Философия Лао Цзи в Древнем Китае

существа, оно не считает себя их властелином. Оно никогда не имеет

собственных желаний, поэтому его можно назвать ничтожным. Все сущее

возвращается к нему, но оно не рассматривает себя их властелином. Его можно

назвать великим. Оно становится великим, потому что никогда не считает себя

таковым.

35

К тому, кто представляет собой великий образ [дао], приходит весь народ.

Люди приходят, а он им не причиняет вреда. Он приносит им мир, спокойствие,

музыку и пищу. Даже путешественник у него останавливается. Когда дао

выходит изо рта, оно пресное, безвкусное. Оно незримо, и его нельзя

услышать. В действии оно неисчерпаемо.

36

Чтобы нечто сжать, необходимо прежде расширить его. Чтобы нечто ослабить,

нужно прежде укрепить его. Чтобы нечто уничтожить, необходимо прежде дать

ему расцвести. Чтобы нечто у кого-то отнять, нужно прежде дать ему. Это

называется глубокой истиной. Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное.

Как рыба не может покинуть глубину, так и государству не должно выставлять

напоказ людям свои совершенные методы [управления].

37

Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно

не делало. Если знать и государи будут его соблюдать, то все существа будут

изменяться сами собой. Если те, которые изменяются, захотят действовать, то

я буду подавлять их при помощи простого бытия, не обладающего именем. Не

обладающее именем - простое бытие - для себя ничего не желает. Отсутствие

желания приносит покой, и тогда порядок в стране сам собой установится.

38

Человек с высшим дэ не стремится делать добрые дела, поэтому он

добродетелен; человек с низшим дэ не оставляет [намерения] совершать добрые

дела, поэтому он не добродетелен; человек с высшим дэ бездеятелен и

осуществляет недеяние; человек с низшим дэ деятелен, и его действия

нарочиты; обладающий высшим человеколюбием действует, осуществляя недеяние;

человек высшей справедливости действует, и его действия нарочиты; человек,

во всем соблюдающий ритуал действует, [надеясь на взаимность]. Если он не

встречает взаимности, то он прибегает к наказаниям. Вот почему дэ

появляется только после утраты дао; человеколюбие - после утраты дэ;

справедливость - после утраты человеколюбия; ритуал - после утраты

справедливости. Ритуал - это признак отсутствия доверия и преданности. [В

ритуале] - начало смуты. Внешний вид - это цветок дао, начало невежества.

Поэтому [великий человек] берет существенное и оставляет ничтожное. Он

берет плод, и отбрасывает его цветок. Он предпочитает первое и отказывается

от второго.

39

Вот те, кто с давних времен находятся в единстве. Благодаря единству, небо

стало чистым, земля - незыблемой, дух - чутким, долина - цветущей, и начали

рождаться все существа. Благодаря единству знать и государи становятся

образцом в мире. Вот что создает единство. Если небо не чисто, оно

разрушается; если земля зыбка, она раскалывается; если дух не чуток, он

исчезает; если долины не цветут, они превращаются в пустыню; если вещи не

рождаются, они исчезают; если знать и государи не являются примером

благородства, они будут свергнуты. Незнатные являются основой для знатных,

а низкое - основанием для высокого. Поэтому знать и государи сами называют

себя "одинокими", "сирыми" и "несчастливыми". Это происходит оттого, что

они не рассматривают незнатных как свою основу. Это ложный путь. Если

разобрать колесницу, от нее ничего не останется. Нельзя считать себя

"драгоценным", как яшма, а нужно быть простым, как камень.

40

Превращение в противоположное есть действие дао, слабость есть свойство

дао. В мире все вещи рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии.

41

Человек высшей учености, узнав о дао, стремится к его осуществлению.

Человек средней учености, узнав о дао, то соблюдает его, то нарушает.

Человек низшей учености, узнав о дао, подвергает его насмешке. Если оно не

подвергалось бы насмешке, не являлось бы дао. Поэтому существует поговорка:

кто узнает дао, похож на темного; кто проникнет в дао, похож на

отступающего; кто на высоте дао, похож на заблуждающегося; человек высшей

добродетели похож на простого; великий просвещенный похож на презираемого;

безграничная добродетельность похожа на ее недостаток; распространение

добродетельности похожа на ее расхищение; истинная правда похожа на ее

отсутствие. Великий квадрат не имеет углов; большой сосуд долго

изготовляется; сильный звук нельзя услышать; великий образ не имеет формы.

Дао скрыто [от нас] и не имеет имени. Но только оно способно помочь всем

существам и привести их к совершенству.

42

Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все

существа.(*) Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют

гармонию. Люди не любят [имена] "одинокий", "сирый", "несчастливый". Между

тем гуны и ваны (цари и князья) этими [именами] называют себя. Поэтому вещи

возвышаются, когда их принижают, и принижаются, когда их возвышают. Чему

люди учат, тому обучаю и я: сильные и жестокие не умирают своей смертью.

Этим я руководствуюсь в своем обучении. ------------- (*) Одно, по нашему

мнению, означает хаос, состоящий из мельчайших частиц ци, как

первоначальной формы существования дао. Два - это легкие и тяжелые ци, из

которых возникли три - небо, земля, человек.

