Философия истории

присоединяется искусство, чтобы твердой и верной рукой преобразовать жизнь

сообразно с наукой... Затем наш род вступает в высшие сферы другого мира."

Позиция Фихте, старшего современника Гегеля, - это немецкий классический

идеализм, многие идеи которого были навеяны Просвещением и Великой

Французской буржуазной револю- цией.

Отметим, что использование термина "эпоха" в философии достаточно

распространено до настоящего времени, но, пожалуй, это не заслуга Фихте, а

вклад в современную философию представителей экзистенциализма. Уже

упоминаемый нами К. Ясперс сделал вывод о том, что история - это переход от

одной эпохи к другой. "Историческую субстанцию человеческого бытия"

составляет традиция. По мнению Ясперса, человечество едино. Для объяснения

человеческого единства Ясперс вводит широко известное сейчас понятие

"осевой эпохи"(середина 1 тыс. до н.э.), когда человеческая история

обретает свою собственную структуру. Каждая историческая эпоха отличается

от другой своей специфической исторической ситуацией. Возможно

возникновение сходных исторических ситуаций. Так, примерно в одно и то же

время возникают одинаковые исторические ситуации в Китае, Индии, Персии,

Палестине и Древней Греции, когда формируется тип современного человека.

Вот это и есть "осевая эпоха" мировой цивилизации.

Наиболее известными сейчас являются формационный и цивилизационный подходы

к пониманию исторического процесса. Проблема периодизации истории по

формациям и цивилизациям активно обсуждается в литературе уже более

столетия. Познакомимся и мы с тем, что вкладывают ученые в категории

"формация" и "цивилизация".

Авторство теории общественно-экономических формаций принадлежит К.Марксу.

Термин "формация" был воспринят из геологии, где им обозначается

напластование геологических отложений определенного периода. Начало

философского учения о формациях заложено в самом значительном произведении

периода формирования марксизма "Немецкой идеологии", написанном в 1845 -

1846 годах совместно с Ф. Энгельсом. Авторы "Немецкой идеологии" выделили

структуру общества, включающую в себя производительные силы -

производственные отношения - политическую надстройку - формы общественного

сознания. В этой работе была также дана периодизация исторического

процесса. Основные стадии исторического развития человеческого общества -

это последовательно сменяющие друг друга господствующие формы

собственности: 1) племенная, 2) античная, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5)

будущая коммунистическая форма всеобщей собственности.

Уже здесь видны основы будущей формационной периодизации истории общества,

а в развернутом виде учение о социально-экономических формациях было

разработано к концу 50-х годов XIX века и сформулировано в работе "Критика

политической экономии". Отметим, что полный термин "общественная

экономическая формация" вместе с определением этого понятия впервые

встречается в предисловии к работе К.Маркса "К критике политической

экономии" (1859 год).

Какова структура общественно-экономической формации?

Прежде всего, К.Маркс выделил экономический базис - производственные

отношения, главными, определяющими в которых являются отношения

собственности. Базис определяет поли- тическую надстройку, которая должна

ему полностью соответствовать; главным ее элементом, по мысли К.Маркса,

является государство. Для дальнейшего ассмотрения этой проблемы ис-

пользуем таблицу 2.

Таблица 2. Структура общественно-экономической формации

|Error! |Производственные|Надстройка |элементы формации|

|Bookmark not |отношения | | |

|defined.Произ| | | |

|водительные | | | |

|силы | | | |

|Предмет |Социально-эконон|Организация и |Классовая |

|труда. |омические |учреждения: |структура. |

|Средства |отношения по |политические |Исторические |

|труда. |поводу |(государство, |формы общности |

|Человек с его|собственности на|партии), |людей (род, |

|навыками к |средства |культурно-просветит|племя, |

|труду - |производства, |ельные, |народность, |

|производитель|распределения, |религиозные. |нация). |

|материальных |обмена и |Общественное |Исторические |

|благ (рабочая|потребления |сознание и его |формы быта. |

|сила). |материальных |формы. |Естественные и |

| |благ. |Идеологические, |технические |

| | |политические, |знания. |

| | |правовые и | |

| | |религиозные | |

| | |отношения. | |

Итак, теория К.Маркса помогла взглянуть на структуру общества как на

систему, и на его этапы, которые, с одной стороны будут для любого народа

обязательными, а с другой стороны - каждое общество на каждом данном этапе

будет иметь сходную структуру.

О некоторых спорах, связанных с современным восприятием марксизма мы уже

говорили в разделе, посвященном философским проблемам экономической жизни

общества. Но этим споры не исчерпываются. Первый вопрос, кажется, очень

простым: сколько всего общественно-экономических формаций? "Краткий курс

истории ВКП(б)", основной учебник эпохи сталинизма, дал ответ, вошедший во

все социалистические учебники: формаций пять - первобытнообщинная,

рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая

(включает две фазы - социализм и коммунизм). Вспомним перечень этапов

развития общества, данный в "Немецкой идеологии", где помимо других назван

античный способ производства. Соответствует ли он рабовладельческой

общественно-экономической формации? Или что представляет собой названный в

одной из работ К.Маркса "азиатский способ производства"? Соответствует ли

он античному или феодальному способу производства, или представляет ка- кой-

то другой, возможно, шестой по счету? Не является ли социализм, являющийся

длительной фазой коммунизма, отдельной общественно-экономической формацией?

А коммунистическое общество - не утопическая ли мечта, свойственная в той

или иной форме обездоленным слоям общества на протяжении всей классовой

истории человечества?

Сейчас большинством философов признано, что теория общественно-

экономических формаций - западноевропейский феномен, в современных условиях

не способный объяснить многие реалии и потому не выполняющий эвристической

функции.

Приведем одно из типичных доказательств этой позиции, принадлежащее

М.А.Чешкову, ведущему научному сотруднику Института мировой экономики и

международных отношений АН России. Он отмечает, что теория формаций

изначально основана на постулатах, то есть положениях, принятых за истину

без доказательств: прогресс как основная форма движения и формационность

как основной способ развертывания прогресса; формационность как жестко

последовательная стадиальность; однородность состава формаций; примат

материального производства; производственные отношения как базис общества;

"класс" - основная единица общества и субъект истории.9

Ни один из названных основных теоретических пунктов, положенных в основу

теории формаций, не является сейчас бесспорным. Теория общественно-

экономических формаций не только основана на теоретических выводах середины

XIX в., но в силу этого не может объяснить многие возникшие противоречия:

существование наряду с зонами прогрессивного (восходящего) развития зон

отсталости, стагнации и тупиков; превращение государства - в той или иной

форме - в важный фактор общественных производственных отношений;

видоизменение и модификацию классов; возникновение новой иерархии ценностей

с приоритетом общечеловеческих ценностей над классовыми.

В заключение анализа теории общественно-экономических формаций необходимо

отметить: К.Маркс не претендовал на то, чтобы его теорию сделали

глобальной, которой подчиняется все развитие общества на всей планете.

"Глобализация" его взглядов произошла позднее, благодаря интерпретаторам

марксизма.

В конце XIX - начале ХХ века возник новый культурологический подход к

пониманию хода истории. Он был разработан в трудах Н. Я. Данилевского, О.

Шпенглера, позднее А. Тойнби. Они выдвинули идею о цивилизационной

структуре общественной жизни. По их представлениям, основу общественной

жизни составляют более или менее изолированные друг от друга "культурно-

исторические типы" (Данилевский) или "цивилизации" (Шпенглер, Тойнби),

проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение,

расцвет, старение, упадок.

Для всех этих концепций характерны такие особенности, как: отказ от

европоцентристской, однолинейной схемы прогресса общества; вывод о

существовании множества культур и цивилизаций, для которых характерны

локальность и разнокачественность; утверждение об одинаковом значении всех

культур в историческом процессе.

Что же такое цивилизация - термин, упоминаемый нами уже несколько раз?

Сейчас его часто используют, причем, не только в качестве существительного,

но и как прилагательное, поэтому понятно, что значений этого термина

множество. "Философский энциклопедический словарь" дает три трактовки:

1) цивилизация - это синоним культуры, в марксистской философии

употребляется также для обозначения материальной культуры;

2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной

культуры;

3) ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф.

Энгельс).10

К указанным трем трактовка можно добавить и понятия, разработанные

философами ХХ века:

1) цивилизация - определенная ступень в развитии культуры народов и

регионов (А.Тойнби, П.А.Сорокин);

2) ценность всех культур, носящая общий характер для всех народов

(К.Ясперс);

3) конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона -

его "закат" (О.Шпенглер);

4) высокий уровень материальной деятельности челове- ка, орудий труда,

технологии, экономических и политических отношений и учреждений (Н.Бердяев,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты