Философия Канта

Философия Канта

ПЛАН

В в е д е н и е

I. Аналитика прекрасного.

а. Суждение вкуса по его качеству и количеству.

б. Суждение вкуса по отношению к целям.

в. Суждение вкуса по модальности удовольствия от предмета.

II. Аналитика возвышенного.

а. Характеристика чувства возвышенного.

б. Возвышенное в природе.

III. Дедукция чистых эстетических суждений.

а. Субъективный принцип способности суждений вкуса.

б. Имперический и интеллектуальный интерес в прекрасном.

в. Характеристика изящных искусств и гения

IV. Диалектика эстетической способности суждения.

а. Антиномия вкуса.

б. Об идеализме природы и искусства.

З а к л ю ч е н и е

П р и м е ч а н и е

Список использованной литературы

Самый главный предмет в мире -

это человек, ибо он для себя -

своя последняя цель. Право чело-

века должно считаться священным.

И. Кант.

"Критика способности суждения" Канта является основной его работой,

как по ее значению для понимания философии самого Канта, так и по

влиянию, какое она получила в истории послекантовского немецкого

идеализма. В этой работе учение кантовского критицизма применяется, во-

первых, к способности суждения о прекрасном и произведениях искусства,

во-вторых, к способности суждения о целесообразности в природе, или о

целесобразном строении организмов. Вопрос о целесообразности в природе

учеными XVIII столетия решался с точки зрения всеобщих законов развития

механики, фи-

зики и астрономии. Механическая причинность стала ключом к научному

объяснению всех процессов и явлений природы, в основе которых лежало

представление о целях. С развитием анатомии и физиологии человека и

высших животных усиливается тенденция

распространить принцип механической причинности и на органическую

природу. Но этот метод познания и объяснения органического мира зашел

в тупик в объяснении вопроса возникновения жизни на Земле. Кант нашел

яркое выражение для этого состояния

остановившейся на половине пути современной ему науки. В своем раннем

трактате "Всеобщая естественная история и теория неба” 1755 г. он

одновременно выразил и гордую уверенность науки в законности, силе

механического причинного объяснения явлений неорганической природы, и

смиренное признание ее неспособности дать такое же объяснение явлениям

природы органической. Пока наука подчинялась религии, то естественно

все явления и процессы объяснения органического мира она объясняла с

религиозной точки зрения, но все настойчивее наука искала пути для

научного, не религиозного объяснения природы. Так возникло в научном

мировоззрении XVIII века одно из основных для него противоречий. Наука не

смогла признать, как факт, существование целесобразности в природе, в то

же время сама наука признавала, что научное объяснение этого факта пока

невозможно. Это противоречие ослабло к XIX веку, но еще продолжалось

вплоть до середины нашего столетия, пока физические и математические

методы непроникли в биологию. В эпоху Канта указанное противоречие

оставалось в силе. Оно не укрылось от проницательного взора Канта и стало

предметом исследования не только в его ранней космогонии, но также в первой

из его "критик" - в "Критике чистого разума" 1781 г., а также в

последующих его работах "Критика практического разума" и явилось

всесторонним изучением этой проблемы в его главной и основной работе -

"Критика способности суждения" 1790 г. "Критика способности суждения"

завершает построение философии Канта. Если "Критика чистого разума"

изучала законодательства рассудка, а "Критика практического разума"

изучала законодательства разума, то "Критика способности суждения"

исследует способность суждения, которая представляет, как теперь полагает

Кант, промежуточное звено между рассудком и разумом.

Учение Канта о целесообразности в органической природе с его

достоинствами и недостатками выступают в противоречивом сочетании.

Совершенно ясно, что, отрицая применимость к организмам принципа

механической причинности в качестве способа теоретического объяснения,

Кант и в решении этого вопроса становится агностиком, однако в кантовском

отрицании принципа механического объяснения целесообразных органических

структур звучит и другой, принципиально не связанный с агностицизмом /см

Примечание #1/ мотив, а именно критика односторонности и недостаточности

механизма как метода, призванного объяснить происхождениеорганических форм,

но все же механизм для Канта остается идеалом. В то же время он с большой

настойчивостью выдвинул перед философией и перед теорией познания

вопрос о целесообразности форм органической природы. Он с редкой

проницательностью показал, что наука не вправе остановиться перед загадкой

целесообразности и не может и не должна сложить перед ней оружие

причинного теоретического исследования и объяснения, однако

агностицизм Канта парализует ценные выводы из его работ. Кант указывает

на необходимость дополнить принцип механического объяснения теологическим

принципом с внедрением физических методов в биологию. Успехи кибернетики

убедительно показывают нам в настоящее время, насколько принципиален был

Кант, защищая право все более широкого применения к органической природе и

к ее целесообразным структурам методов физической причинности.