43

В Поднебесной самые слабые побеждают самых сильных. Небытие проникает везде

и всюду. Вот почему я знаю пользу от недеяния. В Поднебесной нет ничего,

что можно было бы сравнить с учением, не прибегающим к словам, и пользой от

недеяния.

44

Что ближе - слава или жизнь? Что дороже - жизнь или богатство? Что тяжелее

пережить - приобретение или потерю? Кто многое сберегает, тот понесет

большие потери. Кто много накапливает, тот потерпит большие убытки. Кто

знает меру, у того не будет неудачи. Кто знает предел, тот не будет

подвергаться опасности. Он может стать долговечным.

45

Высшее совершенство похоже на несовершенное, но его действие [не может

быть] нарушено; великая полнота похожа на пустоту, но ее действие

неисчерпаемо. Великая прямота похожа на кривизну; великое остроумие похоже

на глупость; великий оратор похож на заику. Ходьба побеждает холод, покой

побеждает жару. Спокойствие создает порядок в мире.

46

Когда в стране существует дао, лошади унавоживают землю; когда в стране

отсутствует дао, боевые кони пасутся в окрестностях. Нет больше несчастья,

чем незнание границы своей страсти, и нет большей опасности, чем стремление

к приобретению [богатств]. Поэтому, кто умеет удовлетворяться, всегда

доволен [своей жизнью].

47

Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть

естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому

совершенномудрый не ходит, но познает [все]. Не видя [вещей], он проникает

в их [сущность]. Не действуя, он добивается успеха.

48

Кто учится, с каждым днем увеличивает [свои знания]. Кто служит дао, изо

дня в день уменьшает [свои желания]. В непрерывном уменьшении [человек]

доходит до недеяния. Нет ничего такого, что не делало бы недеяние. Поэтому

овладение Поднебесной всегда осуществляется посредством недеяния. Кто

действует, не в состоянии овладеть Поднебесной.

49

Совершенномудрый не имеет постоянного сердца. Его сердце состоит из сердец

народа. Добрым я делаю добро и недобрым также делаю добро. Таким образом и

воспитывается добродетель. Искренним я верен и неискренним также верен.

Таким образом и воспитывается искренность. Совершенномудрый живет в мире

спокойно и в своем сердце собирает мнения народа. Он смотрит на народ, как

на своих детей.

50

[Существа] рождаются и умирают. Из десяти человек три [идут] к жизни, три -

к смерти. Из каждых десяти еще имеются три человека, которые умирают от

своих деяний. Почему это так? Это происходит от того, что у них слишком

сильно стремление к жизни. Я слышал, что, кто умеет овладевать жизнью, идя

по земле, не боится носорога и тигра, вступая в битву, не боится

вооруженных солдат. Носорогу некуда вонзить в него свой рог, тигру некуда

наложить на него свои когти, а солдатам некуда поразить его мечом. В чем

причина? Это происходит оттого, что для него не существует смерти.

51

Дао рождает [вещи], дэ вскармливает [их]. Вещи оформляются, формы

завершаются. Поэтому нет вещи, которая не почитала бы дао и не ценила бы

дэ. Дао почитаемо, дэ ценимо, потому что они не отдают приказаний, а

следуют естественности. Дао рождает [вещи], дэ вскармливает их, взращивает

их, воспитывает их, совершенствует их, делает их зрелыми, ухаживает за

ними, поддерживает их. Создавать и не присваиваить, творить и не хвалиться,

являясь старшим, не повелевать - вот что называется глубочайшим дэ.

52

В Поднебесной имеется начало, и оно - мать Поднебесной. Когда будет

постигнута мать, то можно узнать и ее детей. Когда уже известны ее дети, то

снова нужно помнить об их матери. В таком случае до конца жизни [у

человека] не будет опасности. Если [человек] оставляет свои желания и

освобождается от страстей, то до конца жизни не будет у него усталости.

Если же он распускает свои страсти и поглощен своими делами, то не будет

спасения [от бед]. Видение мельчайшего называется зоркостью. Сохранение

слабости называется могуществом. Следовать сиянию [дао], постигать его

глубочайший смысл, не навлекать [на людей] несчастья - это и есть

соблюдение постоянства.

53

Если бы я владел знанием, то шел бы по большой дороге. Единственная вещь,

которой я боюсь, - это узкие тропинки. Большая дорога совершенно ровна, но

народ любит тропинки. Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и

хлебохранилища совершенно пусты. [Знать] одевается в роскошные ткани, носит

острые мечи, не удовлетворяется [обычной] пищей и накапливает излишние

богатства. Все это называется разбоем и бахвальством. Оно является

нарушением дао.

54

Кто умеет крепко стоять, того нельзя опрокинуть. Кто умеет опереться, того

нельзя свалить. Сыновья и внуки вечно сохранят память о нем. Кто

совершенствует [дао] внутри себя, у того добродетель становится искренней.

Кто совершенствует [дао] в семье, у того добродетель становится обильной.

Кто совершенствует [дао] в деревне, у того добродетель становится обширной.

Кто совершенствует [дао] в царстве, у того добродетель становится богатой.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты