Философия марксизма

менее хорошо видел их теоретические слабости, а порой и беспомощность. В

образы будущего авторы утопий «носили немало фантастики; они не имели

серьезного исторического обоснования, включали в себя архаические

религиозно-христианские элементы. Это препятствовало развитию

коммунистических идеи и их распространению. Следовало, таким образом, дать

философское обоснование смысла коммунизма.

Для этой цели Маркс поначалу, в 1843—1844 годах, считал пригодными идеи

Л. Фейербаха, лидера немецкой философии 40-х годов. Значение идей Фейербаха

для философских поисков Маркса заключалось кроме материалистической общей

установки еще и в том. что Фейербах соединил традицию гуманизма (человек —

высшая ценность) с атеистическим отрицанием религиозных иллюзии, с

реабилитацией чувственного начала в человеке и мыслями о гуманизации

отношений человека к природе и к людям. «Философия будущего» Фейербаха

многим в Германии 40-х годов казалась основой нового понимания мира и

человека. Мысли об освобождении человека, о реализации им своих природных

способностей («родовой сущности») выглядели революционными и не

оставляющими никакой лазейки для оправдания существующей социальной

мерзости, «зла», несчастий и унижений людей. Летом 1844 года Маркс в письме

к Фейербаху высказывает общую оценку его последних работ: «В этих

сочинениях Вы... дали социализму философскую основу... Единение людей с

людьми, основанное на реальном различии между людьми, понятие человеческого

рода, перенесенное с неба абстракции на реальную землю,— что это такое, как

не понятие общества!»[3]. Иными словами, Маркс усмотрел в фейорбаховском

истолковании человека и отношений между людьми философское изображение

общества, которое сделали своим идеалом социалисты (Фурье, Сен-Симон, Луи

Блан и др.).

2.Философский анализ политической экономии

Соединение философской основы фейербаховского гуманизма с критическим

анализом коммунистических доктрин — таков путь, избранный Марксом в 1844

году для достижения союза философии и пролетариата. Но приблизительно в то

же время эта исследовательская программа значительно расширилась.

Побудительной. причиной стало влияние молодого Ф. Энгельса, к 1844 году

самостоятельно пришедшего к коммунизму, материализму и также увлеченного

философией Фейербаха. Но, в отличие от Маркса, Энгельс, проживавший с 1842

по 1844 год в Англии, уже был хорошо знаком с организованным массовым

рабочим движением — чартизмом, с английской социалистической и

коммунистической литературой и, что самое важное, с политической экономией

великих англичан А. Смита, Д. Рикардо и др. В журнале

«Немецко-французские ежегодники» рядом со статьями Маркса была

опубликована критическая работа Энгельса об английской политической

экономии («Наброски к критике политической экономии», 1844). Энгельс

критиковал эту науку с позиций защитника интересов пролетариата. Для Маркса

в этой небольшой статье открылась новая область знания, освоить которую он

посчитал совершенно необходимым для создания нового мировоззрения.

Так в 1844 году соединились в творчестве Маркса важнейшие компоненты для

создания единой, целостной философско-мировоз-зренческой концепции.

Политико-экономический анализ действительности Маркс соединил с философской

традицией немецкой классики и с критической переработкой теорий

утопического социализма и коммунизма. Таким образом, источники марксизма —

наиболее передовая общественная мысль Европы. Маркс сознательно

ориентируется на создание интернационального, всемирно-исторического

учения.

Первая попытка разработки целостного мировоззрения осуществлялась Марксом

преимущественно средствами философского анализа; соответственно и

результатом была именно философская концепция. Она была создана тогда же,

летом 1844 года. К сожалению, рукописи Маркса были опубликованы только в

1932 году под названием «Экономическо-философские рукописи 1844 года».

Основное в работе — идея отчуждения человека в обществе господства частной

собственности и преодоления отчуждения в исторической перспективе

коммунистического будущего.

Сама по себе мысль об отчуждении человека уже была глубоко проанализирована

в немецкой классической философии. В «Экономическо-философских рукописях

1844 года» Маркс высоко оценил работу по осмыслению проблемы отчуждения

человека, проделанную Гегелем и Фейербахом, и вместе с тем выявил

принципиальные недостатки их концепции отчуждения. У Гегеля уничтожение

отчуждения человека изображается как чисто духовный акт, осуществляемый

философом как олицетворением универсального разума. Фейербах видел корень

зла в религиозном отчуждении, которое Маркс справедливо счел вторичным,

производным видом отчуждения. Фундаментальным, базисным для всякого

отчуждения человека, по Марксу, является экономическое отчуждение, или

отчужденный труд.

