присоединяется искусство, чтобы твердой и верной рукой преобразовать жизнь
сообразно с наукой... Затем наш род вступает в высшие сферы другого мира."
Позиция Фихте, старшего современника Гегеля, - это немецкий классический
идеализм, многие идеи которого были навеяны Просвещением и Великой
Французской буржуазной револю- цией.
Отметим, что использование термина "эпоха" в философии достаточно
распространено до настоящего времени, но, пожалуй, это не заслуга Фихте, а
вклад в современную философию представителей экзистенциализма. Уже
упоминаемый нами К. Ясперс сделал вывод о том, что история - это переход от
одной эпохи к другой. "Историческую субстанцию человеческого бытия"
составляет традиция. По мнению Ясперса, человечество едино. Для объяснения
человеческого единства Ясперс вводит широко известное сейчас понятие
"осевой эпохи"(середина 1 тыс. до н.э.), когда человеческая история
обретает свою собственную структуру. Каждая историческая эпоха отличается
от другой своей специфической исторической ситуацией. Возможно
возникновение сходных исторических ситуаций. Так, примерно в одно и то же
время возникают одинаковые исторические ситуации в Китае, Индии, Персии,
Палестине и Древней Греции, когда формируется тип современного человека.
Вот это и есть "осевая эпоха" мировой цивилизации.
Наиболее известными сейчас являются формационный и цивилизационный подходы
к пониманию исторического процесса. Проблема периодизации истории по
формациям и цивилизациям активно обсуждается в литературе уже более
столетия. Познакомимся и мы с тем, что вкладывают ученые в категории
"формация" и "цивилизация".
Авторство теории общественно-экономических формаций принадлежит К.Марксу.
Термин "формация" был воспринят из геологии, где им обозначается
напластование геологических отложений определенного периода. Начало
философского учения о формациях заложено в самом значительном произведении
периода формирования марксизма "Немецкой идеологии", написанном в 1845 -
1846 годах совместно с Ф. Энгельсом. Авторы "Немецкой идеологии" выделили
структуру общества, включающую в себя производительные силы -
производственные отношения - политическую надстройку - формы общественного
сознания. В этой работе была также дана периодизация исторического
процесса. Основные стадии исторического развития человеческого общества -
это последовательно сменяющие друг друга господствующие формы
собственности: 1) племенная, 2) античная, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5)
будущая коммунистическая форма всеобщей собственности.
Уже здесь видны основы будущей формационной периодизации истории общества,
а в развернутом виде учение о социально-экономических формациях было
разработано к концу 50-х годов XIX века и сформулировано в работе "Критика
политической экономии". Отметим, что полный термин "общественная
экономическая формация" вместе с определением этого понятия впервые
встречается в предисловии к работе К.Маркса "К критике политической
экономии" (1859 год).
Какова структура общественно-экономической формации?
Прежде всего, К.Маркс выделил экономический базис - производственные
отношения, главными, определяющими в которых являются отношения
собственности. Базис определяет поли- тическую надстройку, которая должна
ему полностью соответствовать; главным ее элементом, по мысли К.Маркса,
является государство. Для дальнейшего ассмотрения этой проблемы ис-
пользуем таблицу 2.
Таблица 2. Структура общественно-экономической формации
|Error! |Производственные|Надстройка |элементы формации|
|Bookmark not |отношения | | |
|defined.Произ| | | |
|водительные | | | |
|силы | | | |
|Предмет |Социально-эконон|Организация и |Классовая |
|труда. |омические |учреждения: |структура. |
|Средства |отношения по |политические |Исторические |
|труда. |поводу |(государство, |формы общности |
|Человек с его|собственности на|партии), |людей (род, |
|навыками к |средства |культурно-просветит|племя, |
|труду - |производства, |ельные, |народность, |
|производитель|распределения, |религиозные. |нация). |
|материальных |обмена и |Общественное |Исторические |
|благ (рабочая|потребления |сознание и его |формы быта. |
|сила). |материальных |формы. |Естественные и |
| |благ. |Идеологические, |технические |
| | |политические, |знания. |
| | |правовые и | |
| | |религиозные | |
| | |отношения. | |
Итак, теория К.Маркса помогла взглянуть на структуру общества как на
систему, и на его этапы, которые, с одной стороны будут для любого народа
обязательными, а с другой стороны - каждое общество на каждом данном этапе
будет иметь сходную структуру.
О некоторых спорах, связанных с современным восприятием марксизма мы уже
говорили в разделе, посвященном философским проблемам экономической жизни
общества. Но этим споры не исчерпываются. Первый вопрос, кажется, очень
простым: сколько всего общественно-экономических формаций? "Краткий курс
истории ВКП(б)", основной учебник эпохи сталинизма, дал ответ, вошедший во
все социалистические учебники: формаций пять - первобытнообщинная,
рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая
(включает две фазы - социализм и коммунизм). Вспомним перечень этапов
развития общества, данный в "Немецкой идеологии", где помимо других назван
античный способ производства. Соответствует ли он рабовладельческой
общественно-экономической формации? Или что представляет собой названный в
одной из работ К.Маркса "азиатский способ производства"? Соответствует ли
он античному или феодальному способу производства, или представляет ка- кой-
то другой, возможно, шестой по счету? Не является ли социализм, являющийся
длительной фазой коммунизма, отдельной общественно-экономической формацией?
А коммунистическое общество - не утопическая ли мечта, свойственная в той
или иной форме обездоленным слоям общества на протяжении всей классовой
истории человечества?
Сейчас большинством философов признано, что теория общественно-
экономических формаций - западноевропейский феномен, в современных условиях
не способный объяснить многие реалии и потому не выполняющий эвристической
функции.
Приведем одно из типичных доказательств этой позиции, принадлежащее
М.А.Чешкову, ведущему научному сотруднику Института мировой экономики и
международных отношений АН России. Он отмечает, что теория формаций
изначально основана на постулатах, то есть положениях, принятых за истину
без доказательств: прогресс как основная форма движения и формационность
как основной способ развертывания прогресса; формационность как жестко
последовательная стадиальность; однородность состава формаций; примат
материального производства; производственные отношения как базис общества;
"класс" - основная единица общества и субъект истории.9
Ни один из названных основных теоретических пунктов, положенных в основу
теории формаций, не является сейчас бесспорным. Теория общественно-
экономических формаций не только основана на теоретических выводах середины
XIX в., но в силу этого не может объяснить многие возникшие противоречия:
существование наряду с зонами прогрессивного (восходящего) развития зон
отсталости, стагнации и тупиков; превращение государства - в той или иной
форме - в важный фактор общественных производственных отношений;
видоизменение и модификацию классов; возникновение новой иерархии ценностей
с приоритетом общечеловеческих ценностей над классовыми.
В заключение анализа теории общественно-экономических формаций необходимо
отметить: К.Маркс не претендовал на то, чтобы его теорию сделали
глобальной, которой подчиняется все развитие общества на всей планете.
"Глобализация" его взглядов произошла позднее, благодаря интерпретаторам
марксизма.
В конце XIX - начале ХХ века возник новый культурологический подход к
пониманию хода истории. Он был разработан в трудах Н. Я. Данилевского, О.
Шпенглера, позднее А. Тойнби. Они выдвинули идею о цивилизационной
структуре общественной жизни. По их представлениям, основу общественной
жизни составляют более или менее изолированные друг от друга "культурно-
исторические типы" (Данилевский) или "цивилизации" (Шпенглер, Тойнби),
проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение,
расцвет, старение, упадок.
Для всех этих концепций характерны такие особенности, как: отказ от
европоцентристской, однолинейной схемы прогресса общества; вывод о
существовании множества культур и цивилизаций, для которых характерны
локальность и разнокачественность; утверждение об одинаковом значении всех
культур в историческом процессе.
Что же такое цивилизация - термин, упоминаемый нами уже несколько раз?
Сейчас его часто используют, причем, не только в качестве существительного,
но и как прилагательное, поэтому понятно, что значений этого термина
множество. "Философский энциклопедический словарь" дает три трактовки:
1) цивилизация - это синоним культуры, в марксистской философии
употребляется также для обозначения материальной культуры;
2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной
культуры;
3) ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф.
Энгельс).10
К указанным трем трактовка можно добавить и понятия, разработанные
философами ХХ века:
1) цивилизация - определенная ступень в развитии культуры народов и
регионов (А.Тойнби, П.А.Сорокин);
2) ценность всех культур, носящая общий характер для всех народов
(К.Ясперс);
3) конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона -
его "закат" (О.Шпенглер);
4) высокий уровень материальной деятельности челове- ка, орудий труда,
технологии, экономических и политических отношений и учреждений (Н.Бердяев,