Философия истории: проблема исторического познания

Философия истории: проблема исторического познания

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волгоградский Государственный Университет

Кафедра: «Философии»

Реферат

Тема: «Философия истории: проблемы исторического познания».

Выполнил: Субботин Д. А.

Группа: ЭП-971

Проверил:_________________________

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ. 3

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ. 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 21

Введение

К выводу о необходимости и возможности вычленения определенных

конкретных ступеней развития общества, повторяющихся у всех или многих

народов, мыслители приходили издавна, начиная с античных времен.

Происходило это по двум причинам.

Во-первых, их выделение было связано нередко с такими целями, которые

сегодня принято называть идеологическими, то есть с попытками обоснования

проекта «идеального общества». Уже у Платона мы встречаем вычленения таких

этапов, как естественное или природное (дообщественное) состояние,

общественное состояние (не отвечающее природе человека) и разумное - или

идеальное - общество будущего. В типологизации общественных систем нередко

брали верх и политические симпатии. Так, как показал известный английский

историк Р. Дж. Коллингвуд, даже в XVI веке в исторической науке еще была

принята схема периодизации по четырем Империям (Восточной, Греческой,

Римской и Германской), схема, основывающаяся не на точном истолковании

фактов, а на произвольном заимствовании из Книги Даниила, одной из

пророческих книг Ветхого завета.

Во-вторых, такое выделение происходило под давлением накопленного

исторического материала. Итальянскими историками-гуманистами ХУ-ХУ1 веков

были выделены античная, средневековая и новая всемирно-историческая эпохи.

Сен-Симой углубил эту периодизацию, связав каждую из эпох с определенной

экономической системой: античную - с рабством, средневековую - с

феодализмом и новую - с «промышленной» системой, основанной на наемном

труде. Фурье дополнил эту периодизацию ступенью эндемизма («райской

первобытности»), а поскольку социалисты-утописты страстно верили в переход

человечества к высшей, гармоничной ступени своего развития - к социализму,

то фактически в их трудах в своем первозданном виде выступила пятичленная

схема исторического процесса. Выступила скорее в виде гениальной догадки,

но отнюдь не научно обоснованной теории.

Философия истории.

Философия истории представляет собой один из тематических разделов

философского знания и определенный тип философского рассуждения. При этом

ее нельзя отнести к числу сфер философского знания или философских

дисциплин, образующих фундамент философии и существующих столь же долго,

сколь и сама философия, - таких, как онтология, теория познания или этика.

Скорее для философии истории характерна относительная недолговременность

существования в качестве области философского знания, равноправной с

базисными формами. Тем не менее философия истории сыграла весьма

существенную роль в истории европейской философии, в истории теоретической

и художественной культуры, а в некоторых отношениях - в социальной истории

вообще. Отметим в связи с этим лишь некоторые важнейшие обстоятельства.

Философия истории всегда находилась во взаимообусловливающих

отношениях с историческим сознанием. Само существование философии истории

немыслимо вне контекста исторического со знания. В то же время философское

осмысление истории оказывало во многом формирующее воздействие на

историческое сознание и соответственно на саму социально-историческую

жизнь.

Далее следует подчеркнуть, что в последние столетия философия истории

неизменно аккумулировала разнообразные социальные идеологии. Кроме того, на

протяжении многих столетий судьбы философии истории были тесно переплетены

с судьбами христианской теологии, и без учета этого обстоятельства история

христианской теологии будет неизбежно неполной.

Философия истории, наконец, оказала значительное влияние на процесс

формирования современного социально-научного знания, в частности на процесс

оформления социологической теории.

Для становления философии истории требуется соблюдение нескольких

условий. Во-первых, социальная жизнь должна носить подвижный и изменчивый

характер. Во-вторых, должно оформиться историческое сознание как

определенный рефлекс подвижной и качественно изменчивой социальной жизни. В-

третьих, должна существовать философия, обладающая духовными и

интеллектуальными ресурсами для философской тематизации и постижения

истории.

Все эти и ряд других весьма существенных условий, о которых будет

сказано ниже, в полной мере были выполнены в рамках европейской культуры.

Следовательно, с полным правом можно вести речь лишь об европейской

философии истории. Вообще философию истории нельзя считать философской

константой в том смысле, что там, где есть более или менее оформившаяся

философско-теоретическая деятельность, там непременно будет наличествовать

и философская рефлексия относительно исторического процесса, историчности

настоящего, историчности индивидуального человеческого существования и т.

п. Поэтому эта антология посвящена европейской, точнее западно-европейской

философии истории.

Европейская цивилизация выработала три основные формы теоретического

отношения к истории - теологию истории, философию истории и научную

историографию. Не следует выстраивать их, как это иногда делают, в

хронологической последовательности. Эти три формы теоретического постижения

истории не выстраиваются в череду преемственности, и ни одна из них не

замещает в полной мере другие. Скорее имеет смысл говорить о том, что или

теология истории, или философия истории, или научная историография в

различные эпохи определяют горизонт теоретического понимания истории. При

этом преобладающая в какую-то эпоху форма теоретического отношения к

истории тем или иным способом соотносится с другими формами, даже если

такое соотнесение и не принимает отчетливо выраженного характера или если

эти другие наличествуют лишь в рудиментарном виде.

Теология истории, философия истории и научная историография как формы

теоретического отношения к истории многообразно связаны с различными

идеолого-мировоззренческими образованиями. Такие образования, как правило,

включают определенные картины исторического процесса, апелляции к

собственному прошлому, призывы к созиданию будущего и т.п. Все это призвано

служить прежде всего средством исторической легитимизации деятельности

соответствующего коллективного социального субъекта.

Предметом философии истории является историческое измерение бытия

человека. Объектом философского рассмотрения становится тот или иной

сегмент исторической жизни человечества или всемирная история в целом.

Особую сферу образует философское изучение границ, возможностей и способов

исторического познания в его различных видах, прежде всего изучение научно-

историографического и философского же познания истории. В этом случае

философия берет на себя функции методологической ре флексии относительно

исторического познания в его теоретических формах. Отсюда принятое в

последнее столетие разделение философии истории на две разновидности.

Первая осуществляет философскую тематизацию, философское исследование и

осмысление исторического процесса как определенной бытийной сферы,

объективной данности, как одного из важнейших, если не важнейшего,

контекста существования человека. Такую философию истории, наиболее ярко и

полно воплощенную в классических образцах, имевшую явное преобладание в

истории существования этой философской дисциплины, принято называть

материальной, или субстанциальной философией истории. Это название призвано

отделить первую разновидность философии истории от второй, связанной с

рефлексией 'относительно природы исторического по знания, особенно

теоретических способов постижения истории, и соответственно обозначаемой

как формальная или рефлективная.

В этой антологии представлены работы или отрывки из работ, где

осуществляется разработка проблем материальной, или субстанциальной,

философии истории. В связи с этим и в этой статье кратко рассмотрим

философско-историческую проблематику этого плана.

Материальная философия истории стремится к решению не скольких

основных философско-теоретических задач. Одна из них - установление главных

причин и факторов истории как таковой ил» истории в целом. Указание таких

структурных моментов позволяет с одной стороны, представить историю как

особую сферу, наделенную своей бытийной спецификой, а с другой - показать

ее структурированность, упорядоченность и соответственно изобразить ее как

нечто понятное или даже рациональное.

Решение этой задачи сопряжено, как правило, с утверждением господства

в истории всеобщностей того или иного рода. Постижение таких всеобщностей,

как законы истории в целом или законы отдельных этапов, стадий, как

фундаментальные факторы (природные, биологические или др.), обусловливающие

социогенез и социальную динамику, понимается как постижение существенного,

т. е. главного и определяющего содержание истории.

Главным конститутивным признаком такого подхода к целям философии

истории является установка на какое-то сущностно-онтологическое постижение

исторической жизни, это всегда онтологическая концептуализация ее

первоистоков, фундаментальных структур, последних или высших движущих сил.

Выделение такой задачи философии истории в качестве основной и служило

обычно обоснованием ее притязаний на теоретический статус.

Еще одна задача философии истории продиктована стремлением осуществить

какое-то хронологическое и процессуальное членение исторической жизни.

Расчленение истории на эпохи, этапы стадии и другие относительно замкнутые

в содержательном отношении сегменты позволяет изобразить ее как

упорядоченные процесс, каждый отрезок времени которого обусловлен в

значительной мере предыдущими и в свою очередь играет известную, а то и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты