Философия истории

С.Булгаков).

Однако в современной социальной философии под цивилизацией чаще понимают

крупномасштабную социокультурную общность людей и народов.

Теория цивилизаций имеет множество достоинств, помогая раскрыть механизмы

исторического развития, выявить его пути и особенности. Ее сторонники

особое внимание уделяют непрерывности, эволюционности общественного

процесса. Отсюда, кстати, следует вывод о том, что революции - это

вынужденный, нежелательный акт.

Цивилизационный подход помогает увидеть в истории поливариативность, не

отбрасывая некие варианты, как не отвечающие критериям какой-то одной

культуры. С его помошью можно выделить ряд социально-культурных различий

современных восточной и западной цивилизаций. Приведем лишь три примера:

1. по характеру связи личности и общества (восточная цивилизация

ориентирована на общество, с полным подчинением ему человека; западная - на

личность, ее индивидуализм, приоритеты интересов отдельного человека перед

интересами об- щества);

2. по социально-психологическим установкам человека (человек Запада чаще

всего не удовлетворен настоящим, ему характерно стремление улучшать его; в

восточной культуре новое и старое должны уравновешиваться, нужно следовать

традициям дедов и прадедов, великих учителей прошлого);

3. по характеру развития социокультурной жизни (изменения западного образа

жизни скорее и чаще скачкообразны, чем плавны; восточные культуры

развиваются более эволюционным путем, они стабильны, устойчивы, опираются

на духовные ценности прошлого).

Последователи К.Маркса почти полностью отрицали роль личности в истории.

"Незаменимых людей нет!" - так это отразилось на уровне массового сознания

советского периода истории России. В теории цивилизаций анализ роли

личностного фактора приобретает особое значение. При этом делается вывод, с

которым трудно не согласиться: в истории бывают такие периоды когда роль

одного человека в решении каких-то исторических проблем может быть более

значимой, чем роль других факторов, даже взятых вместе.

Но и цивилизационный подход к пониманию исторического процесса не лишен

некоторых недостатков. В частности, в нем не учитывается связь между

различными цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.

Какие этапы в развитии общества и соответственно типы обществ выделяет

современная социально-философская мысль?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, вспомним как мы без труда выделили

периоды: древний мир, средние века, новое и новейшее время, для каждого из

которых характерен свой способ производства, тип культуры и т.д. С этой

периодизацией, исходя из современных данных, полученных историческими

науками, не согласны прежде всего многие историки. И хотя это тема

отдельного и увлекательного исследования, отметим позицию известного

французского историка Жака Ле Гоффа, который в 1991 году в предисловии к

русскому изданию книги, посвященной исследованию средневековой западной

цивилизации писал: "...Сегодня я настаивал бы на расширении временных

рамок, на "долгом" Средневековье, охватывающем эпоху, начинающуюся со II -

III-го столетия поздней Античности и не завершающуюся Ренессансом (XV - XVI

века), связь которого с Новым временем, на мой взгляд, преувеличена.

Средневековье длилось, по-существу, до XVIII в., постепенно изживая себя

перед лицом Французской революции, промышленного переворота XIX в. и

великих перемен века двадцатого. Мы живем среди последних материальных и

интеллектуальных остатков Средневековья".11

При всей неожиданности выводов Ле Гоффа, он не одинок и имеет много

сторонников, желающих уточнить принятую периодизацию истории общества.

Современная философская мысль пошла в сторону укрупнения выделяемых этапов.

Так, наиболее используемым в западных учебниках является подход, когда

выделяют:

1) традиционное общество (докапиталистическое),

2) капиталистическое общество (включает раннюю, переходную форму

индустриального общества, зародившуюся в XVII - XVIII веках в Западной

Европе, а также индустриальное об- щество, начиная с середины XIX века),

3) постиндустриальное общество (с 60-х годов ХХ века).

Таким образом, человечество проходит как бы три "волны" цивилизации. В

традиционном обществе преобладало сельское хозяйство, в индустриальном -

промышленность, в постиндустриальном - сфера услуг, в которой определяющую

роль играет информация. Информация в современном обществе стала фактором,

влияющим на все его развитие.

Термин "индустриальное общество" появился в философской литературе

благодаря основоположникам социологии - О. Конту и Г. Спенсеру. Понятие

"постиндустриальное общество" ввел в научный оборот современный

американский ученый Д.Белл. Отличие индустриального и постиндустриального

об- ществ, как полагает Д.Белл, состоит в том, что "осевым институтом"

индустриального общества является частная собственность, а

постиндустриального общества - творческое знание.

Вот уже более трети века широко известна и нашла многих сторонников

концепция ученого из Кембриджского университета (Великобритания) У. Ростоу,

названная им "теорией стадий экономического роста". У. Ростоу выделяет пять

"стадий" в развитии общества:

1) традиционное общество;

2) стадия создания предпосылок для подъема;

3) стадия сдвига;

4) стадия роста;

5) период высокого уровня массового потребления.

У.Ростоу поясняет, что в конечном итоге, различие между традиционным и

современным обществом, по его мнению, состоит в том, является ли уровень

капиталовложений низким по отношению к приросту населения. Исходя из

предыдущей периодизации истории общества, можно понять, что такое

традиционное общество, но другие стадии, выделенные У.Ростоу, требуют

уточнения. "Общество в процессе перехода" - это пе- риод, когда создаются

условия для "сдвига", то есть накапливаются условия, необходимые для

перехода к индустриальной цивилизации. Период (стадия) сдвига - это период

промышлен- ной революции, которая была связана с изменением методов

производства. Стадия роста - "это стадия, когда экономика демонстрирует,

что у нее есть технические и предприниматель- ские возможности производить,

если не все, то почти все, что она предпочитает производить".12

"Теория стадий экономического роста" очень близка подразделению всемирной

истории на традиционное, индустри- альное и постиндустриальное общество.

Одна из причин этого состоит в том, что в основу периодизации положено

развитие орудий труда.

Мы не раз имели возможность убедиться в том, что ныне социальная философия

развивается стремительными темпами. Вот еще один яркий тому пример. Недавно

известный российский философ А.М.Ковалев выступил со своим подходом к

осмыслению всемирной истории, в котором он попытался объединить имеющиеся

точки зрения, выдвинув "способ производства общественной жизни" как

совокупность человеческого потенциала, социальных условий и природной

среды. Эта единая концепция исторического процесса, утверждает Ковалев,

включает цивилизационную концепцию Тойнби, формационную теорию Маркса,

исследования Мальтуса и сторонников географического направления. Ковалев

отмечает, что все концепции западных авторов кладут в основу общественных

процессов нечто внешнее по отношению к человеку, как бы определяя возраст

не по состоянию человека, а по той одежде, которую он носит, то есть

общество рассматривалось всегда не как качественно определенный целостный

природно-социальный организм, а как сумма индивидов, которые складываются в

общности и строят общественные отношения в зависимости от внешних

факторов.13

4. Специфика философского познания социальной действительности

Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть

занимается познанием социальной действительности.

В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе,

является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания, -

существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают

воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Но

в философской литературе понятие "социальное познание" употребляется для

того, чтобы разграничить знания об обществе и знания о природе, поскольку

социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания

природных процессов и явлений. Социальному познанию можно дать следующее

определение: " Познание людьми законов функционирования общества и самих

себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием"

.14

Основная задача социального типа знания - анализ общественных процессов и

выявление в них закономерных, с необходимостью повторяющихся явлений.

Поэтому социологическое знание обобщает, генерализует, стремится объяснить

многообразие общественного бытия, опираясь на законы его функционирования и

развития, чтобы на основании и в пределах данной теоретической системы

можно было предвидеть будущее.

Предваряя одно из самых интересных и фундаментальных отечественных

исследований по теории познания , посвященного социальному познанию, авторы

справедливо указывают на то, что социальное познание - это огромный мир,

богатый и разнообразный, который сейчас уже трудно охватить целиком. Он

давно противостоит миру естественных наук, противостоит не в плане

конкуренции, а в силу своей специфики и стремления к самоорганизации.15

И действительно, это - особый мир со своими проблемами, методами,

подходами, мир, еще не сложившийся окончательно, но формирующийся на наших

глазах.

В чем же заключаются наиболее важные отличия социального познания от

познания естественнонаучного:

1. В естественных науках первоначально какой-либо предмет можно

рассматривать изолированно от других, абстрагируясь от его связей и

взаимовлияний реального мира. Социальное познание прежде всего имеет дело с

системой взаимосвязей и отношений. Представить себе какой-либо предмет

исследования: - собственность, власть, идеологию, культуру и т.д. - без

системы отношений и взаимовлияний невозможно.

2. В естественных науках открыты законы, действие которых достаточно

неизменно. Социальная жизнь, наоборот, очень подвижна, изменчива, потому

законы, действующие в обществе, имеют характер тенденций , а не жестко

детерминированных зависимостей.

3. Особенностью объекта социального знания является его историчность,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты