Философия Канта

произведении встанет вопрос о жертве, то эта жертва должна идти со стороны

гения, а не вкуса. Деление изящных искусств мы будем проводить по степени

выражения того или иного вида искусства. Их три: артикуляция - слово,

жестикуляция - жесты, и модуляция - тон. "Только сочетание этих трех

видов выражения исчерпывает способность говорящего к сообщению, ведь

благодаря этому мысль, созерцание и ощущение передаются другим

одновременно и совокупно",стр.338.

Таким образом, имеется и три вида изящных искусств: словесное,

изобразительное и искусство игры ощущений.

1. К словесным изящным искусствам относятся риторика и поэзия.

2. К изобразительным относятся ваяние, зодчество, живопись.

Живопись разделяется на истинно живопись - изображение природы и

декоративно-прикладную живопись - изображение продуктов природы. Первый

вид искусства в большей части предназначен для слуха и в меньшей -

для зрения. Второй вид - в большей части для зрения, и в меньшей - для

осязания.

3. К искусству изящной игры ощущений относится музыка и искусство

красок, первое использует слух, второе - зрение.

Все эти чистые изящные искусства в сочетании друг с другом приводят

к синтетическим искусствам, так, например, сочетание слова и жеста

приводят нас к театральному искусству драмы, комедии или трагедии, во

многих случаях там присутствуют и живопись, и музыка. Сочетание слова и

музыки приводит к пению.

Сочетание музыки, танца, слова, приводит к музыкально-театральному

жанру оперы или оперетты. Музыка и жест /танец/ создают основу балета.

Таким образом, мы видим, что синтетические искусства могут включать в

себя или два /балет и драма/, или все виды искусства, как, например,

опера. Какова же эстетическая ценность этих синтетических искусств вообще

и по отношению к /чистым/ изящным искусствам? В таких сочетаниях изящное

искусство есть в еще большей мере искусство. Но становится ли оно более

прекрасным? Как отмечает Кант, в этом можно сомневаться, "так как

перекрещиваются столь многоразличные виды удовольствия",стр.344

Дифференциацию изящных /простых/ искусств Кант проводит по принципу

влияния этого искусства на свободную игру воображения - души или, как он

говорит, способности /"возбуждения и душевного волнения"/,стр.246. По этому

принципу на первое место становится поэзия, а затем музыка. Несколько не

понятно, почему первое место занимает поэзия, ведь она выражается в

словах, пусть даже без понятий, но более конкретно, нежели музыка,

которая, на мой взгляд, дает больше свободы душе, нежели поэзия /Платон в

своем государстве на первое место среди искусств ставил музыку -

непрограммную/.

Если же дифференциацию искусства проследить по степени обогащения

культуры души, способность воспитывать в нас моральные качества, то на

первое место здесь выходят изобразительные искусства и прежде всего

живопись, так как она включает в себя остальные виды изобразительного

искусства. Эти искусства более индивидуальны, нежели музыка, которая

претендует на роль общественного искусства, поэтому и информация,

которую несут в себе изобразительные искусства, также индивидуальна. Эта

дифференциация может быть и по другим принципам и в другом порядке, и, как

пишет в сноске сам Кант, "пусть читатель не рассматривает этот набросок

возможного деления изящных искусств как задуманную теорию. Это только одна

из многих попыток, которые еще можно и должно предпринять",стр.338.

Раздел четвертый

Способность суждения, которая должна быть диалектической, должна

притязать на всеобщность. Но суждение вкуса в большей мере субъективно,

так как опирается на субъективные /понятия/ о произведениях того или иного

вида искусства, каждый имеет свой вкус, о вкусе не дискутируют, но все

же о вкусе можно спорить, а значит, спор предполагает две

противоположные точки зрения, которые притязают на всеобщность, но две

сразу противоположные точки зрения не могут быть приняты за идеал вкуса.

Возникает анатомия вкуса. К тому же в споре противоположные стороны

опираются на понятия, доказывая свою правоту, но, как нам уже известно,

суждение вкуса не опирается на понятие, иначе это будет просто логическим

спором. Диалектик способности эстетических суждений вкуса относится не

собственно к вкусу, а к критике вкуса.

При разрешении той или иной антиномии дело идет только о возможности

того, что два видимо противоположных друг другу положения на самом деле не

противоречат друг другу, а могут сосуществовать, хотя объяснить

возможность их понятия выше нашей

познавательной способности. Таким образом, Кант ставит вопрос о

сочетании субъективных и объективных принципов суждения вкуса, но не

находит на это ответа, в этом его характер антиномии, он пишет:

"Совершенно невозможно дать определенный объективный принцип вкуса,

которым суждения вкуса могли бы руководствоваться и на основании которого

они могли бы быть исследованы и доказаны, ведь тогда не было бы

никакого суждения вкуса. Только объективный принцип, а именно,

неопределенная идея сверхчувственного в нас может быть указана, как

единственный ключ к разгадке этой даже в своих истоках скрытой от нас

способности, но далее уже ничем нельзя сделать его понятным",стр.361.

