеля - максимально рационализированный и логизированный объективный
идеализм. В основе всего сущего лежат законы мышления, то есть законы
логики. Но логики не формальной, а совпадающей с диалектикой -
диалектической логики. На вопрос откуда взялись эти законы Гегель отвечает
просто: это мысли бога до сотворения мира. Логика есть изображение бога
каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то
ни было конечного духа.”[2]
Гегель считал материализм беспорядочным неправомерным направлением.
Философская система делится Гегелем на три части: 1)логика; 2)философия
природы; 3)философия духа.
Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления
(сознания) и бытия, это тождество представляет собой субстанциональное
единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, то есть
предполагающее и различие. Мышление и бытие подчинены одним и тем же
законам, в этом смысле Гегелевского положения о конкретном тождестве.
Объективное абсолютное мышление есть движущая сила всего сущего и
выступает оно, как абсолютная идея, которая непрерывно развивается.
Восхождение от абстрактного к конкретному - общий принцип развития.
Новаторство Гегеля в том, что его логика прорывает узкий горизонт
формальной логики. Логические формы не только содержательны, но и находятся
во взаимной связи и развитии. Гегель провозглашает единство. тождество
диалектики, логики и теории познания.[3]
Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости
мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает
в них проявление абсолютного духа, отсюда вывод : все действительное
разумно, все разумное действительно. Гегель полагал, что существующее
разумно, именно когда оно выражает какую-то необходимость, закономерность.
Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считал природу. природа
есть поражение абсолютной идеи, ее инобытия. Пораженная духом, природа не
имеет независимо от него существования.
Третья ступень гегелевской системы - философия духа. Здесь абсолютная
идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое
выражение в абсолютном духе.
Саморазвитие духа идет по трем ступеням:
1) “субъективный дух” - индивидуальное человеческое сознание
2) “объективный дух” - человеческое общество, и три главные формы :
право, нравственность, государство.
3) “абсолютный дух” - включает искусство, религию, философию.
Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития,
перехода от низменного к высшему. Движущей силой развития духа Гегель
считает диалектическое противоречие субъекта и объекта мысли и предмета.
Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы.
С точки зрения Гегеля мир, как совокупность природы и духа, находящихся
не вне абсолютного (абсолютного духа), а в нем самом. Саморазвитие мира,
есть история абсолютного духа; признание этого Гегелем, влекло за собой
важный в методологическом отношении вывод для построения всей гегелевской
философии - способ, каким может быть познано абсолютное, вовсе не должен
быть принципиально иным, чем способ познания мира природы и мира духа.
В философии Гегеля триада выполняет не только методологическую функцию,
но и функцию системосозидающую. Это не только содержательный принцип. или
закон диалектики, как способ построения системы. Вся структура Гегелевской
философии подчиняется тройственному ритму, строится в соответствии с
требованиями триады.
Разрабатывая свою теорию диалектики Гегель исходит из идеи единства
диалектической логики для всех сфер духа: для общества, государства, права,
политики, законодательства, человеческой жизни, всемирной истории.
Логическое изображение, подчеркивает Гегель, есть “всеобщий способ, в
котором все остальные способы сняты и заключены.[4] Абсолютность
диалектического метода Гегель видит в том, что один объект (в том числе
государственно-правовая сфера и тематика) не может оказать ему (методу)
сопротивления.
Философский подход Гегеля к сфере объективного духа (общество,
государство, право и так далее) предполагает реализацию принципов, моделей
и правил его диалектики в данной предметной области исследования, поскольку
“сам метод расширяется в систему”.[5]
Философия права по Гегелю не имеет своих специфических методов
исследования.
Постановка и решение Гегелем вопроса о предмете и методе философии
права опирается на диалектику в ее спекулятивно-идеалистической форме,
метод предопределяет понятийный характер предмета исследования и по
существу не исследует объект, а создает его, предмет же исследования
сводится к понятийному аппарату метода. то есть тождества предмета и
метода. Гегелевская философия права означает равенство их понятийного
содержания.
“Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, - писал
Маркс, - отнюдь не помешала тому. что именно Гегель первый дал
всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У
Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть
под мистической оболочкой рациональное зерно”.[6]
Сам Гегель заявлял, что его диалектический метод не есть некое чисто
“внешнее искусство” или субъективная игра в доказательства и опровержения.
что его метод опровергает всякую школьную метафизику, руководствующуюся
формальными определениями и что диалектический метод, есть “душа всякого
научного развертывания мысли” и именно он, и только он, вносит необходимую
внутреннюю связь в содержании науки и его непреодолимая сила состоит во
внутренне противоречивом поступательном движении и развитии.
Открытие диалектического метода, составление целой эпохи в философском
мышлении, не было случайностью. Гегель неоднократно подчеркивал, что в
истории философской мысли существует известная преемственность, обогащение
последующих философских учений. Подчеркивание Гегелем заслуг предшествующих
философских учений не помешало ему с успехом расширить рамки предыдущих
достижений и представил весь исторический и духовный мир в виде
бесконечного процесса движения и развития. Все что нас окружает, заявил он,
моет быть рассмотрено как образец диалектики.
Выступая против одностороннего абстрактно аналитического метода. он