свобода личности прежде всего находит в праве частной собственности.
“Разумность собственности заключается не в удовлетворении потребностей, а в
том, что снимается голая субъективность личности. Лишь в собственности лицо
есть как разум. Пусть эта первая реальность моей свободы находится во
внешней вещи, и, следовательно, есть другая реальность, но ведь абстрактная
личность именно в ее непосредственности не может обладать никаким другим
наличным бытием.”[32]
Если личность вкладывает свою волю в вещь, то тем самым вещь становится
моей.
Собственность, по мысли Гегеля, прежде всего определенное отношение
человеческой личности к внешнему миру, к природе, к вещам.
Понятие о собственности Гегеля связано с основами его идеалистического
мировоззрения ; оно выражает примат духа над материей. Он рассматривает
частную собственность, как абсолютное право свободной воли отдельного лица
на присвоение вещи. для него частная собственность являлась первым и
необходимым звеном в цепи развития объективного духа, в процессе реализации
духа во внешнем мире.[33]
Данное идеалистическое предположение о собственности и обоснование
абстрактного права восхваляли и использовали неогегельницы (идеологии
фашизма) в своих реакционных целях, для обоснования якобы абсолютной
нравственной ценности частной собственности самой по себе.
Так как собственность необходима для выражения внешнего наличного бытия
собственной воли, то каждое лицо должно было бы обладать частной
собственностью. Гегель не делает, однако, отсюда вывода. что каждый
гражданин должен обладать собственностью для удовлетворения своих
потребностей.
таким образом, для проявления наличного бытия свободной воли с точки
зрения Гегеля достаточно владеть хотя бы одной единственной рубахой.
Гегель - сторонник имущественного неравенства, неравенства
распределения владений и состояний нельзя назвать несправедливостью
природы; ибо “природа не свободна и потому ни справедлива, ни
несправедлива”.[34]
Гегель признавал лишь формальное равенство людей: “Люди, разумеется,
равны, но лишь как лица, то есть в отношении источника их владения”.[35]
Свое понимание свободы и права Гегель направлял также против рабства и
крепостничества. “В природе вещей, - отмечает Гегель, - заключается, что
раб имеет абсолютное право освободиться...”[36]
Согласно учению Гегеля сущность частной собственности в том, что лицо
вкладывает свою волю в вещь. В завладении, пользовании, отчуждении вещи
выражается вся полнота права собственности.
Необходимым моментом в осуществлении разума является, по Гегелю,
договор, в котором друг другу противостоят самостоятельные лица - владельцы
частной собственности, так как сам разум, дух делает необходимым. чтобы
люди дарили, обменивали, торговали и так далее. Принадлежащие буржуазному
обществу юридические институты и правовые представления Гегель объявляет
абсолютной необходимостью разума.
Для договора являются, по мнению Гегеля характерными 3 момента:
1)Договор зависит от произвола особенной воли, воли отдельного
собственника;
2)Достигнутая в договоре путем соглашения тождественная воля обоих
собственников есть лишь общая воля, но не в себе и для себя сущая воля, не
всеобщая воля и
3) предметом договора могут быть лишь только единичные вещи, ибо только
отчуждение их подчинено голому произволу отдельного собственника.
В силу последнего основания Гегель отвергает взгляды на брак, как на
своеобразный договор и считает, что такой подход к браку противоречит
человеческому достоинству. Также Гегель отвергает договорную теорию
государства. “Привнесение договорного отношения, также как и отношений
частной собственности вообще, в государственное отношение привело к
величайшей путанице в государственном праве и действительности.”[37]
Следующим моментом учения об абстрактном праве являются гегелевские
суждения о неправде, принуждении. Отношение права в себе, всеобщей воли к
особенной воле отдельного лица, как оно выражено в договоре, Гегель
рассматривает как отношение сущности к явлению. Это явление права,
переходит в неправде в видимость права, то есть нечто объективное
существующее, но не имеющее опоры в сущности. Это и есть внешнее
существование, которое не соответствует сущности.
Отрицание видимости, ее исчезновение, показывает власть сущности над
видимостью, ее силу, ее действительность. В результате отрицания видимости
достигается единство между сущностью и явлением. Оно превращается в
действительность. “Действительность есть ставшее непосредственным единство
сущности и существования.”[38]
Право восстанавливается и утверждается путем отрицания неправды.
Неправда есть такая видимость, и через ее исчезновение право получает
определение некоего прочного и имеющего силу, и если раньше оно обладало
лишь непосредственным бытием, то теперь становится действительным,
возвратившись из своего отрицания.
Гегель различает : гражданская неправда (простодушная) - лицо не
сознает наличия в его действиях неправомерности, лишь видимости права,
ошибочно принимая неправду за настоящее, подлинное право.
Называя гражданскую неправду простым отрицательным суждением, Гегель
хочет сказать, что в гражданской неправде не отрицается обладание данной
личностью правом вообще, а отрицается лишь данное, особенное право
личности.
Гражданская неправда есть самая незначительная неправда, так как здесь
отрицается лишь особенное. всеобщая воля полностью признается и уважается
данным лицом. “Если я говорю : роза не красна, то я все-таки признаю, что
она обладает цветом. Я поэтому не отрицаю розу, а отрицаю лишь особенное,
красный цвет. Точно также каждое лицо хочет правого и добивается того,
чтобы с ним поступили согласно праву. Его неправда лишь в том, что оно
признает правом то, чего оно добивается.”[39]
Второй формой неправды, по учению Гегеля, является обман.
В обмане особенная воля обманутого лица не нарушается, так как его
заставляют верить, что с ним поступают согласно праву, то что выставляется
как подлинное право, на самом деле лишь кажущееся право, оно не является
объективно в себе сущим правом, а представляет собой лишь нечто
субъективное.
Преступление с точки зрения Гегеля есть нечто неразумное, неистинное
также и потому, что оно противоречит понятию человека как существа
разумного, могущего действовать подлинно свободно.
Преступление есть такая неправда, которую человек насильственно и
открыто ставит на место “права в себе”. В связи с этим Гегель писал, что
вор не создает внешней видимости права, которое создается в обмане. Кто
совершает преступление, например воровство, тот отрицает не только
особенное право другого лица на эту определенную вещь, и отрицает вообще
его право, и вора поэтому не только обязывают отдать назад украденную им
вещь, но и, кроме того, подвергают еще наказанию, потому что он нарушает
право как таковое, т. е. право вообще.”[40]
согласно этому наказание является не только средством восстановления
нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его
деянии - поступке свободной личности. Снятие преступления через наказание,
по гегелевской схеме конкретизация понятия права и морали. На этой ступени,
когда личность абстрактного права становится субъектом свободной воли,
впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Требование
субъективной свободы состоит лишь в том. чтобы о человеке судили по его
самоопределению. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности
и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля
ненаказуема.
Абстрактное право и мораль являются двумя односторонними моментами,
которые приобретают свою действительность и конкретность в нравственности.
когда понятие свободы объективируется в наличном мире в виде семьи,
гражданского общества и государства.
Глава III
Философское учение Гегеля о государстве
Гегель различает гражданское общество и государство. Философ обобщив и
проанализировав договорные теории о гражданском обществе английских и
французских философов XVIII в.. последние выводы А. Смита и Д. Ринардо,
пришел к выводу, что то, что англичане и французы называли государством, в
действительности им не является. а образует систему социально-экономических
отношений людей, которых Гегель назвал гражданским обществом.
Отношения людей внутри этого общества определяются их материальными
интересами (системой потребностей), существующим в обществе разделением
труда и различными способами удовлетворения этих потребностей.[41]
“Гражданское общество, пишет Гегель, - создано. впрочем лишь в
современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их
право”.[42] Гражданское общество - сфера реализации особенных, частных
целей и интересов отдельной личности. с точки зрения развития понятия права
реконструируется взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и
всеобщего.
Развитость идеи предполагает, по Гегелю, достижение такого единства, в
рамках которого противоположности разума. в частности моменты особенности и
всеобщности, свобода частного лица и целого, признаны и развернуты в их
мощи. Этого не было ни в античных государствах, ни в платоновском идеальном
государстве, ни при феодализме.
Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми
интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех.
Три основных момента гражданского общества являются:
- система потребностей;
- отправление правосудия;
- полиция и корпорация.
Гегель обосновывает необходимость публичного оглашения законов,
публичного судопроизводства и суда присяжных. Критикуя концепцию
вездесущего полицейского государства.
Гегель выделяет в структуре гражданского общества следующие сословия:
1) субстанциональное (землевладельцы - дворяне и крестьяне);
2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);
3) всеобщее (чиновники).
Анализ сословий необходим Гегелю для того, чтобы найти опосредующее
звено между деятельностью отдельной личности и интересами государства в
целом. Только человек, принадлежащий к определенному сословию, по мнению