Краткая биография

Иммануила Канта

Иммануил Кант родился в Прусском королевстве в 1724 году, городе

Кенигсберге, в семье мастерового - мастера седельного цеха. Окончил

гимназию и Кенигсбергский университет. Поначалу работал домашним

учителем. с 1755 года преподавал в Кенигсбергском университете и

лишь в 46 лет / в 1770 году/ получил профессорскую кафедру логики и

метафизики /был деканом факультета и дважды избирался ректором

университета/.

В ходе семилетней войны Кенигсберг был занят русскими войсками, а в

1794 году Иммануил Кант избирается членом Российской академии. Хотя книги

Канта стали публиковаться в 70-е годы, широкую известность он получил лишь

в последнее десятилетие XVIII века. Чувствуя, что начал дряхлеть, Кант

оставляет преподавательскую деятельность, но продолжает свои философские

исследования.

В 1804 году Кант умер. Он похоронен в Кенигсберге /Калининграде/ на

Острове Канта.

.Первый раздел

Чтобы определить, прекрасно нечто или нет, мы соотносим

представление не с объектом посредством рассудка ради познавания, а с

субъектом и его чувством удовольствия или неудовольствия посредством

воображения. Суждение вкуса поэтому не есть познавательное суждение:

стало быть, оно не логическое, а эстетическое суждение, под которым

подразумевается то суждение, определяющее основание которого может быть

только субъективным. Кант далее подчеркивает, что удовольствие, которое

определяет эстетическое суждение вкуса, свободно от всякого интереса. Он

пишет: "Каждый должен согласиться с тем, что - то суждение о красоте, к

которому примешивается малейший интерес, очень пристрастно и не есть

чистое суждение вкуса. /В первом издани "Критики способности суждения"

Канта, вышедшей на русском языке в 1798 году, слово "пристрастно"

переведено как "партийно", поэтому смысл фразы звучит так: "...суждение о

красоте, к которому примешивается малейший интерес, партийно"/. Поэтому

для того чтобы быть судьей в вопросах вкуса, нельзя ни в малейшей

степени быть заинтересованным в существовании вещи, в этом отношении надо

быть совершенно безразличным.", стр.205./Все ссылки в последующем на

высказывания Иммануила Канта будут даваться по собранию сочинений в шести

томах, т.5, "Критика способности суждения", издательство "Мысль", Москва,

1966./

Всякая заинтересованность ведет не к эстетическому наслаждению, а к

практическому удовольствию от приятной или хорошей вещи, далее Кант

отмечает: "Через это ощущение оно возбуждает желание обладать такими

предметами...", стр.207. Суждение о предмете удовольствия может быть

совершенно незаинтересованным и в то же время очень интересным, то есть,

оно не основывается на интересе, но возбуждает интерес: таковы все чистые

моральные суждения, но суждения вкуса сами по себе вовсе не обосновывают

какого-либо интереса. Несмотря, однако, на все это различие между

приятными хорошим /первое то, что нравится внешним чувством в ощущении,

второе то, что нравится посредством разума через одно лишь понятие/ они

сходятся в том, что всегда связаны с заинтересованностью в своем предмете.

Суждение вкуса, очищенное от утилитарности, является созерцательным

суждением, то есть, будучи безразличным к существованию предмета, лишь

связывает его свойства с чувством удовольствия и неудовольствия.

Из трех видов удовольствия, означающих, следовательно, три различных

соотношения представлений с чувством удовольствия и неудовольствия, по

отношению к которому мы отличаем друг от друга предметы или способы

представления, первые два: приятное- то, что доставляет наслаждение,

хорошее - то, что ценят, одобряют, является не эстетическими, так как

в первом случае заинтересованы внешние чувства, во втором - заинтересован

разум. И только третий вид удовольствия лишен всяческой

заинтересованности - прекрасное - то, что только нравится и поэтому оно

свободно, а, значит, и эстетическое. "Приятное и доброе ощущают и

животные, лишенные разума, красоту - только люди",стр.211.

Кант выводит дефиницию прекрасного: "Вкус есть способность судить о

предмете или о способности представления на основании удовольствия или

неудовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого

удовольствия называется прекрасным".

Из этой дефиниции можно судить о том, что суждение, свободное от

всякого интереса, содержит в себе основания удовольствия для каждого. В

этом субъективном представлении о предмете субъект может предположить,

что тот или иной предмет может или должен вызвать у другого индивида такое

же суждение - удовольствие или неудовольствие. и "хотя оно только

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты