Философия Лао Цзи в Древнем Китае

Кто совершенствует [дао] в Поднебесной, у того добродетель становится

всеобщей. По себе можно познать других; по одной семье можно познать

остальные; по одной деревне можно познать остальные; по одному царству

можно познать другие; по одной стране можно познать всю Поднебесную. Каким

образом я узнаю, что вся Поднебесная такова? Поступая так.

55

Кто содержит в себе совершенное дэ, тот похож на новорожденного. Ядовитые

насекомые и змеи его не ужалят, свирепые звери его не схватят, хищные птицы

его не заклюют. Кости у него мягкие, мышцы слабые, но он держит [дао]

крепко. Не зная союза двух полов, он обладает животворящей способностью. Он

очень чуток. Он кричит весь день, и его голос не изменяется. Он совершенно

гармоничен. Знание гармонии называется постоянством. Знание постоянства

называется мудростью. Обогащение жизни называется счастьем. Стремление

управлять чувствами называется упорством. Существо, полное сил, стареет -

это называется нарушением дао. Кто дао не соблюдает, тот погибает раньше

времени.

56

Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает. То, что оставляет

свои желания, отказывается от страстей, притупляет свою проницательность,

освобождает себя от хаотичности, притупляет свой блеск, уподобляет себя

пылинке, представляет собой глубочайшее. Его нельзя приблизить для того,

чтобы с ним сродниться; его нельзя приблизить для того, чтобы им

пренебрегать; его нельзя приблизить для того, чтобы им воспользоваться; его

нельзя приблизить для того, чтобы его возвысить; его нельзя приблизить для

того, чтобы его унизить. Вот почему оно уважаемо в Поднебесной.

57

Страна управляется справедливостью, война ведется хитростью. Поднебесную

получают во владение посредством недеяния. Откуда я знаю все это? Вот

откуда: когда в стране много запретительных законов, народ становится

бедным. Когда у народа много острого оружия, в стране увеличиваются смуты.

Когда много искусных мастеров,умножаются редкие предметы. Когда растут

законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников. Поэтому

совершенномудрый говорит: "Если я не действую, народ будет находиться в

самоизменении. Если я спокоен, народ сам будет исправляться. Если я

пассивен, народ сам становится богатым; если я не имею страстей, народ

становится простодушным".

58

Когда правительство спокойно, народ становится простодушным. Когда

правительство деятельно, народ становится несчастным. О несчастье! Нон

является опорой счастья. О счастье! В нем заключено несчастье. Кто знает их

границы? Они не имеют постоянства. Справедливость снова превращается в

хитрость, добро -- в зло. Человек уже давно находится в заблуждении.

Поэтому совершенномудрый справедлив и не отнимает ничего у другого. Он

бескорыстен и не вредит другим. Он правдив и не делает ничего плохого. Он

светел, но не желает блестеть.

59

Управляя людьми и служа Небу (*), лучше всего соблюдать воздержание.

Воздержание должно стать главной заботой. Оно называется совершенствованием

дэ. Совершенствование дэ - всепобеждающе. Всепобеждающее обладает

неисчерпаемой силой. Неисчерпаемая сила дает возможность овладеть страной.

Начало, при помощи которого управляется страна, долговечно и называется

глубоким и прочным, вечно существующим дао. ------------- (*) Небо у Лао-

Цзы тожденственно с дао, означающим естественность вещей. Вообще понятие

дао имеет у Лао-Цзы ярко выраженное онтологическое содержание, это -

вечное, неизменное, непознаваемое, бесформенное начало. Лао-Цзы

рассматривает его как подлинную основу вещей и явлений.

60

Управление большим царством напоминает приготовление блюда из мелкиих рыб

(*). Если Поднебесной управлять, следуя дао, то злые духи [умерших] не

будут действовать. Но злые духи не только не будут действовать, они также

не смогут вредить людям. Не только они не смогут вредить людям, но и

совершенномудрые не смогут вредить людям. Поскольку и те и другие не смогут

вредить людям, их дэ соединятся друг с другом. ------------- (*)

Приготовление этого блюда требует от повара спокойствия и осторожности.

61

Великое царство - это низовье реки, узел Поднебесной, самка Поднебесной.

Самка всегда невозмутимостью одолевает самца, а по своей невозмутимости

[она] стоит ниже [самца]. Поэтому великое царство располагает к себе

маленькое тем, что ставит себя ниже последнего, а маленькое царство

завоевывает симпатию великого царства тем, что стоит ниже последнего.

Поэтому располагают к себе либо тем, что ставят себя ниже, либо тем, что

сами по себе ниже. Пусть великое царство будет желать не больше того, чтобы

все одинаково были накормлены, а малое царство пусть будет желать не больше

того, чтобы служить людям. Тогда оба получат то, чего они желают. Великому

полагается быть внизу.

62

Дао - глубокая [основа] всех вещей. Оно сокровище добрых и защита недобрых

людей. Красивые слова можно произносить публично, доброе поведение можно

распространять на людей. Но зачем же покидать недобрых людей? В таком

случае зачем же выдвигают государя и назначают ему трех советников?

Государь и советники хотя и имеют драгоценные камни и могут ездить на

колесницах, но лучше будет им спокойно следовать дао. Почему в древности

ценили дао? В то время люди не стремились к приобретению богатств и

преступления прощались. Поэтому [дао] в Поднебесной ценилось дорого.

63

Нужно осуществлять недеяние, соблюдать спокойствие и вкушать безвкусное.

Великое состоит из малого, а многое - из немногого. На ненависть нужно

отвечать добром. Преодоление трудного начинается с легкого, осуществление

великого начинается с малого, ибо в мире трудное образуется из легкого, а

великое - из малого. Поэтому совершенномудрый начинает не с великого, тем

самым он совершает великое. Кто много обещает, тот не заслуживает доверия.

Где много легких дел, там много и трудных. Поэтому совершенномудрый

относится к делу, как к трудному, поэтому он не испытывает трудности.

64

То, что спокойно, легко сохранить.. То, что еще не показало признаков,

легко направить. То, что слабо, легко разделить. То, что мелко, легко

рассеять. Действие надо начать с того, чего еще нет. Наведение порядка надо

начать тогда, когда еще нет смуты. Ибо большое дерево вырастает из малого,

девятиэтажная башня начинает строиться из горстки земли, путешествие в

тысячу ли начинается с одного шага. Кто действует - потерпит неудачу. Кто

чем-либо владеет - потеряет. Вот почему совершенномудрый бездеятелен, и он

не терпит неудачи. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет. Те, кто,

совершая дела, спешат достигнуть успеха, потерпят неудачу. Кто осторожно

заканчивает свое дело, подобно тому, как он его начал, у того всегда

блаполучие. Поэтому совершенномудрый не имеет страсти, не ценит

труднодобываемые предметы, учится у тех, кто не имеет знаний, и идет по

тому пути, по которому прошли другие. Он следует естественности вещей и не

осмеливается [самовольно] действовать.

65

В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его

невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний.

Поэтому управление страной при помощи знаний приносит стране несчастье, а

без их помощи приводит страну к счастью. Кто знает эти две вещи, тот

становится примером для других. Знание этого примера есть знание

глубочайшего дэ. Глубочайшее дэ, оно и глубоко и далеко. Оно противоположно

всем существам, но приводит их к полному соответствию [с ним].

66

Реки и моря потому могут властвовать над равнинами, что они способны

стекать вниз. Поэтому они властвуют над равнинами. Когда [совершенномудрый]

желает возвыситься над народом, он должен ставить себя ниже других. Когда

он желает быть впереди людей, он должен ставить себя позади всех. Поэтому,

хотя он и стоит над народом, но народу он не в тягость; хотя он и находится

впереди, народ ему не вредит. Поэтому люди с радостью его выдвигают и от

него не отворачиваются. Он не борется, благодаря чему он в мире непобедим.

67

Все говорят о том, что мое дао велико и не уменьшается. Если бы оно

уменьшилось, то после долгого времени оно стало бы маленьким. Не

уменьшается потому, что оно является великим. Я имею три сокровища,

которыми дорожу: первое - это человеколюбие, второе - бережливость, а

третье состоит в том, что я не смею быть впереди других. Я человеколюбив,

поэтому могу стать храбрым. Я бережлив, поэтому могу быть щедрым. Я не смею

быть впереди других, поэтому могу стать умным вождем. Кто храбр без

человеколюбия, щедр без бережливости, находясь впереди, отталкивает тех,

кто находится позади, - тот погибает. Кто ведет войну человеколюбиво,

побеждает, и возведенная им оборона неприступна. Небо его спасает,

человеколюбие охраняет.

68

Умный полководец не бывает воинственен. Умелый воин не бывает гневен.

Умеющий побеждать врага не нападает. Умеющий управлять людьми не ставит

себя в низкое положение. Это я называю дэ, избегающее борьбы. Это сила в

управлении людьми. Это значит следовать природе и древнему началу дао.

69

Военное искусство гласит: я не смею первым начинать, я должен ожидать. Я не

смею наступать хотя бы на вершок вперед, а отступаю на аршин назад. Это

называется действием посредством недеяния, ударом без усилия. В этом случае

не будет врага, и я могу обходиться без солдат. Нет беды тяжелее, чем

недооценивать противника. Недооценка противника повредит моему сокровенному

средству [дао]. В результате срадений те, кто скорбит, одерживают победу.

70

Мои слова легко понять и легко осуществить. Но люди не могут понять и не

могут осуществить. В словах имеется начало, в делах есть главное. Поскольку

люди их не знают, то они не знают и меня. Когда меня мало знают, тогда я

дорог. Поэтому совершенномудрый подобен тому, кто одевается в грубые ткани,

а при себе держит яшму.

71

Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех. Кто, не имея

знаний, делает вид, что знает, тот болен. Кто, будучи больным, считает себя

больным, тот не является больным. Совершенномудрый не болен. Будучи

больным, он считает себя больным, поэтому он не болен.

72

Когда народ не боится могущественных, тогда приходит могущество. Не тесните

его жилища, не презирайте его жизни. Кто не презирает [народа], тот не

будет презрен [народом]. Поэтому совершенномудрый, зная себя, себя не

выставляет. Он любит себя и себя не возвышает. Он отказывается от самолюбия

и предпочитает невозвышенное.

73

Кто храбр и воинственен - погибает, кто храбр и не воинственен - будет

жить. Эти две вещи означают: одна - пользу, а другая - вред. Кто знает

причины того, что небо ненавидит [воинственных]? Объяснить это трудно и

совершенномудрому. Небесное дао не боретсяс, но умеет побеждать. Оно не

говорит, но умеет отвечать. Оно само приходит. Оно спокойно и умеет

управлять [вещами]. Сеть природы редка, но ничего не пропускает.

74

Если народ не боится смерти, то зачем же угрожать ему смертью? Кто

заставляет людей бояться сметрти и считает это занятие увлекательным, того

я захвачу и уничтожу. Кто осмеливается так действовать? Всегда существует

носитель смерти, который убивает. А если кто его заменит - это значит

заменить великого мастера. Кто, заменяя великого мастера, рубит [топором],

повредит свою руку.

75

Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов. Вот почему

[народ] голодает. Трудно управлять народом оттого, что власти слишком

деятельны. Вот почему трудно управлять. Народ презирает смерть оттого, что

у него слишком сильно стремление к жизни. Вот почему презирают смерть. Тот,

кто пренебрегает своей жизнью, тем самым ценит свою жизнь.

76

Человек при своем рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и

крепок. Все существа и растения при своем рождении нежные и слабые, а при

гибели сухие и гнилые. Твердое и крепкое - это то, что погибает, а нежное и

слабое -- это то, что начинает жить. Поэтому могущественное войско не

побеждает и крепкое дерево гибнет. Сильное и могущественное не имеют того

преимущества, какое имеют нежное и слабое.

77

Небесное дао напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняя

часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в

нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что

отнято. Человеческое же дао - наоборот. Оно отнимают у бедных и отдает

богатым то, что отнято. Кто может отдать другим все лишнее? Это могут

сделать только те, которые следуют дао. Поэтому совершенномудрый делает и

не пользуется тем, что сделано, совершает подвиги и себя не прославляет. Он

благороден потому, что у него нет страстей.

78

Вода - это самое мягкое и слабое существо в мире, но в преодолении твердого

и крепкого она непобедима, и нет ей на свете равного. Слабые побеждают

сильных, мягкое преодолевает твердое. Это знают все, но люди не могут это

осуществлять. Поэтому совершенномудрый говорит: "Кто принял на себя

унижение страны - становится государем, и кто принял на себя несчастье

страны - становится властителем". Правдивые слова похожи на свою

противоположность.

79

После успокоения большого возмущения непременно останутся его последствия.

Как можно назвать это добром? Поэтому совершенномудрый дает клятву, что он

не будет никого порицать. Добрые стремятся к соглашению, а недобрые - к

вымогательству. Небесное дао относится ко всем одинаково, Оно всегда на

стороне добрых.

80

Пусть государство будет маленьким, а население - редким. Если [в

государстве] имеются различные орудия, не надо их использовать. Пусть людям

до конца своей жизни не уходят далеко [от своих мест]. Если [в государстве]

имеются лодки и колесницы, не надо их употреблять. Даже если имеются воины,

не надо их выставлять. Пусть народ снова начинает плести узелки и

употреблять их вместо письма. Пусть его пища будет вкусной, одеяние

красвым, жилище удобным, а жизнь радостной. Пусть соседние государства

смотрят друг на друга, слушают друг у друга пение петухов и лай собак, а

люди до самой старости и смерти не посещают друг друга.

81

Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не

красноречив. Красноречивый не может быть добрым. Знающий не доказывает,

доказывающий не знает. Совершенномудрый ничего не накапливает. Он все

делает для людей и все отдает другим. Небесное дао приносит всем существам

пользу и им не вредит. Дао совершенномудрого -- это деяние без борьбы.

-----------------------

Знающий людей разумен. Знающий себя просвещен.

Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен. Знающий

достаток богат. Кто действует с упорством, обладает волей. Кто не теряет

свою природу, долговечен. Кто умер, но не забыт, тот бессмертен.

Учение Лао Цзы

«Дао дэ Цзин»

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты