Философия Канта
ПЛАН
В в е д е н и е
I. Аналитика прекрасного.
а. Суждение вкуса по его качеству и количеству.
б. Суждение вкуса по отношению к целям.
в. Суждение вкуса по модальности удовольствия от предмета.
II. Аналитика возвышенного.
а. Характеристика чувства возвышенного.
б. Возвышенное в природе.
III. Дедукция чистых эстетических суждений.
а. Субъективный принцип способности суждений вкуса.
б. Имперический и интеллектуальный интерес в прекрасном.
в. Характеристика изящных искусств и гения
IV. Диалектика эстетической способности суждения.
а. Антиномия вкуса.
б. Об идеализме природы и искусства.
З а к л ю ч е н и е
П р и м е ч а н и е
Список использованной литературы
Самый главный предмет в мире -
это человек, ибо он для себя -
своя последняя цель. Право чело-
века должно считаться священным.
И. Кант.
"Критика способности суждения" Канта является основной его работой,
как по ее значению для понимания философии самого Канта, так и по
влиянию, какое она получила в истории послекантовского немецкого
идеализма. В этой работе учение кантовского критицизма применяется, во-
первых, к способности суждения о прекрасном и произведениях искусства,
во-вторых, к способности суждения о целесообразности в природе, или о
целесобразном строении организмов. Вопрос о целесообразности в природе
учеными XVIII столетия решался с точки зрения всеобщих законов развития
механики, фи-
зики и астрономии. Механическая причинность стала ключом к научному
объяснению всех процессов и явлений природы, в основе которых лежало
представление о целях. С развитием анатомии и физиологии человека и
высших животных усиливается тенденция
распространить принцип механической причинности и на органическую
природу. Но этот метод познания и объяснения органического мира зашел
в тупик в объяснении вопроса возникновения жизни на Земле. Кант нашел
яркое выражение для этого состояния
остановившейся на половине пути современной ему науки. В своем раннем
трактате "Всеобщая естественная история и теория неба” 1755 г. он
одновременно выразил и гордую уверенность науки в законности, силе
механического причинного объяснения явлений неорганической природы, и
смиренное признание ее неспособности дать такое же объяснение явлениям
природы органической. Пока наука подчинялась религии, то естественно
все явления и процессы объяснения органического мира она объясняла с
религиозной точки зрения, но все настойчивее наука искала пути для
научного, не религиозного объяснения природы. Так возникло в научном
мировоззрении XVIII века одно из основных для него противоречий. Наука не
смогла признать, как факт, существование целесобразности в природе, в то
же время сама наука признавала, что научное объяснение этого факта пока
невозможно. Это противоречие ослабло к XIX веку, но еще продолжалось
вплоть до середины нашего столетия, пока физические и математические
методы непроникли в биологию. В эпоху Канта указанное противоречие
оставалось в силе. Оно не укрылось от проницательного взора Канта и стало
предметом исследования не только в его ранней космогонии, но также в первой
из его "критик" - в "Критике чистого разума" 1781 г., а также в
последующих его работах "Критика практического разума" и явилось
всесторонним изучением этой проблемы в его главной и основной работе -
"Критика способности суждения" 1790 г. "Критика способности суждения"
завершает построение философии Канта. Если "Критика чистого разума"
изучала законодательства рассудка, а "Критика практического разума"
изучала законодательства разума, то "Критика способности суждения"
исследует способность суждения, которая представляет, как теперь полагает
Кант, промежуточное звено между рассудком и разумом.
Учение Канта о целесообразности в органической природе с его
достоинствами и недостатками выступают в противоречивом сочетании.
Совершенно ясно, что, отрицая применимость к организмам принципа
механической причинности в качестве способа теоретического объяснения,
Кант и в решении этого вопроса становится агностиком, однако в кантовском
отрицании принципа механического объяснения целесообразных органических
структур звучит и другой, принципиально не связанный с агностицизмом /см
Примечание #1/ мотив, а именно критика односторонности и недостаточности
механизма как метода, призванного объяснить происхождениеорганических форм,
но все же механизм для Канта остается идеалом. В то же время он с большой
настойчивостью выдвинул перед философией и перед теорией познания
вопрос о целесообразности форм органической природы. Он с редкой
проницательностью показал, что наука не вправе остановиться перед загадкой
целесообразности и не может и не должна сложить перед ней оружие
причинного теоретического исследования и объяснения, однако
агностицизм Канта парализует ценные выводы из его работ. Кант указывает
на необходимость дополнить принцип механического объяснения теологическим
принципом с внедрением физических методов в биологию. Успехи кибернетики
убедительно показывают нам в настоящее время, насколько принципиален был
Кант, защищая право все более широкого применения к органической природе и
к ее целесообразным структурам методов физической причинности.
Краткая биография
Иммануила Канта
Иммануил Кант родился в Прусском королевстве в 1724 году, городе
Кенигсберге, в семье мастерового - мастера седельного цеха. Окончил
гимназию и Кенигсбергский университет. Поначалу работал домашним
учителем. с 1755 года преподавал в Кенигсбергском университете и
лишь в 46 лет / в 1770 году/ получил профессорскую кафедру логики и
метафизики /был деканом факультета и дважды избирался ректором
университета/.
В ходе семилетней войны Кенигсберг был занят русскими войсками, а в
1794 году Иммануил Кант избирается членом Российской академии. Хотя книги
Канта стали публиковаться в 70-е годы, широкую известность он получил лишь
в последнее десятилетие XVIII века. Чувствуя, что начал дряхлеть, Кант
оставляет преподавательскую деятельность, но продолжает свои философские
исследования.
В 1804 году Кант умер. Он похоронен в Кенигсберге /Калининграде/ на
Острове Канта.
.Первый раздел
Чтобы определить, прекрасно нечто или нет, мы соотносим
представление не с объектом посредством рассудка ради познавания, а с
субъектом и его чувством удовольствия или неудовольствия посредством
воображения. Суждение вкуса поэтому не есть познавательное суждение:
стало быть, оно не логическое, а эстетическое суждение, под которым
подразумевается то суждение, определяющее основание которого может быть
только субъективным. Кант далее подчеркивает, что удовольствие, которое
определяет эстетическое суждение вкуса, свободно от всякого интереса. Он
пишет: "Каждый должен согласиться с тем, что - то суждение о красоте, к
которому примешивается малейший интерес, очень пристрастно и не есть
чистое суждение вкуса. /В первом издани "Критики способности суждения"
Канта, вышедшей на русском языке в 1798 году, слово "пристрастно"
переведено как "партийно", поэтому смысл фразы звучит так: "...суждение о
красоте, к которому примешивается малейший интерес, партийно"/. Поэтому
для того чтобы быть судьей в вопросах вкуса, нельзя ни в малейшей
степени быть заинтересованным в существовании вещи, в этом отношении надо
быть совершенно безразличным.", стр.205./Все ссылки в последующем на
высказывания Иммануила Канта будут даваться по собранию сочинений в шести
томах, т.5, "Критика способности суждения", издательство "Мысль", Москва,
1966./
Всякая заинтересованность ведет не к эстетическому наслаждению, а к
практическому удовольствию от приятной или хорошей вещи, далее Кант
отмечает: "Через это ощущение оно возбуждает желание обладать такими
предметами...", стр.207. Суждение о предмете удовольствия может быть
совершенно незаинтересованным и в то же время очень интересным, то есть,
оно не основывается на интересе, но возбуждает интерес: таковы все чистые
моральные суждения, но суждения вкуса сами по себе вовсе не обосновывают
какого-либо интереса. Несмотря, однако, на все это различие между
приятными хорошим /первое то, что нравится внешним чувством в ощущении,
второе то, что нравится посредством разума через одно лишь понятие/ они
сходятся в том, что всегда связаны с заинтересованностью в своем предмете.
Суждение вкуса, очищенное от утилитарности, является созерцательным
суждением, то есть, будучи безразличным к существованию предмета, лишь
связывает его свойства с чувством удовольствия и неудовольствия.
Из трех видов удовольствия, означающих, следовательно, три различных
соотношения представлений с чувством удовольствия и неудовольствия, по
отношению к которому мы отличаем друг от друга предметы или способы
представления, первые два: приятное- то, что доставляет наслаждение,
хорошее - то, что ценят, одобряют, является не эстетическими, так как
в первом случае заинтересованы внешние чувства, во втором - заинтересован
разум. И только третий вид удовольствия лишен всяческой
заинтересованности - прекрасное - то, что только нравится и поэтому оно
свободно, а, значит, и эстетическое. "Приятное и доброе ощущают и
животные, лишенные разума, красоту - только люди",стр.211.
Кант выводит дефиницию прекрасного: "Вкус есть способность судить о
предмете или о способности представления на основании удовольствия или
неудовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого
удовольствия называется прекрасным".
Из этой дефиниции можно судить о том, что суждение, свободное от
всякого интереса, содержит в себе основания удовольствия для каждого. В
этом субъективном представлении о предмете субъект может предположить,
что тот или иной предмет может или должен вызвать у другого индивида такое
же суждение - удовольствие или неудовольствие. и "хотя оно только