3.Отчужденный труд и общество отчужденного человека

Отчужденный труд (труд по принуждению, подневольный) Маркс рассматривает в

четырех аспектах. Во-первых, рабочий использует материалы, которые в

конечном счете взяты у природы, и получает в результате труда нужные для

жизни предметы, вещи, продукты труда. Ни исходный материал, ни продукты

ему, рабочему, не принадлежат они ему чужие. Чем больше исходных

материалов перерабатывает рабочий и чем больше вещей, продуктов он

вырабатывает, тем больше мир предметов, ему не при надлежащих, «чуждых» ему

Природа делается для рабочего только средством труда, а предметы, вещи,

которые создаются в производстве, средствами жизни, физического

существования. Они подчиняют себе рабочего, он полностью от них зависит.

Во вторых, сам процесс трудовой деятельности для рабочего принудителен.

Он не имеет выбора: работать ему или не работать, поскольку не может иначе

обеспечить возможность существования. Но такой труд — это «не

удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения

всяких других потребностей ..»[4]. Далее. Рабочий и в процессе труда

остается подчиненным контроль, регулирование, управление принадлежат не

ему. Поэтому не в труде, а только вне труда рабочий освобождается, сам

распоряжается собой. Он чувствует себя свободным «при еде, питье, в половом

акте, в лучшем случае еще расположась у себя в жилище, украшая себя и т.

д.»[5], то есть, осуществляя жизненные функции, общие у человека с

животными. А труд — форма жизнедеятельности специфически человеческая для

рабочего, напротив, представляется унижением в себе человека, употреблением

человека в животной функции, античеловеческим занятием.

В третьих, труд подневольный, как показывает Маркс, вообще отнимает у

рабочего «родовую жизнь». Род человеческий живет в природе. Сам человек

природное существо, его жизнь неразрывно связана с природой. Эта связь —

деятельный контакт с природой, в котором главное труд, производство:

«...произведет венная жизнь и есть родовая жизнь. Это есть жизнь,

порождающая жизнь»[6]. Но для рабочего, наоборот, труд — лишь средство для

поддержания собственной индивидуальной жизни, а отнюдь не жизни «рода»

Рабочий относится к производству и природе не как свободный человек, а как

рабочий, то есть отчужденно, как к чуждому, даже враждебному. Это и значит,

что у рабочего отобраны и родовая жизнь, и человеческая сущность.

В четвертых, подневольный труд порождает отчуждение между людьми Рабочие

чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться, чтобы

жить; тем более рабочие чужды тому, кто заставляет трудиться и отбирает

продукт труда. Этот человек не зависит от рабочего, властвует над ним и

управляет им.

Отчуждение труда — базовое, фундаментальное, глубинное социальное

отношение. Не только рабочий теряет в условиях отчуждения свою человеческую

сущность и родовую жизнь все прочие люди, начиная с капиталистов, также

являются отчужденными людьми. Отношения между людьми также отчужденные, и

различие лишь в том, каковы виды, уровни отчуждения. Маркс указывает на

факт существования первичных и вторичных видов отчуждения. Почему же это

происходит? Почему человек становится отчужденным человеком?

Отчужденный труд равнозначен существованию частной собственности. Частная

собственность — основа экономической жизни, та самая фактическая основа,

которую политэкономы не обсуждают, считая «естественной предпосылкой». На

частнособственнической экономике «держится» вся человеческая история, вся

жизнь людей. Это значит, что экономическая история — ключ к пониманию

человеческой жизни как таковой. «Религия, семья, государство, право,

мораль, наука, искусство и т. д. суть лишь особые виды производства и

подчиняются его всеобщему закону»[7]. Жизнь людей в условиях экономического

отчуждения (всех людей, не только рабочих) искажает, калечит их, делает

«частичными индивида ми» или неразвитыми, недочеловеческими существами.

«Частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонними, что

какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем...

когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем, носим на своем теле,

живем в нем и т. д.,— одним словом, когда мы его потребляем... Поэтому на

место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих

чувств — чувство обладания» [8].

Негативная философская оценка «атомарного индивида» и жизненной реальности

совпадает у Маркса с Фейербахом, но надежд на чисто духовный, моральный

переворот Маркс не питает. Отчуждение должно быть преодолено в самой своей

основе в труде, в производственной деятельности. Перспективы развития

человека и человечества — в преобразовании основы основ, в уничтожении

отчужденного труда.

4.Устранение отчуждения. Универсальный человек

Процесс, обратный отчуждению, присвоение человеком собственной подлинной

человеческой сущности. Маркс связывает этот процесс с общественными

преобразованиями, с «общечеловеческой эмансипацией», с тем освобождением,

которое в своей основе имеет уничтожение отчужденного труда. «Предположим,

что мы производили бы как люди»[9],— начинает Маркс одно из рассуждении о

таком общественном устройстве. Что будет, если человек начнет «производить

как человек», то есть не подневольно, не ради куска хлеба, денег, рынка,

государства и т. п.? Это означает, по Марксу, что самое существенное в

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты