придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер. Априоризм
характерен для идеалистической гносеологии кантианства и
неокантианства.стр.69, Советский энциклопедический словарь, издание
четвертое. Издательство "Советская энциклопедия", 1987 г./, нуждается в
дедукции - признание законности его притязания, которую надо прибавить еще
сверх разъяснения в том именно случае, когда дело касается удовольствия
или неудовольствия от форм объекта.
Дедукция суждения вкуса имеет некоторые особенности, и первая
заключается в том, что суждение вкуса определяет свой предмет в отношении
удовольствия /как красоты/, притязая при этом на одобрение каждого,
как если бы оно было объективным. В данном случае субъективные суждения
вкуса, основанные не на логических рассуждениях, а на чувствах субъекта,
претендуют на всеобщность суждений, то есть, объективный характер.
Вторая особенность заключается в том, что суждение вкуса не может
определяться никакими доводами, ни эмпирическими, ни априорными, так как
доводы основаны на понятии и даже узаконенных правилах, а это уже будет
не суждение вкуса, а суждение разума. Хотя суждение вкуса претендует на
всеобщий характер, оно по природе субъективно.
Это очень хорошо прослеживается на "критике". "Критики" создают
определенный кодекс правил, которыми должны руководствоваться люди в
оценке прекрасного, эти правила они базируют на логических рассуждениях-
понятиях, создавая тем самым целую науку о прекрасном, выдавая эти
правила за объективные. Хотя они и основывают эти правила на личных
суждениях о прекрасном, но самое-то главное в том, что и эти правила не
могут стать эталоном в оценке прекрасного индивидуумом, так как он сам
исходит в этой оценке из своих соображений, вернее, от рефлексии
субъекта. "Таким образом, хотя критики, как говорит Кант, могут
умствовать более правдоподобно, чем повара, все же судьба и тех и других
одинакова",стр.298.
Хотя суждение вкуса не базируется на логических понятиях, но имеет с
ним одну общую черту - притязание на всеобщность, но поскольку вкус
опирается не на понятия, а на чувства - свободное воображение субъекта,
то и суждение вкуса будет субъективной всеобщностью, это можно объяснить
тем, что мы вправе предполагать, что у каждого человека те же
субъективные условия способности суждения, какие мы находим в самом себе.
Если суждение, как реальное восприятие, соотнести с познанием, то оно
называется чувственным ощущением. Ощущение от продукта природы /цветка/
можно назвать удовольствием наслаждения, удовольствие же от какого-либо
поступка, в силу его моральных свойств, есть удовольствие не
наслаждения, а самосостоятельности и соответствия ее с идеей нашего
назначения, чувство при этом имеет нравственный характер. Удовольствие от
возвышенного в природе требует собственного сверхчувственного назначения
и оно имеет моральную основу. Только удовольствие от прекрасного не
включает в себя ни моральных законов, ни элемента созерцания, не носит
даже нравственного характера, оно прежде всего удовольствие одной лишь
рефлексии. Личные чувства принимают всеобщий характер потому, что мы в
своих суждениях считаемся нестолько с действительными, сколько с возможными
суждениями других, ставя себя на место каждого. Тут три момента:
1. иметь собственное суждение, то есть, мнение, свободное от всяческих
предрассудков, эта способность зависит от рассудка индивида;
2. мысленно ставить себя на место каждого другого, способность
широкого образа мыслей, то есть, способность сопоставлять свои эмпирические
наблюдения с общей точкой зрения. Это и есть способность суждения;
3. всегда мыслить в согласии с собой, способность мыслить
последовательно, это происходит благодаря соединению двух первых моментов.
Способность последовательного мышления должна перейти в навык, этим
заведует разум. Конечно, суждение вкуса несводится к пониманию данной
формулы, это может служить лишь наглядным теоретическим оправданием
этого чувства, в действительности это все происходит гораздо сложнее и
многообразнее, но, как пишет Кант, эстетическое суждение вкуса возникает
лишь тогда, "когда воображение в своей свободе пробуждает рассудок, а
рассудок без /посредства/ понятий придает игре воображения правильность,
представление сообщается другим не как мысль, а как внутренее чувство
целесообразного состояния души",стр.309.
Мы уже установили, что суждение вкуса о прекрасном в природе
проявляется в незаинтересованности и к объекту, но он может вызывать
определенный интерес эмпирического или интеллектуального характера, с
суждением вкуса этот интерес связан косвенно. Суждение вкуса в изящных
искусствах всегда имеет заинтересованность. Дело в том, что творения
искусства стараются подражать прекрасной природе, а этом случае интерес
субъекта вызывается соотнесением заложенных красот с первоисточником
природы - познавательный интерес, но творение искусства есть продукт
самого человека и он может заложить в процессе его создания определенные
красоты, то есть, целесообразность, и в этом случае интерес работает,
настолько, насколько пригоден этот предмет для меня -"тщеславный интерес",
или для общества - интеллектуальный интерес. Таким образом, чистому
суждению вкуса не характерна никакая заинтересованность. "Красота эта
должна быть природой или быть принятой за природу, чтобы мы могли питать
к ней, как таковой, непосредственный интерес",стр.317.
Искусство по праву следует считать творением рук человеческих, его
свободного разума, а предмет, сделанный им по законам прекрасного в
природе, не должен иметь аналогии в такого рода предметах. Сам процесс
работы над произведением должен быть свободным, то есть, работа не для
заработка, а работа по законам красоты свободного таланта. Хотя даже в
процессе создания произведения искусства есть нечто вроде элементарного
принуждения. Существует два вида искусств. Приятные искусства -
предназначены лишь для наслаждения, развлечения. К этому виду относятся
игры, сервировка стола и пищи, умение создать непринужденную обстановку в
компании и т.д. Изящные же искусства - это способ представления, который
сам по себе целесообразен, и, хотя и без цели, на все же содействует
культуре способностей души для общения между людьми. Прекрасно искусство
тогда, когда мы сознаем, что это искусство, тем не менее оно кажется
нам природой. Это происходит потому, что оно точно соответствует
правилам, но эти правила, по которым работал художник, должны быть скрыты
от наблюдателя. Вот почему Бетховен никогда не работал при свидетелях.
Гений - это талант, природные зачатки души, через которые природа
дает искусству правило. Гений обладает оригинальностью, вместе с тем
произведения его являются образцом, сам процесс написания произведения
искусства никогда не фиксируется и /очень редко/ передается другим,
как руководство для написания произведения искусства. Это происходит
потому, что сам процесс создания произведения искусства не имеет
наглядности и поэтому научно описан быть не может. Если механическое
искусство есть искусство умения, прилежания и изучения, то изящное
искусство -искусство гения, хотя элементы механического присутствуют и в
нем. Для суждения прекрасного необходим вкус, а для создания предметом
искусства нужен гений. Как же связаны и чем различаются эти понятия?
"Красота в природе - это прекрасная вещь, а красота в искусстве
- это прекрасное представление о вещи",стр.327. Если в природе бесформенные
предметы не могут быть прекрасными, то в искусстве безобразное выступает в
форме прекрасного, форме описания, вернее, в произведении искусства
безобразный предмет выступает как прекрасный и даже возвышенный, в силу
гениальности вкуса художника, но чаще всего находится в поиске
художника, таким образом, имеет диалектику, хотя мы знаем примеры порыва
души, вдохновение, которое приводит к моментальному воспроизведению
произведения искусства в целом и сразу. Я имею в виду, что Моцарт,
Мусоргский и И.Штраус писали свои произведения сразу и на чистовую, хотя
первый массу вариантов проигрывал на фортепиано, два вторых делали
заметки везде и всюду, вплоть до манжет. Таким образом, если и создается
произведение искусства "сразу", то ему все равно предшествует
определенный период подготовки, то есть, период созревания этого
произведения. Но, как справедливо отмечает Кант, мы в произведениях
изящного искусства, к которым он относит поэзию, музыку и изобразительное
искусство "картинные галереи", можем часто наблюдать: "в одном гений
без вкуса, в другом вкус без гения",стр.329.
Рассматривая вторую формулу, мы можем сказать, что произведение,
относящееся к изящному искусству, иногда не имеет духа, то есть, оно не
приводит наши душевные силы в движение, не способствует свободной
игре воображения - эстетическая идея.
Интеллектуальные понятия, которые не существуют в природе, каковыми
являются любовь, слава, смерть, зависть и все людские пороки, выступают в
поэтическом произведении в виде эстетеческих идей только по средствам
талантливости самого поэта, так как Кант считает, что "только в поэзии
эта способность эстетических идей может проявляться в полной мере",стр.331.
Эстетическая сила несет в себе с главной идеей произведения массу
побочных представлений, которые, в своем многообразии и вызывают душевное
движение. Соотношение разума - интеллектуальные понятия со способностью
духа и есть суть таланта, наивысшее проявление этих соотношений есть суть
гения, дефиниция гения Кантом сводится к следующему: "Гений есть
образцовая оригинальность природного дарования субъекта в свободном
признании своих познавательных способностей",стр.335.
Рассматривая первую формулу /гений без вкуса/, необходимо отметить, что
только одно богатство воображения - гений приводит к неясности в изящном
искусстве, вкус же вносит в произведение ясность, порядок и полноту
мыслей, он делает идеи устойчивыми, способными вызывать длительное и
всеобщее одобрение, и, если при сопоставлении двух этих свойств в