Принцип вкуса всегда можно усматривать прежде всего в том, что вкус

судит эмпирически, через внешние чувства, или из априорных оснований. В

первом случае это будет эмпиризм вкуса, во втором - его рационализм.

Рационализм же принципа вкуса может быть или рационализмом реализма,

целесообразности, или рационализмом идеализма ее, но суждение вкуса не

есть познавательный процесс, а красота - не свойство предмета самого по

себе, это лишь эстетические чувства в самом субъекте, поэтому рационализм

принципа вкуса никогда нельзя усматривать в том, будто

целесообразность в этом суждении мыслится как объективная. За реализм

эстетической целесообразности природы говорят прекрасные творения самой

природы. Об идеализме целесообразности в красоте природы Кант пишет так:

"Но что прямо доказывает принцип идеальности целесообразности в красоте

природы, как принцип, который мы всегда полагаем в основу самого

эстетического суждения и который не позволяет нам применять реализм цели

природы в качестве основания для нашей способности представления, - так это

то обстоятельство, что при оценке красоты вообще мы ищем мерило в нас самих

и что эстетическая способность суждения, когда судит о том, прекрасно все

это или нет, сама себе устраивает законы, чего не могло бы быть, если

допустить реализм целесообразности природы, ибо мы в таком случае должны

были бы учиться у природы тому, что мы должны считать прекрасным и

суждение вкуса было бы подчинено эмпирическим принципам",стр.371-372.

Еще яснее можно усмотреть принцип идеализма целесообразности в изящном

искусстве, в самом деле, с прекрасной природой оно имеет общее то, что

в нем нельзя допустить эстетический реализм, целесообразности через

ощущения, но удовольствие не должно зависеть от достижения определенных

целей. Изящное искусство не есть продукт рассудка или науки, а как

произведение гения, и, следовательно, оно получает свои правила через

эстетические идеи, которые существенно отличаются от исходящих из

разума идей определенных целей. Следовательно, даже в основе рационализма

лежит идеальность целей, а не их реальность. Таким образом, идеализм

целесообразности в суждении вкуса о прекрасном в природе и в искусстве

есть единственное предположение, при котором критика только и способна

объяснить возможность суждения вкуса.

Всякое субъективно-абстрактное изображение как чувственное

воплощение бывает двояким: схематическое, то есть, понятием рассудка

дается соответствующее априорное созерцание, или символическое, когда под

понятием разума не может быть никакого чувственного созерцания,

способность суждения согласуется с самим образом действия, а не по

созерцанию. Таким образом, все созерцания, которые подводятся под

априорные понятия, есть суть или схемы, или символы.

Прекрасное есть символ нравственно доброго: и только принимая это во

внимание, оно и не нравится с притязанием на согласие каждого другого,

причем душа сознает и некоторое облагораживание и возвышение над

восприимчивостью к удовольствию от чувственных впечатлений и судит по

такой же максимальной мере своей способности суждения о достоинстве

других. Прекрасное нравится непосредственно, без всякого интереса,

предполагает полную свободу воображения, субъективный принцип суждения о

прекрасном становится всеобщим.

Для изящного искусства существует только манера, а не способ

обучения. Мастер показывает ученику, как и что, надлежит делать, общие

правила для данного искусства являются напоминанием, а не перенесением в

процесс творчества, но стремление к идеалу существует, но в практике

этот идеал почти недостижим. Только когда учитель разбудит в ученике

воображение, только тогда ученик сможет творить по законам красоты

изящного искусства, то есть, может проявиться гениальность ученика, его

культура душевных сил.

В заключении Кант пишет: "Но так как вкус, в сущности, есть

способность суждения о чувственном воплощении нравственных идей

/посредством некоторой аналогии рефлексии об обоих/, из чего и из

основываемой на этом большей восприимчивости, исходящему из

этих идей чувству/ /оно называется моральным чувством/ выводится то

удовольствие, которое вкус объявляет значимым для человечества вообще, а

не только для личного чувства каждого – то ясно, что истинной пропедевтикой

/Пропедевтика - введение в науку, предварительный вводный курс,

систематически изложенный в сжатой и элементарной форме, - стр.1069,

Советский энциклопедический словарь, издание четвертое, издательство

"Советская энциклопедия", 1987 г./ к утверждению вкуса служит

развитие нравственных идей и культуры морального чувства; только в том

случае, когда чувственность приведена в согласие с этим чувством,

настоящий вкус может принять определенную неизменную форму".

Заключение.

В заключение хочется сказать несколько слов об учении Канта вообще

и, в частности, его "Критике способности суждения вкуса".

Формирование философских воззрений Канта проходило постепенно, поэтому его

ранние взгляды отличаются от поздних, иногда даже полностью

пересматриваются, и, как отмечает Асмус: "Кант не был кантианцем в такой

мере, в какой его изображают новейшие почитатели".

Положительная ценность философии Канта в том, что он впервые в истории

немецкого идеализма восстановил диалектику, разработал сам некоторые ее

вопросы и своими работами сообщил сильный толчок к ее дальнейшему

развитию.

"Критика способности суждения" занимает промежуточное звено в общей

философии Канта, и, как говорил философ: "Критика способности суждения

является связующим звеном обеих частей философии "Критика чистого разума" и

"Критика практического разума". Эта книга поразила умы современников.

Эта система взглядов полностью отвечает и соответствует развитию наук того

времени. Некоторые выводы были сделаны Кантом благодаря его гениальности

и намного опередили время.

Многие мыслители обращали внимание на философию Канта как с точки

зрения ее ценности, так и с критическими замечаниями Маркс, Энгельс и

Ленин дали глубокий анализ социально-классовой основы философской системы

Канта. Вся концепция Канта направлена на человека, его связь с природой,

изучение человеческих возможностей и справедливо отметил Фридрих Шиллер:

"О смертном человеке пока еще никто не сказал более высоких слов, чем Кант,

что и составляет содержание всей его философии - "определи себя сам". Эта

великая идея самоопределения светит нам, отражаясь тех явлениях природы,

которые мы называем красотой".

.

Примечания

1. Агностицизм - непознаваемый /греч. agnostos/, учение, согласно

которому человек не способен познать сущность вещей, не может иметь

достоверное знание о них. В истории философии классическими

выразителями идей агностицизма - агностики - были Юм и Кант. Кант хотя и

признавал объективное существование вещей самих по себе, но сущность их

считал непознаваемой, полагая, что вещи сами по себе не даны ни в каком

опыте /"Вещь в себе"/.,стр.9, Краткий словарь по философии. Изд.

"Политическая литература", М., 1979 г.

2. Априорные принципы /от лат. priori/ - из предшествующего -понятие

логики и теории познания, характеризующее знание, придающее ему

оформленный, всеобщий и необходимый характер. Априоризм характерен для

идеалистической гносеологии кантианства и неокантианства, стр.69,

Советский энциклопедический словарь Изд. четвертое. Издательство

"Советская энциклопедия", М., 1987 г.

3. Пропедевтика - введение в науку, предварительный вводный курс,

систематически изложенный в сжатой и элементарной форме, стр.1069, Сов.

энциклопедический словарь, Изд. четвертое. Издательство "Советская

энциклопедия",1987 г.

.

Список использованной литературы

1. Кант И. Трактаты и письма /Вступит. ст. А.В.Гулыги/ - М.: Наука,

1980. 709 с. /Памятники философ. мысли/.

2. Абрамян Л.А. Главный труд Канта: К 200-летию выхода в свет "Критики

чистого разума" - Ереван: Айастан, 1981, 66 с.

3. Баскин Ю.Я. Кант. - М:. Юрид. лит., 1984. - 88 с.

4. Бахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта: Опыт совр.

прочтения "Критики чистого разума". М.: Наука, 1986, 205 с.

5. Гринишин Д.М., Корнилов С.В. Иммануил Кант: ученый, философ,

гуманист. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984, 150 с.

6. Гулыга А.В. Кант. 2-е изд. - М.: Мол. гвардия, 1981, 303 с.

/"Жизнь замечательных людей"/.

7. "Критика чистого разума" Канта и современность, Б.А.

Штейнберг, Т.И. Ойзерман, М. Бур и др.; АН Латв.ССР, ИН-т филоофии и права.

- Рига, Зинатне, 1984, 286 с.

8. Философия Канта: Современ. исслед. и дискусс.: к 200-летию "Критики

чистого разума" /Ин-т философии АН СССР, М.: 1983, 123 с.

9. Философия Канта и современный идеализм, И.С. Андреева, И.И.

Ремезова, Л.А. Боброва и др.; Отв. ред. И.С. Андреева, Б.Т. Григорьян;

АН СССР, ИНИОН, М.: Наука, 1987, 269 с.

10. И.Кант "Критика способности суждения", Изд."Мысль", М.,1966.

11. И.Кант Сочинения в шести томах, т.5, стр. 201-377.

12. В.Ф. Асмус, Проблема целесообразности в учении Канта в

органической природе и в эстетике. Вступит. статья к соч. И.Канта в

шести томах, т.5, стр. 5-65.

13. Философский словарь, изд. "Политическая литература", М., 1975.

14. В.Ф. Асмус, Избранные философские труды, изд. московского

университета, 1971.

15. И.С. Нарский. Кант. "Мыслители прошлого", М., "Мысль", 1976.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты