главной опорой государства “в отношении законности и интеллигентности”.[53]
Законодательная власть, по характеристике Гегеля, - это власть
определять и устанавливать всеобщее. Две палаты составляют законодательное
собрание. Палата пэров формируется по принципу наследственности и состоит
из владельцев майоратного имения. палата же депутатов образуется из
остальной части гражданского общества, причем депутаты выделяются по
корпорациям, общинам, товариществам и тому подобное, а не путем
индивидуального голосования.
Гегель отстаивает принцип публичности прений в палатах сословного
собрания, свободу печати и публичных сообщений.
В условиях полуфеодальной Германии философ занимал исторически
прогрессивные позиции, был сторонником конституционной монархии и
законности прав и свобод личности, частной собственности и свободы
договоров, суда присяжных.
высший момент идеи государства, по Гегелю, представляет собой
идеальность суверенитета. Государства относятся друг к другу как
самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности. Субстанция
государства, его суверенитет выступают как абсолютная власть над всем
единичным, особенным и конечным, над жизнью, собственностью и правами
отдельных лиц и их объединений.
По мнению Гегеля “нравственный момент войны не следует рассматривать
как абсолютное зло и чисто внешнюю случайность...”[54]
Гарантией независимости государства, по Гегелю, являются его
вооруженные силы, развитое состояние которых представляет собой постоянную
армию. Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область
проявления внешнего государственного права. Международное право - это, по
Гегелю, не действительное право, каковым является внутреннее
государственное право (положительное право, законодательство), а лишь
долженствование.
Полагая, что государства находятся в отношении друг друга в
естественном состоянии, Гегель не отрицает сам принцип международного права
и, следовательно, саму возможность правовых, договорных отношений между
государствами.
Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к
согласию, подчеркивает Гегель может быть решен лишь войной. Вместе с тем,
даже в войне как состоянии бесправия и насилия продолжают действовать такие
принципы, как взаимное признание государств, преходящий характер войны и
возможность мира.
В столкновении различных суверенных воль и через диалектику их
соотношения выступает всеобщий мировой дух, обладающий наивысшим правом по
отношению к отдельным государствам (духам отдельных народов) и судит их.
Гегель характеризирует всемирную историю как всемирный суд.
Всемирная история как прогресс в сознании свободы, по Гегелю, на четыре
всемирно-исторических мира: восточный, греческий, римский и германский,
которым соответствуют следующие формы государства: восточная теократия,
античная демократия и аристократия, современная конституционная монархия.
“Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир
знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны”.[55]
В своих взглядах на всемирную историю, Гегель, конечно, возвеличивал
германские народы, в частности степень буржуазной развитости Пруссии.
Известная некритичность и приукрашивание существующих реалий
диктовались уже общеметодологическими установками гегелевского объективного
идеализма.
Гегелевская концепция “разумного государства” в виде конституционной
монархии была философским обоснованием прогрессивных преобразований
тогдашней полуфеодальной Германии.[56]
сконструированное Гегелем разумное государство, являющееся в конкретно-
историческом плане буржуазной конституционной монархией, в философско-
правовом плане представляет собой право в его системно-развитой
целостности, то есть правовое государство.
таким образом Гегель восхваляет государство как идею (то есть
действительность) права, как правовое государство, как такую организацию
свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического государства
опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло, функционируют
лишь в государственно-правовых формах. В этом радикальное отличие как
обычных этатистов, возвышающих государство над правом, отвергающих всякое
правовое ограничение государственной власти и саму идею правового
государства, так и от тоталитаристов всякого толка, которые видят в
организованном государстве и правопорядке лишь препятствие для
политического механизма террора.[57]
Согласно гегелевской диалектике понятие права, движению от абстрактных
форм права к конкретному праву государственного целого, находящему свое
идеальное выражение в суверенитете, насилие и произвол представляют собой
рецидив исторически и логически преодоленной несвободы и бесправия,
неразумное и неправомерное проявление тех или иных моментов органической
нравственной целостности.
Заключение
Философско-правовое учение Гегеля оказало огромное влияние на
последующую историю политико-правовой мысли. Гегелевская философия давала
довольно широкий простор для обоснования как консервативных, так и
критических оппозиционных воззрений.
Гегель, говоря о том, что философия способна лишь понять, но не
омолодить некую устаревшую форму жизни уходящую в прошлое современность,
сравнивает свою философию с совой Минервы, начинающей полет лишь с
наступлением сумерек. По прошествии более полутора веков после начала
своего полета эта птица, бившаяся в силках различных интерпретаций и
горевшая в огне неугасающей критики, предстает уже в виде не совы Минервы,
а скорее птицы Феникс. Она пережила много сумерек и рассветов приобретал
все новый и новый облик. Галерея этих обликов обширна, но не исчерпана.
поскольку жизнь гегелевской философии права - в оценках, интерпретациях и
иных многообразных связях с современностью - продолжается.[58]
Список использованной литературы:
1.Г.В.Ф. Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт
философии. Из-во “Мысль”, Москва - 1990 г.
2.Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. т. 3. Москва, 1977 г.
3. Г.В.Ф. Гегель. Наука логики. т. 3. Москва. 1972 г.
4.А.Т. Дворцов. Гегель. Из-во Наука. Москва. 1972г.
5.Н.О. Лосский. История русской философии. М. “Высшая школа”, 1991 г.
6.Б.С. Мальковский. Учение Гегеля о государстве и современность. Из-во
Наука. М. “Наука”. 1989 г.
7.В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. М. 1983 г.
8.История политических и правовых учений. Учебник для вузов. М. Юрид.
литература. 1988 г. под редакцией д.ю.р. наук, проф. В.С. Нерсесянца.
9.Т.И. Ойзерман. Научно-философское мировоззрение марксизма. М.
“Наука”, 1989 г.
10.А.А. Пиотковский. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-
правовая теория. Гос-ное из-во юридической литературы. М. 1963 г.
11.А.А. Радугин. Философия. Курс лекций. Из-во. Центр, 1996 г.
12.Философия. Учебное пособие для вузов. Из-во Юрист, М. 1996 г.
-----------------------
[1] А.А. Плотковский. Учение Гегеля о праве и государстве. Гос-ное изд-во
юрид. литературы, М. с. -8
[2] Гегель. Наука логики. Соч. т. v М. 1937, с. - 28
[3] Философия. Ч. 1. История философии. Учебное пособие для вузов. Юрист.
М.-1996. С. - 163
[4] Гегель. Наука логики. Т. 3. М. 1972, с. - 289
[5] Гегель. Наука логики. Т. 3.М. 1972, с. 288-289
[6] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т. 23. стр. 22
[7] А.Г. Дворцов. Гегель. Из-во “Наука”, м._1972. с. - 66
[8] Т.И. Ойзерман. Научно-философское мировоззрение марксизма.М. “Наука”.
с. - 300
[9] Философия ч. 1 .История философии. Юрист. М. 1996. с. - 175
[10] Т.И. Ойзерман. Научно-философское мировоззрение марксизма. М. “Наука”.
с. - 294
[11] Гегель. Философия права. Соч. т. 7. стр. 268-269.
[12] Гегель. Энциклопедия философских наук. ч. 1. с. - 205
[13] Там же. с. - 206
[14] Гегель. Наука логики. т. V с. - 520
[15] А.А. Радугин. Философия. Курс лекций. Из-во “Центр”. 1996 г.
[16] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии.
Издательство “Мысль”, Москва - 1990 г.
[17] Там же
[18] Гегель Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. из-во
“Мысль”. Москва - 1990 г. с. - 60.
[19] Там же . ст. 59
[20] Гегель . Наука логики. Т. 3 . Москва, 1972 г. с. - 289
[21] Там же. с. - 296
[22] Там же. с. - 297
[23] Гегель . Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-
во “Мысль”. Москва - 1990 г. с. - 247
[24] Там же. с. - 62
[25] Там же. с. - 62
[26] В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. М. 1983, с. - 20
[27] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. т. III, с. - 102
[28] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Изд-
во “Мысль”, Москва, 1990, с. - 64
[29] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во
“мысль”, Москва - 1990, с. - 65
[30] А.А. Пиотковский. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-
правовая теория. , Москва, 1963, с. - 96
[31] Там же.
[32] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во
“Мысль”, Москва, 1990. с.- 69
[33] А.А. Пиотковский. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-
правовая теория. М. 1963, с. - 120
[34] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во
“Мысль”. Москва, 1990. с. - 73
[35] Там же. с. - 76
[36] Там же. с. - 122
[37] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во
“мысль”. Москва, 1990. с. - 129
[38] Гегель. Соч. т. I стр. 238
[39] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во
“Мысль”, Москва, 1990, с. - 109
[40] Гегель. Энциклопедия философских наук. т. 1, Москва, 1977, с.- 281
[41] Б.С. Мальковский. Учение Гегеля о государстве и современность. Изд-во
“Наука”, М.- 1970 г. с. - 30
[42] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во
“Мысль”, Москва, 1990 г. с. - 228
[43] Б.С. Мальковский. Учение Гегеля о государстве и современность. Из-во
“Наука”, М., 1970 г.
[44] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во
“Мысль”, Москва, 1990, с. - 274
[45] Там же. с. - 284
[46] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во
“Мысль”. Москва, 1990, с. - 263
[47] Там же. с. - 263
[48] Там же. с. - 264
[49] Гегель. Философия права. Академия наук СССР .Институт философии. Из-во
“Мысль”, Москва, 1990, с. - 266
[50] А.А. Пиотковский. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-
правовая теория. Москва, 1963
[51] В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. М. 1983 г.
[52] Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во
“Мысль”. Москва - 1990. с. - 319
[53] Там же. с. - 336
[54] Там же. с. - 359
[55] Гегель. Философия истории. с. -98
[56] В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. М. 1983
[57] А.Т. Дворцов. Гегель// Наука, М. 1972, с. - 69
[58] В.С. Нерсесянц. вст. ст. с. - 42